Несмотря на то, что в 21-ом веке получили широкое распространение такие термины как буллинг, абьюз и харассмент, люди издевались над другими людьми всегда, издеваются сейчас и, скорее всего, продолжат издеваться. Такова уж человеческая натура: некоторым просто невдомёк, что унижение беззащитных это, скорее, проявление слабости и мелочности, нежели силы.
Но что, если я скажу тебе, что в Средневековье буллинг мог достигать таких масштабов, которые и не снились современному депрессивному подростку. Последняя Тирольская графиня Маргарита за ведение в принципе справедливой и правильной политики получила клеймо самой уродливой герцогини в мире и заодно обидное прозвище — Маульташ, что в приблизительном переводе означает «большая губа».
Детство, свадьба и революция
Маргарита родилась в 1318 году в семье правителя Тироля и по совместительству короля Чехии и Богемии Генриха Хорутанского. По средневековым традициям и из любви к ранним династическим бракам девочку уже в 11 лет выдали замуж за представителя Люксембургской династии Иоганна Генриха, которому, кстати, было всего 7. Счастливая (а может, и не очень) семейная жизнь двух королевских подростков продолжалась недолго, потому что через пять лет умер отец Маргариты, и за неимением наследников мужского пола земли Тироля должны были перейти во владение австрийского рода Габсбургов — таковы были условия заключённого ранее договора.
Маргарита, в свою очередь, решила, что такой расклад её в корне не устраивает и подговорила знать устроить переворот. Несмотря на то, что в те времена подростки голубых кровей вытворяли не менее отчаянные авантюры, для 17-летней девочки устроить революцию, согласись, не так просто, как кажется.
Тем не менее благодаря грамотной, справедливой и жёсткой политике герцогиня Тирольская смогла добиться независимости для своего государства и стала править землями, которые по праву принадлежали ей.
От любви до буллинга — один визит в Ватикан
Поначалу Маргарита терпела своего малолетнего супруга, но Иоганн Генрих бездельничал, пировал, охотился и не стеснялся проводить время в компании других женщин, находясь в замке собственной жены. Через 6 лет такого абьюза, в 1341 году Маргарита устала, с позором выгнала супруга из своего замка и развелась в одностороннем порядка при поддержке местных дворян.
Обиженный Иоганн пошёл ныть в Ватикан лично к Папе Римскому на несправедливость и жестокость Маргариты по отношению в отвергнутому супругу. Главный священник всея Европы, воспитанный в духе Средневековья, естественно, не оценил такую выходку со стороны Тирольской графини. Он приказал ей пустить Иоганна домой и прекратить вести себя столь неподобающим для христианской церкви образом.
Однако Маргарита — женщина с характером. Она попросту закрыла ворота семейного замка перед носом нерадивого супруга и вышла замуж повторно — за герцога Баварии Людвига, который был ещё и одним из главных противников Папы Римского. Тогда Ватикан не придумал ничего лучше, чем от бессилия начать травлю ни в чём не повинной женщины. С тех пор священники стали называть её Маргаритой Маульташ, то есть Маргаритой «большой губой», намекая на её распутство, о котором современникам вообще-то ничего не известно. Вероятнее всего, Папа просто оклеветал свою обидчицу, но Маргарита в общем-то не сильно и обиделась, ведь настоящие проблемы свалились на честное имя Тирольской герцогини значительно позже.
Посмертное клеймо уродства
Когда Маргарите было 43 года у неё умер муж, а ещё через три года — их совместный сын Мейнгард III. Будучи уже достаточно старой по средневековым меркам, да ещё и уставшей от бурных потрясений молодости и обидной клички, герцогиня Тирольская начала постепенно сдавать свои позиции.
Австрия всё сильнее давила на неё с требованием передать тирольские земли во владение Габсбургов и, не выдерживая давления, она сдалась, причём на достаточно неприятных условиях: согласно заключённому договору, ей нельзя было больше появляться в родных краях, поэтому последние дни Маргарита доживала в Вене, где и скончалась в гордом одиночестве.
Однако спустя примерно 150 лет она переродилась на портретах европейских художников, изображавших её чуть ли не мифическим чудовищем: уродливое лицо, огромная челюсть, иногда даже рога украшали лицо Маргариты. Всё дело в том, что большинство записей о последней правительнице Тироля были написаны австрийцами, баварцами или священниками, которые, как ты знаешь, недолюбливали нашу героиню. Естественно, они описывали её как страшное, ужасное чудовище, с огромной губой и ртом, похожим на кошелёк.
Под влияние злых языков попали не только малоизвестные художники и писатели, но и такие именитые деятели культуры как Леонардо да Винчи и братья Гримм. Леонардо сделал набросок герцогини, представив её форменным чудовищем, а Квентин Массейн доделал его работу, нарисовав достаточно живой портрет с говорящим названием «Уродливая герцогиня». Братья Гримм, в свою очередь, собрали все байки о Маргарите и, переработав немного, отправили в сборник своих рассказов. Она же стала прообразом Герцогини Льюиса Кэррола из его «Алисы в стране чудес»: на иллюстрациях Льюиса Теннела ты увидишь до боли знакомое уродливое лицо с огромным ртом и широкими скулами.
Несмотря на это, современник Маргариты Иоганн фон Винтертур утверждал, что она была вполне симпатичной, а на единственном сохранившемся официальном изображении герцогини — её личной печати, ты можешь увидеть высокую, достаточно стройную и уж точно не уродливую последнюю правительницу Тироля — Маргариту.
Комментарии
(0)