Стоит ли запускать бизнес по продаже товаров для взрослых на маркетплейсах: плюсы и минусы

в избранное
партнерский материал

Иван Фадеев несколько лет назад запустил интернет-магазин игрушек для взрослых, однако тогда дело не пошло. Сегодня он вернулся в продажам в этой нише, но на этот раз пошёл другим путем, и продает их по всей России через «Яндекс. Маркет», «СберМегаМаркет», Ozon, Aliexpress и Wildberries. Он рассказал нам, почему товары для взрослых идеально подходят для торговли на маркетплейсах и нужно ли учиться торговле на этих площадках.

Как всё начиналось?

Несколько лет назад мы попробовали запустить онлайн-магазин 18+. На мой взгляд, эта категория – довольно сложная для продвижения, если ты продаёшь исключительно через интернет-магазин. Мы толком не представляли, как работать с рекламой в условиях цензурных ограничений, да и не все площадки позволяют размещать контент с пометками 18+. В результате мы с партнёрами отвлеклись на другой проект. А два года назад мы начали работать с маркетплейсами – они тогда только начали активно развиваться в России, и многие из них стали открывать категорию товаров для взрослых. Сейчас же больше половины всех продаж в интернете совершаются через них. Интернет-магазины остаются актуальными, но уже гораздо меньше.

Чем выгодна работа с маркетплейсами?

Одна из основных статей расходов предпринимателя, запускающего интернет-магазин – маркетинг, на который может уходить серьёзная часть бюджета. Здесь нужно постоянно пробовать, тестировать, разрабатывать креативы, а на маркетплейсах можно просто разместить свой ассортимент и за фиксированную комиссию получать заказы. Они обеспечивают огромный объём траффика, который сложно организовать своими силами. Маркетплейсы тратят огромные бюджеты на продвижение себя, и в их интересах максимизировать количество заказов. Для продавцов это огромный плюс, так как все маркетинговые расходы они берут на себя. Также важна прозрачность этих площадок – мы точно знаем, сколько заплатим маркетплейсу за каждый заказ.

Как продавать ассортимент с пометкой 18+?

Здесь не возникло абсолютно никаких сложностей, с которыми мы столкнулись в самом начале пути, когда запускали интернет-магазин. Вся маркетинговая активность находится на стороне маркетплейсов – они сами запрашивают товар, ищут блогеров для рекламы и дают ссылку на нас. Мы получаем покупателей, но не занимаемся рекламой. Конечно, можно привлекать к работе собственными усилиями блогеров, как это делают другие, но, на мой взгляд, это нерентабельно. Блогер делает обзор, даёт ссылку, человек переходит на страницу маркетплейса, где помимо наших товаров представлено много товаров конкурентов. Даже в карточке нашего есть ссылки на других продавцов. Получается, за продвижение платим мы, а трафик достается не только нам, но и маркетплейсу, и конкурентам.

Как происходят отгрузки товара?

Мы получаем заказ от клиента через витрину маркетплейса и только после этого выкупаем заказанный товар у продавца. Сотрудничаем с «Поставщиком счастья» – они сами упаковывают, маркируют и отгружают заказы день-в-день, либо на следующие сутки. Благодаря этому мы не загружаем свой склад и вовремя поставляем товары клиентам.

«Поставщик счастья» предлагает глубокую IT-интеграцию с каждым из маркетплейсов, представленных в России. Так как всё это организовано внутри одной информационной системы, предпринимателю не приходится решать интеграционные вопросы. В случае, если бы мы реализовывали все эти задачи самостоятельно — пришлось бы отдельно интегрироваться с поставщиком, логистом, маркетплейсом, а потом всё это «слеплять» в единую систему самостоятельно. 

В чем сложности работы с маркетплейсами?

В 2020 году, когда в России ввели локдаун, количество заказов у нас просто зашкаливало. Людям было скучно дома, и они всеми силами пытались разнообразить свою жизнь. Сегодня ситуация немного иная и прибыль составляет примерно 10% от наших пиковых «пандемийных» показателей. За последний год очень сильно увеличилась конкуренция, многие начали демпинговать, и, как следствие, маржинальность уменьшилась.

Из существенных минусов – регулярное повышение комиссий площадок, ужесточение условий поставок, которые происходят каждые два-три месяца. Если мы раньше могли позволить себе какой-то заказ отгрузить позже, то сейчас это практически невозможно.

Как вы боролись с демпингом?

Как правило, все топовые производители отслеживают изменения цен на свои товары и назначают санкции, если магазин продаёт товары ниже рекомендуемой розничной цены. По нашему опыту, сначала следует предупреждение о несоответствии цены. Если у продавца не получается быстро отреагировать, то происходит блокировка отгрузки отдельных артикулов, и она может длиться несколько дней. Если зафиксировано повторное нарушение, то блокировка может продлиться месяц.

Какова комиссия площадок и прибыль?

Комиссия на каждый товар разная – где-то она может составлять 3%, а где-то 20%. На чистую прибыль остается 1-2% от розничной цены в самых низкомаржинальных категориях, и до 20-30% в высокомаржинальных, к которым относятся и товары для взрослых.

Нужны ли курсы обучения работе с маркетплейсами?

Я считаю, что стартовать на маркетплейсе достаточно легко: достаточно обладать минимальным предпринимательским опытом. Плюсом к этому у меня техническое образование, поэтому мне это далось легко и просто. Мои друзья, которые вышли на рынок с товарами для взрослых, когда там уже была сильная конкуренция, тоже не столкнулись с какими-то серьезными проблемами.

Однако, я понимаю, что сложности могут возникнуть. Если опыта предпринимательской деятельности до этого не было, то такие курсы помогут сэкономить время. Кто-то освоит весь инструментарий за неделю, кому-то и месяца будет мало. После обучения эти несколько месяцев могут превратиться в несколько дней. А еще такие курсы могут обезопасить начинающего предпринимателя от ошибок и потерь, которых на старте сложно избежать.

Какие перспективы у работы с маркетплейсами?

Рынок маркетплейсов в России еще достаточно молод, поэтому его пока штормит и кидает из стороны в сторону. Для того, чтобы он сформировался и окреп, нужно подождать еще пару лет. Я считаю, что всё нормализуется, когда отсеются те предприниматели, которые зашли на волне всеобщего хайпа, не имея представления, зачем они это делают. Большинство наиграется и уйдёт в другие направления. Будущее маркетплейсов – за продавцами с сильными ресурсами и чётким пониманием правил, по которым этот бизнес существует.

Реализовать себя в сегменте торговли интимными товарами можешь и ты, обратившись в компанию «Поставщик счастья».  Это основоположник дроппшипинга в России. Специалисты оказывают поддержку клиентам на всех стадиях — от запуска проекта до его продвижения в СМИ на этапе успеха. «Поставщика счастья» — компания с самым большим на рынке ассортиментом товаров категории 18+. В продаже более 30 000 артикулов, что в несколько раз больше, чем у любого другого поставщика.

Открыть бизнес вместе с «Поставщиком счастья»