Когда ты в последний раз делал что-то своими руками? В наши дни эта необходимость возникает редко, потому что всё можно купить в магазине. С одной стороны, это удобно: ты не тратишь свое время на бытовые дела и можешь получить всё, что угодно, заплатив за это деньги. С другой стороны, здесь есть и масса недостатков: мы становимся зависимыми, неспособными на элементарный ручной труд, мы губим в себе творческие зачатки и всё глубже погрязаем в потреблядстве, покупая, покупая и еще раз покупая.
Да, все мы потребители. С самого детства. Сначала нам вообще ничего не нужно делать — только потреблять. Мелкий тип живет с родителями и только получает: чувак живет в родительском доме, ест родительскую еду, использует родительские штуки. Свободное время всех детей — это развлечение. Они потребляют родительские ресурсы и позволяют о себе заботиться. Они оставляют очень маленький след в этом мире, они зависимы.
Проблема в том, что мы вырастаем и не бросаем эту пассивную роль. Вместо того чтобы создавать, мы потребляем. Мы больше не зависим от мамы с папой (хотя кто-то еще зависит, позор этим чувакам!), но зависим от вещей, необходимых для нашего счастья. Мы потребляем одежду, кино, видеоигры, машины, пищу и путешествия — и всё это, чтобы стать счастливыми. Мы живем лишь для собственного удовольствия и развлечения.
Вот здесь и пролегает разница между мальчиком и мужчиной: мальчик живет для себя, а мужчина, хотя и наслаждается жизнью, имеет и более высокие цели. Мальчики ищут себя в том, что они покупают, а мужчины — в том, что они делают. Мальчики строят свою идентичность на потреблении, а мужчины — на том, что они создают.
Потребление ослабляет инициативу
Мы уже неоднократно писали, что мужчины желают быть создателями и капитанами своей собственной судьбы, они хотят контролировать свою жизнь. Мы хотим быть свободными и поворачивать свой корабль в любую сторону по своему собственному желанию.
Консьюмеризм — прямая противоположность этим логичным стремлениям, хотя часто кажется, что он как раз и стимулирует нас к крутым поворотам. Потребление, основанное на выборе из многих опций, мириадах различных продуктов и услуг — это не путь к свободе и контролю. На самом деле этот контроль — иллюзия. Потребление предполагает обширный выбор, но это всё равно что закрытый вопрос в тесте, где можно выбрать сколько угодно вариантов ответа. Ты выбираешь лишь из того, что есть перед тобой. Интересный парадокс нашего общества: мы чувствуем себя поразительно свободными из-за широкого ассортимента и несвободными из-за постоянного потребления.
Подавление творческих импульсов
Мужчины жаждут быть созидателями, изменять мир вокруг себя, превращать древесину в мебель, а холст — в произведение искусства. Им хочется что-то оставить после себя. Отрицание этой черты мужского склада ума очень вредит современному обществу. Молодые мужчины учатся думать о жизни после тридцати как о своего рода смерти, как об эпохе, когда время останавливается, когда им придется бросить привычную жизнь, полную наслаждений, и жить для других. Парадоксально, но никто никогда не говорит, что потребление — это и есть то самое условие, при котором время останавливается и ты не можешь достичь желаемого, как бы ни пытался. Твой разум оказывается в ловушке: ты пытаешься приобрести что-то новое в бесплодной попытке получить новое удовольствие, но итог один. Ты потребляешь и не можешь получить от этого новое удовольствие, радоваться обновкам так же, как раньше. Этот круг не кончается.
Мы не говорим о том, что нужно срочно прекратить потреблять любые продукты: это просто невозможно. Мы хотим сделать акцент на том, что потребление не приносит плодов и не делает счастливым.
Например, когда ты что-то создаешь вместо того, чтобы купить это, тебе приятен сам факт, что ты можешь что-то сделать, если это тебе нужно. Быть созидателем — гораздо более долгое удовольствие, это чувство удовлетворения. Потребить легче, но не так приятно, как сделать что-то самому.
Ослабление дисциплины и чувства долга
Проблема потребления еще и в том, что в нем дело не продвигается дальше выбора. Это вся идея консьюмеризма — иметь выбор и совершать выбор. Выбираешь, выбираешь, выбираешь. А дальше что? Конечно, это не твоя забота, потом ты выбираешь еще что-нибудь — и так бесконечно. Нам не нужно идти дальше выбора, брать на себя ответственность и выполнять обязательства.
Да, такой взгляд на вещи прокатит с зубной пастой, но с более глобальными вещами уже нет. С отношениями — нет. С воспитанием детей — нет. А как нам научиться делать всё это, если большую часть времени мы просто выбираем и не знаем, что делать дальше? В жизни нам нужна дисциплина, чтобы строить что-то крепкое, особенное и стоящее. Повседневность нас этому, увы, не учит.
Мы отвлекаемся от того, что на самом деле имеет значение
Потребителями движет желание найти продукты и услуги, которые позволят им пережить в реальности то, о чем они мечтали. Конечно, новый продукт или новый опыт никогда не оказывается настолько классным, насколько мы ожидали. Человек утрачивает иллюзии, а потом обретает новое желание и ищет способы его воплотить, искренне считая, что уж на этот раз всё будет отлично. Однако все мы отлично знаем, как сильно отличаются ожидание и реальность. Не имеет значения, насколько крут товар, который мы купили — фантазия всегда рисовала нам его гораздо более совершенным. Это такой порочный круг желания и неудовлетворения.
Эту брешь невозможно закрыть ничем, однако потребителя не остановить. Он получает больше удовольствия собственно от желания, чем от его удовлетворения; от ожидания, а не от использования нового товара. Удовольствие — это промежуток между воображением и реальностью.
Такой моральный подъем во время ожидания не вреден. Именно он помогает нам двигаться к цели, от никчемного к стоящему. Дискомфорт появляется, лишь когда ты осознаешь пропасть между желаемой жизнью и тем, какова она на самом деле. Исследования доказали, что мы получаем большее удовлетворение, когда движемся к цели, чем когда наконец достигаем ее.
Проблема консьюмеризма еще и в том, что он отвлекает нас от того, что действительно должно нас интересовать. Этот постоянный дискомфорт вызван не тем, что нем не хватает новой штуковины, а тем, что нам необходимо постоянное самосовершенствование, сила, развитие.
Создавай больше, потребляй меньше
Одно время я очень много играл в видеоигры. В этом нет ничего плохого — время от времени порубиться в компьютер. Что не так?
Раньше мужчины были солдатами, а теперь они играют за них. Раньше мужчины играли в баскетбол и футбол, а теперь просто ставят аватар и нажимают на кнопки, управляя игроками на экране. Раньше мужчины играли на музыкальных инструментах — теперь они нажимают кнопки на игрушках. Раньше мы создавали, а теперь потребляем.
Почему мы часами рубимся в Guitar Hero, а не учимся играть на гитаре? Играть на настоящем инструменте сложнее. Для этого надо прилагать усилия, и всё, что не имеет кнопки reset — уже определенное обязательство. Неужели мы так этого боимся?
Но ведь реальность гораздо интереснее. Ты изменяешь окружение, а оно изменяет тебя. Акт созидания делает из тебя мужчину, развивает твои чувства и навыки, увеличивает твою силу, оттачивает твой характер. Пассивное потребление оставляет тебя незатронутым, неизмененным. Потребление провоцирует равнодушие, созидание требует вовлеченности.
Созидание может принимать разные формы. Традиционные формы даже лучше новых: созидание на работе, создание крепких и здоровых отношений в семье, воспитание детей. Но есть и другие формы созидания. Например, хобби вроде садоводства и огородничества, искусства, музыки. Конструируй, пиши, фотографируй, заведи блог. Да просто каждый день совершенствуй свой характер.
Быть мужчиной — не значит надеть костюм-тройку. Это значит играть активную роль в этом мире, а не пассивно наблюдать, что с тобой будут делать в следующий момент. Оставть свой след. Создай свой мир, а не употреби его.
Комментарии
(1)Тонкая статья, нечего не дает такого удовольствия от жизни, как ощущение способности изменять пространство вокруг себя…