Культура
09 декабря, 2021

Советская военная техника, которая до сих пор пугает весь мир

Несмотря на то, что эта техника стоит на вооружении уже больше 30 лет, она может составить конкуренцию даже современным моделям.

Советский Союз, без преувеличения, являлся сверхдержавой. Можно как угодно относиться к нему, но отрицать факт, что оружие, сделанное в СССР, было одновременно мощным, надежным и недорогим — просто глупо.

Сегодня мы расскажем лишь о части той военной техники, что заставляла всех по ту сторону от границы ГДР усиленно потеть. Если же перечислять все наработки Советского Союза, из-за которых западным генералам снились кошмары, на это уйдет тонна текста.

Ракетные крейсеры проекта 1164 «Атлант»

Когда в 1979 году в состав советского ВМФ вошли тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан», на Западе напряглись, но не сильно. Дело в том, что при всей своей мощи «Орланы» были крайне дорогими, и даже на сегодняшний день, спустя более чем 40 лет, построено всего 4 корабля.

Тогда перед советским командованием встала задача нахождения альтернативы. Ей стали крейсеры проекта 1164 «Атлант», которые при меньшем водоизмещении обладали практически теми же характеристиками. Важным моментом было то, что в крейсерах «Атлант», в классификации НАТО «Слава», упор был сделан на наступательные операции, а не на оборону, что заставило западных адмиралов задаться вопросом: «а зачем, и где будет применен».

Эти крейсера оснащаются 16 противокорабельными ракетами, 64 зенитными ракетами большой дальности, спаренным 130-миллиметровым оружием двойного назначения, противолодочным минометом и другими орудиями. Все это оружие закреплено на мощном корпусе, который двигатели разгоняют до 32,5 узла, а дальность плавания составляет 8 тысяч морских миль. Эти характеристики делают «Атлант» одним из самых совершенных штурмовых кораблей в мире.

Подводные лодки проекта 949А «Антей»

Несмотря на то, что в строю ВМФ России находится три новых подлодки 4-го поколения проекта 885 «Ясень», в эксплуатации основными все еще являются подводные лодки проекта 949А «Антей». Они были введены в эксплуатацию в 1986 году и имели на тот момент самые совершенные характеристики, и даже сегодня ни у кого не возникает сомнений в их эффективности.

Одно из самых больших достоинств подлодок «Антей» — их скорость и маневренность. Подлодки оснащаются двумя ядерными реакторами и двумя паровыми турбинами общей мощностью 98 тысяч лошадиных сил. Также в качестве вспомогательного оборудования эти подлодки оборудуются двумя дизель-генераторами общей мощностью 8700 лошадиных сил. Благодаря такой огромной мощности «Антей» способны разгоняться до 32 узлов в подводном и до 15 в надводном положении.

Что касается дальности плавания, то она не ограничена благодаря все тем же ядерным реакторам, а автономность составляет до 120 суток. Кроме того, благодаря мощному корпусу подлодка способна погружаться на глубину до 600 метров.

Все это вкупе с противокорабельным вооружением из 24 ракет, а также минно-торпедным, состоящем из шести торпедных аппаратов, позволяет подводным лодкам проекта 949А «Антей» оставаться практически незамеченными для вражеского флота, и в случае необходимости надолго затаиваться на большой глубине на длительное время.

БТР-80

БТР-70, которая была принята на вооружение в 1971 году, предназначалась для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки. Машина являлась плавающей, с круговым бронированием, боевой единицей с полным приводом, которая была способна преодолевать серьезные препятствия. Увы, но после нескольких боевых применений в Афганской войне было выявлено несколько недостатков БТР-70, и на его смену в 1986 году пришла БТР-80. И вот она уже была лишена недостатков предыдущей модели.

Несмотря на то, что БТР-80 не способен выдержать прямого попадания гранатомета с близкой дистанции, у нее значительно улучшилась защита, по сравнению с предыдущей моделью, особенно в модификации БТР-80А. На вооружении БТР-80 стоит спаренная установка 14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм ПКТ, позволяющая вести огонь по наземным и воздушным целям на расстоянии от 1 до 2 километров.

Двигатель мощностью 260 лошадиных сил способен разгонять бронемашину до 120 километров в час, преодолевая стены высотой до 50 сантиметров и подъемы до 30 градусов. Все это делает БТР-80 одним из лучших средств поддержки пехоты в современной маневренной войне.

Т-80

Несмотря на то, что уже давно существуют Т-90 и Т-14, основной танк Т-80, вставший на вооружение советской армии в 1976 году, до сих пор наводит страх на весь мир. И это, кстати, был первый в мире основной танк со встроенной противоснарядной динамической защитой, что еще больше подгоняло западных военных инженеров к введению такого новшества в своих разработках. У этого танка были недостатки, но их устранили в последующих модификациях.

Танк Т-80 имеет максимальную скорость движения 70 километров в час, благодаря чему отлично справляется с боевыми задачами в условиях современной маневренной войны и не сильно тормозит наступление, обеспечивая прорыв линии фронта и позволяя БТР двигаться практически с максимальной скоростью.

Танк оснащен 125-миллиметровой гладкоствольной пусковой установкой, 7,62-мм пулеметом, 12,7-мм зенитным пулеметом и системой пуска дымовых гранат.

Су-27

Су-27 поступил на вооружение советской армии в 1985 году, и до сих пор является одним из основных самолетов ВВС России, которые, с модификациями, могут посоревноваться в скорости и маневренности даже с современными истребителями. Благодаря мощным двигателям скорость Су-27 у земли составляет 1400 километров в час, а на высоте уже 2430. Такие характеристики позволяют решать боевые задачи за секунды на огромном расстоянии.

Так, например, в 1986 году летчик-испытатель Виктор Пугачев поднялся на высоту 3 километра всего за 25,4 секунды. В том же году он достиг 12 километров за 58,1 секунды, а уже в 1987 году летчик-испытатель Николай Садовников достиг высоты в 15 километров за 76 секунд.

Такая маневренность и скорость вкупе с богатым вооружением в виде 30-мм пушки, ракет «воздух-воздух» и авиабомб не могла остаться незамеченной, и до сих пор, несмотря на возраст истребителей, они остаются грозным оружием.

МиГ-29

МиГ-29 — это еще один новатор наряду с Т-80, ведь он, встав на вооружение в 1983 году, стал первым в мире легким многоцелевым фронтовым сверхзвуковым истребителем четвертого поколения.

Иногда можно встретить сравнения Су-27 и МиГ-29, но это неверно. Хотя оба самолета принадлежат к классу истребителей, МиГ-29, прежде всего, предназначен для уничтожения воздушных целей в пределах радиолокационного поля управления. Он был сделан максимально легким и маневренным, чтобы уворачиваться от вражеских ракет в воздушном бою и атаковать ракетами на средней и ближней дистанции. Характеристики максимальной скорости примерно схожи с Су-27: 1500 километров в час у земли и 2400 в воздухе.

На вооружении стоит 30-мм пушка, ракеты «воздух-земля» и «воздух-воздух», а также широкий ассортимент дополнительного оружия, от бомб свободного падения до ядерных бомб. Просто сопоставь огромную скорость и маневренность, практически неуловимую для большинства видов авиации, с возможностью нести на борту ядерное вооружение, и поймешь, почему на Западе боятся МиГ-29.

12 советских военных разработок, которые до сих пор удивляют

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: