Наверняка тебе хоть раз доводилось слышать стендап: на концерте, дома у телевизора или на работе в исполнении утомительного босса. Как бы там ни было, этот жанр предполагает единоличное выступление комика перед публикой, которая готова выслушать проблемы, мысли и наблюдения из жизни. На практике все гораздо проще: «свой в доску» человек рассказывает бытовые истории, не забывая при этом шутить. Но у стендапа, как и у любого жанра, есть свои законы и тонкости. И если ты давно хотел с ними познакомиться, но не знал, с чего начать, редакция Brodude искренне надеется, что эта статья станет первым звонком к решительным действиям.
Краткая историческая справка: жанр «стендап» зародился в Великобритании в XIX веке и в первоначальном виде был скорее разновидностью мьюзикла. Чуть позже, в 70-х, когда театральная цензура стала мягче, стендап стремительно набирал обороты. В последствии жанр стал основной формой юмористического соло-выступления, захватив умы многих известных личностей. К слову, в Америке одним из первопроходцев стендапа считается Марк Твен (да, именно тот гений, придумавший Тома Сойера).
Теперь, благодаря развитию телевидения, радио и интернета, каждый человек со смешным монологом может стать богатым и знаменитым. Например, мы бы никогда не узнали о существовании комедийного актера Зака Галифианакиса из «Мальчишника в Вегасе», если бы он не начал свой путь с сольных юмористических перфомансов. И как тут не вспомнить про умопомрачительный стендап Эдди Мерфи «Без купюр», записанный на кинопленку и выпущенный в прокат в 1987 году, или Джоржа Карлина – этого циничного и самобытного стендапера. Да, возможно, многие любители интеллигентного и высокого скажут, что в таком жанре слишком много ненормативной лексики и запрещенных тем. Но вот в чем соль – стендап дерзок и ошеломителен настолько, насколько это дозволено.
Юмор шагает в ногу со временем, и стоит признать, что на некоторые темы невозможно говорить тихо и без брани. Нет, это не означает, что там, где мат, всегда смешно. Псевдоюмористические шоу, устраиваемые в подвалах полуразрушенных домов, в которых нетрезвые «комики» выходят и поливают грязью зал, не имеют ничего общего со стендапом. Давайте вернемся к классическому представлению о юморе в этом жанре – минимум декораций и пафоса, максимум смысла и юмора. Эта особенная атмосфера актуальна и по сей день. Миллионы творческих людей во всем мире стремятся собирать полные концертные залы и демонстрировать свои уникальные юмористические навыки. Но вот в чем подвох: большая конкуренция формирует что-то вроде естественного отбора. Если ты действительно смешной — дорога открыта. И это безумно сложно – проработать свой образ от и до, регулярно писать смешной текст, проверять его на разных типах аудитории и не забывать про саморазвитие. По сути, стендапер – не просто парень со двора с набором анекдотов, это настоящий философ, способный донести свою мысль ясно, емко и смешно.
Стендапер – артист оригинального жанра, потому что его выступление может быть настолько смешным, насколько он сам этого хочет. И даже у самых талантливых актеров не всегда получается погрузить в свои фантазии искушенного зрителя, заставить верить, что он говорит смешно и интересно.
История развития столь популярного жанра весьма специфична, когда речь идет о нашей стране. Подобие стендапа зародилось в советском союзе, но, опять же, многие монологи жестко упразднялись цензурой, а недостатки текстовой составляющей восполнялись актерской игрой. Нельзя упустить из виду вклад в развитие отечественного юмора монологов Геннадия Хазанова, Аркадия Райкина и Сергея Дроботенко (последний, скорее, внес отрицательный вклад). Как бы там ни было, сейчас на центральном телевидении можно наблюдать множество юмористических шоу, в которых стендап в классическом формате является неотъемлемой частью. И это здорово – русской душе всегда есть о чем порассуждать, поплакать и посмеяться.
Существует несколько разновидностей стендапа: цельный монолог, уанлайн («в одну строку» – набор из коротких шуток), импровизация или оригинальный подход (музыкальный или визуальный стендап). У каждой из них, безусловно, свои плюсы. Но, начиная заниматься этим непростым жанром, ты наверняка почувствуешь, что тебе ближе и что получается лучше.
Прежде чем ты решишься впервые выйти на сцену перед живой публикой, ты просто обязан быть теоретически готов. Есть множество полезной литературы о том, как писать монологи, что стоит говорить, а что – категорически нет. Смотри выступления других комиков – молодых, старых, зарубежных, отечественных… Не важно! Главное, ты отметишь для себя какие-то черты фирменного стиля и поведения на сцене. Но не пытайся воровать шутки, чувак. Стендап – жанр, в котором очень сложно повторить чью-то шутку так, чтобы она звучала как твоя. Зритель всегда умнее, он чувствует, когда его обманывают. И, конечно, не любит этого. Случается и такое, что публика не готова воспринимать тебя, буквально кричит непристойные вещи, будь к этому готов. Юмор – дело интимное, иногда он просто не подходит конкретной ситуации, тому или иному залу.
Невозможно стать высококлассным юмористом с первого же выступления. Стендап – постоянная работа над собой. Начни проверять шутки на друзьях, постепенно расширяя и меняя аудиторию. Внимательно анализируй реакцию, отмечай наиболее успешные моменты выступления и изменяй то, что не удалось подать смешно. Опыт – залог успеха. Чем чаще ты выступаешь, тем больше вероятность творческого роста. Но вот особенность: не нужно выступать только ради того, чтобы выступить, для галочки. Каждый раз, выходя к микрофону, ты должен держать в голове цельное выступление, в котором уверен. Выступление должно тебе нравиться, иначе оно обречено на провал. И пусть не все шутки получат ту реакцию, которую хотелось бы слышать, — ты хотя бы будешь знать, над чем работать. Записывай выступления на видео и не стесняйся общаться со зрителем в неформальной обстановке после шоу. Задай себе определенную планку юмора и старайся постоянно ее повышать. Обсуждай с другими комиками какие-то идеи и мысли, проводи «разбор полетов», делись опытом. Только после многоуровневой редактуры подобного рода ты будешь готов к телевизионной съемке и свету софитов.
Слава и популярность не придут сразу. Любой настоящий стендапер скажет тебе, что первое время ты не будешь получать даже денег за свои юмористические труды. Но работа ради опыта и работа за еду – тоже работа. Вполне возможно, что именно ты – будущее российской и мировой юмористической сцены, и тебя ждет длинноногая блондинка в розовом кадиллаке. Все это приходит со временем (как и в любом деле), так что запасись терпением и нервами. Даже если тебе не суждено стать звездой с телеэкрана, опыт выступлений поможет в общении с людьми, даст много полезных знакомств и приятных воспоминаний.