Актер, режиссер и писатель Чарли Чаплин был одним из самых оригинальных и талантливых людей в истории кино. Его знаменитый образ «Бродяги» – комический персонаж в мешковатой одежде, котелке и с щегольскими усами – получил признание и восхищение зрителей по всему миру. Но как и у многих великих людей, его путь к славе был тернист и очень труден.
Чарльз Спенсер Чаплин родился в бедном районе Лондона 16 апреля 1889 года. Его мать, Ханна Хилл Чаплин, талантливая певица, актриса и пианистка, провела большую часть своей жизни в различных психиатрических больницах. Его отец, Чарльз Спенсер Чаплин-старший, был довольно успешным певцом и в середине 1880-х годов счистался весьма популярным артистом в лондонских мюзик-холлах до тех пор, пока не начал пить. После того как родители развелись, Чарли и его сводный брат Сидней провели большую часть своего детства в детских домах, где часто голодали и подвергались жестоким избиениям за малейшее непослушание.
С трудом научившись читать и писать, Чаплин бросил школу, чтобы гастролировать с группой комических артистов. Он не упускал ни единого шанса сыграть на сцене. Когда ему исполнилось 14, он получил постоянную работу в театре и роль посыльного Билли в пьесе «Шерлок Холмс». Молодой Чаплин играл в варьете, регулярно посещал уроки игры на скрипке, брал уроки у театрального дирижёра или его знакомых – у него не было никаких сомнений, с какой профессией будет связана его судьба.
В 1908 году Чарли предложили стать актером пантомимы, и уже в возрасте девятнадцати лет он становится одним из самых популярных актеров среди всех артистов мюзик-холлов в Англии. Следующей важной вехой в его жизни становится 1923 год, когда Чаплин, Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбэнкс и Дэвид У. Гриффит основали студию «United Artists», в которой планировали создавать полнометражные высококачественные фильмы.
«Парижанка» (1923) – первая драма, снятая по сценарию Чаплина – заставила мир увидеть автора другими глазами. Картину с восторгом приняли как критики, так и кинематографисты. Далее последовали два забавных комедийных фильма – «Золотая лихорадка» (1925) и «Цирк» (1928). Но многие критики считают, что лучшая картина Чаплина – «Огни большого города» (1931). Это красивая сказка о дружбе Бродяги с пьяным миллионером и слепой цветочницей. Не менее знаковыми кинокартинами стали «Новые времена» (1936) – фарс, посвященный жестокости и алчности современной промышленности, – и «Великий диктатор» (1940), где образ Чаплина становится мощной сатирой на Гитлера. Кстати, этот фильм стал последней работой Чаплина, где он использовал образ Бродяги.
Именно в это время, в 1930-х и 1940-х годах, Чаплин достиг истинного величия как режиссер, и его талант и острый ум не остались незамечеными ни зрителями, ни представителями власти…
В начале 1950-х годов американская общественность была возмущена откровенной подачей политических взглядов и личных предпочтений, выраженных в работах Чаплина. Социализм, атеизм, ненависть к диктатуре – эти идеи не нашли отклика в сердцах американцев. Ситуация накалилась, когда он занялся фильмом «Месье Верду», где показывались массовые убийства и жестокое обращение с работниками фабрики в попытке увеличить прибыль бизнеса. Критики высоко оценили фильм, тогда как в США «Месье Верду» был подвергнут цензуре, а демонстрация фильма сопровождалась протестами. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности вызвала актера на допрос, но он объявил, что заявится на слушание в образе Бродяги, и вызов отменили.
В прессе началась откровенная травля: обвинения в принадлежности к коммунистам, моральной распущенности, отсутствии гражданства США, политической измене. Актеру был объявлен бойкот, а заголовки газет пестрили фразами «Чаплин – попутчик красных!» или «Выслать Чаплина в Россию!». В гнобежке принял участие даже будущий президент США Ричард Никсон.
Дальше маразм достиг апогея. На Чаплина подала в суд Джоан Берри, которая сказала, что он является отцом ее ребенка, и хотя анализы крови показали обратное, суд длился два года, прежде чем присяжные оправдали актера. Тем не менее, его «Месье Верду» был номинирован на получение премии Оскар в категории «Лучший сценарий».
В течение следующих пяти лет Чаплин посвятил себя работе над фильмом «Огни рампы». В это время политические гонения достигли своего апогея, и Чаплин продал все свои американские владения и поселился в Женеве со своей четвертой женой, Уной О’Нил, дочерью американского драматурга Юджина О’Нила, и детьми. В 1957 году Чаплин побывал в Англии на премьере фильма «Король в Нью-Йорке», который никогда не был показан в США.
В 1970-х многое изменилось, и Чаплин был вновь признан за его ценный вклад в кино. Он вернулся в Соединенные Штаты в 1972 году, где был удостоен специальной награды Американской киноакадемии. В 1975 году он стал сэром Чарльзом Чаплином – Елизавета II посвятила его в рыцари. Два года спустя, 25 декабря 1977 года, Чаплин умер во сне в Швейцарии, в окружении жены и семерых детей (всего у актера было 12 детей). Но даже после смерти Чарли не ушел на покой. Тело Чаплина было похищено вскоре после похорон, и преступники требовали $400 000 для возвращения трупа. К счастью, они были арестованы, и тело актера опять предали земле, перезахоронив его в Корсье-Сюр-Веве на кладбище Меруз под двухметровым слоем бетона.