Недавно нас порадовали очередной, 24-й частью похождений занятного английского денди Джеймса Бонда. Так вот, когда анонсируют новую часть «Бондианы», все с нетерпением ждут, какой же у неё будет саундтрек, потому как он влияет на впечатление о фильме не меньше, чем очередная девушка Бонда. К саундтреку подходят очень тщательно, ведь он своеобразный элемент рекламы, так что чаще композиция выходит действительно кошерной. Поэтому в честь знаменательной даты выхода «007: Спектр» мы решили вспомнить лучшие саундтреки легендарной франшизы.
James Bond Theme – Monty Norman
Доктор Ноу (1962)
Шёл 1962 год, и никто ещё толком не знал, во что выльется попытка экранизировать модные тогда романы Флеминга. Бюджет был непозволительно мал, в современных частях даже статистам больше платят, Шон Коннери хорош, а сам фильм положил начало бесконечному существованию франшизы. Но кроме того, «Доктор Ноу» подарил миру фирменную мелодию Монти Нормана «James Bond Theme». Несмотря на то что впоследствии другой английский композитор Джон Барри писал музыку ко множеству фильмов о Джеймсе Бонде и привел музыкальную тему к ее классическому звучанию, которое использовалось во всех остальных лентах серии, авторство все равно осталось за Норманом.
From Russia with Love – Matt Monro
Из России с любовью (1963)
В 1963 году приехать из России в Лондон, да ещё и с любовью мог только Бонд. А в честь такого продюсеры решили не просто ограничиться музыкой, а подобрать полноценный саундтрек, чтобы фильм рекламировался ещё сильнее. С этих самых пор до наших дней зародилась добрая традиция записывать хиты, посвящённые британскому шпиону. Вот они и обратились к типичному для эстрады 60-х сладкоголосому певцу Мэтту Монро с просьбой спеть для второго фильма об агенте британской разведки. Песня прославила Мэтта Монро, и его ласково прозвали «поющий водитель автобуса» – раньше он был простым водителем автобуса. А сама песня, по мнению многих, считается лучшей за всю историю бондианы.
В похожем ключе и стиле в 65-м году для «Шаровой молнии» спел будущий сэр, живой бог эстрады Том Джонс, но композиция Джонса, мягко говоря, уступает.
The World Is Not Enough – Garbage
И целого мира мало (1999)
1999 год был благодатным для бондианы. Девушку Бонда сыграла очаровательная Софи Марсо, в последний раз в роли Q снялся Дезмонд Левелин (который играл во всех частях франшизы с 63-го года. Сменил его, кстати, легендарный «Монти Пайтон» Джон Клиз, самого Бонда играл, пожалуй, лучший исполнитель этой роли – Пирс Броснан, и сама часть хоть и получила противоречивые отзывы, но кассу отбила сполна. Мы привыкли, что в сериале много роскоши, красивых пейзажей, машин, очаровательных девушек, но самым красивым в этой части был саундтрек, который исполнила мегапопулярная в то время группа Garbage. Хотя её вокалистка даже после 2-х бутылок водки не смогла бы стать девушкой Бонда, но её волшебный, пробуждающий весну и реки голос с лихвой компенсировал недостаток внешней красы.
Песня была написана наспех, во время гастролей группы, но, несмотря на такие трудности, получился форменный шедевр, который по праву можно считать одним из лучших саундтреков в истории бондианы. А клип просто срывал башню своей роскошью, и даже страшненькая Ширли, которую собирали по частям в какой-то лаборатории, казалась вполне себе ничего. Действительно, шикарная была группа, жаль что про них подзабыли.
You Know My Name – Chris Cornell
Казино «Рояль» (2006)
Обычно название саундтрека повторяет название фильма, но иногда случается и обратное, как в этом случае.
В 2006-м на экраны вышло легендарное «Казино «Рояль»», снятое по самой первой книге серии. Примечательно оно было прежде всего новым Бондом – Дениэлом Крейгом, которого невзлюбили все, кроме прессы, критиков и прежних исполнителей роли «агента 007», певших ему дифирамбы на каждом углу.
На этот раз саундтрек доверили писать любимцу всех девочек 90-х, бывшему вокалисту гранж-машины под названием Soundgarden Крису Корнеллу. Получилась прекрасная забойная песня, в лучших традициях жанра. Её мелодия звучит на протяжении всего фильма, и, несмотря на рок-н-ролльную резвость, в ней узнаются черты Нормановской мелодии. А ведь всего-навсего, хотели показать неопытность юнца из МИ6, потому Крис воркует и хрипит, предвещая море крови. И тем не менее, многие считают её если не одной из лучших композиций, прозвучавших в бондиане, то уж точно в фильмах с участием Крейга, коих всего 4.
Аnother Way To Die – Jack White & Alicia Keys
Квант милосердия (2008)
В следующем фильме Крейга планировалось, что заглавную песню обязательно должен исполнить дуэт. Сначала думали про Эмми Уайнхаус и Леона Льюис. Потом предложили Александру Буйнову и Алексею Глызину, но они отказались, так как нужно было готовиться к концерту ко дню милиции. Тогда выбор пал на безумно модного в ту пору Джека Уайта и Алишу Кис. Получилась классическая песня Уайта: перегруженный фуз, знакомый крикливый вокал и бешеный драйв. А к этому примешалась симпатичная негритянка с красивым голосом и мотивы из классической бондовской мелодии Монти Нормана. Сам Уайт, как всегда, выполнял сразу несколько ролей: вокалиста, гитариста и барабанщика. Киз сыграла партию на фортепиано, разделяя обязанности вокалистки.
A View To Kill – Duran Duran
Вид на убийство (1985)
В 85-м году Бонда играл Роджер Мур, а продюссеры за каким-то чёртом поручили исполнить саундтрек сладкоголосым парням из Duran Duran. Получилась невообразимая типичная нью-вейвовая попса, зато всё в духе того времени. Это самый-самый нехарактерный по звучанию трек в истории серии. Зато единственный, которому удалось попасть на 1-ю строчку хитпарада Billboard Hot 100. Но даже это не оправдывает предательство эстетических идеалов франшизы. Да и у самих «Дюранов», штамповавших подобные композиции пачками, встречались более интересные треки.
Вот если бы Бонд бегал в шортах по пляжам Малибу, а роль злодея исполнял Майкл Дудикофф, то всё казалось бы логичным.
Хуже было только через два года, когда снимали «Искры из глаз». Продюсеры позвали невероятно модную тогда норвежскую банду с вокалистом, у которого голос в 5 октав, под названием A-ha. Получилось, как и в случае с «Дюранами», очень странно.
Die Another Day – Madonna
Умри, но не сейчас (2002)
Когда смотришь на Мадонну, то начинаешь понимать, почему в своё время её избил и обоссал Шон Пенн. Её эпатаж и шоу уже в 2002 стали притчей во языцех, а потому когда общественность узнала, что новый саундтрек к последней серии бондианы с Броснаном исполнит она, то просто недовольно закатила глаза. Но надо признать, песня получилась очень неплохой. «Die Another Day» даже занимала первые места в чартах Британии и Америки, а также была номинирована на «Золотой глобус». А вездесущая Мадонна даже исполнила небольшую эпизодическую роль инструктора по фехтованию.
Live and Let Die – Пол Маккартни и Wings
Живи и дай умереть (1973)
Разумеется, это далеко не самый лучший бондовский саундтрек. Но тогда, в 73-м году отказаться от композиции ушедшего в сольное плавание Маккартни было непозволительной роскошью. А Маккартни доказал, что умеет писать не только нежные баллады, но и агрессивные песни. Некоторые даже именуют её предтечей симфонического хеви-метала. А в остальном – типичная песня сэра Пола, с клавишами и сильно отличающимися друг от друга куплетами и припевом. Но разве это плохо!?
Кстати, это был тот случай, когда песня по своему эффекту перекрыла фильм. Мало кто помнит эту часть, а вот песню отметили номинацией на премию «Оскар» в категории «Лучшая песня».
Goldfinger – Shirley Bassey
Голдфингер (1964)
Говоря про Ширли Бейси, мы подразумеваем саундтрек к новому фильму про Бонда, и наоборот. Во всяком случае, так было в 70-х, потому что Бейси довелось своим голосом украсить сразу три фильма: «Голдфингер», «Бриллианты навсегда» и «Лунный гонщик». Без преувеличения украсить, потому как после её лужёной глотки всем окончательно стало понятно, что речь идёт не просто о шпионском сериале, а о качественном, очень дорогом и помпезном проекте. К этому голосовому величию приблизилась разве что Адель. Нэнси Синатра, которая спела к «Живёшь только дважды», и рядом не стоит, при всём уважении к её таланту.
Из всех трёх фильмов мы выбрали «Голдфингер», потому как эта песня считается общемировым шедевром, чем не может похвастаться Корнелл.
А ещё эта часть знаменита тем, что композитор Джон Барри впервые усовершенствовал оригинальную мелодию крепкой смесью из духовых инструментов, джаза и чувственных мелодий.
GoldenEye – Tina Turner
Золотой глаз (1995)
В 1995 году для обновлённого Бонда с Пирсом Броснаном одноименную песню к фильму «Золотой глаз» (Golden Eye) записывает певица Тина Тернер. Песня и сейчас, спустя 20 лет, узнаваема, что большая редкость для хитов «бондианы», написанных до 99-го. Потому что песню писали мастера хорошей попсы. Как не парадоксально, но это рокеры. Правда, U2 – такой же рок, как и группа «Любэ».
Интересно, что сначала песню к данной, семнадцатой части «бондианы» хотела записать шибко популярная шведская евро-дэнс пародия на АББА (тоже 2 мужика и две девушки) – Ace of Base. Ну, те самые, которые таинственно пели про «хэппи нэйшн» и «бьютифул лайфы». Они даже почти заключили контракт с продюсерами картины. Но в последний момент планам помешал лейбл, под чьим контролем работала группа. Продюсеры лейбла посчитали, что в случае провала «Золотого глаза» сильно упадет рейтинг и Ace of Base. При бюджете в 58 миллионов долларов очередной «Бонд» собирает 350,7 миллионов долларов. Что пережила жадность продюсеров, когда узнала про это, даже страшно представить.
Tomorrow Never Dies – Sheryl Crow
Завтра не умрет никогда (1997)
Когда-то Шерил Кроу пела на бэк-вокале у Майкла Джексона. Потом прославилась как кантри-певица, и только в 1997-м году она покорила мир, когда её подпустили к святому. Респектабельная композиция в ретро-стилистике, с намёком на джаз и невыразительным голоском певицы, казалось бы, обречена на провал, но композитор Девид Арнольд (тот самый, который писал музыку к «Шэрлоку» и последующим частям франшизы) додумался вставить впечатляющие оркестровые вставки между куплетами и припевом. И тут внимание заострилось, пульс участился, и проходная песня для радио обрела свой шарм, чему явно не обрадовались брит-поповцы из Pulp, которые всеми правдами и неправдами мечтали заполучить заветную роль исполнителей саундтрека. Но, видимо, вспомнив опыт с A-ha и Duran Duran, решили не рисковать.
Skyfall – Adele
007: Координаты «Скайфолл» (2012)
С 2012 года саундтрек к сериалу про шпиона, скачущего в дорогих костюмах по земному шару стал ассоциироваться с Адель. Выбор был очевиден, Арнольд и компания решили, что фильм, выходящий в 50-ю годовщину франшизы, должен соответствовать стилистике Нормана-Барри, но при этом обладать нотками современности. Так что схожесть мелодии с «Diamonds Are Forever» умышленная.
Никого, кроме Адель, загребающую в том году своими полными руками один «Грэмми» за другим, представить было нельзя. И поёт она в том же стиле, и голос могучий, как у Бейси, и песня слишком красивой получилась, нельзя опозорить. И вроде бы небеса, как пелось в песне, не упали, но впечатление было строго положительным. Хотя нашлись недовольные, утверждающие, что для красивой даты можно было написать что-то симпатичнее.
Writing’s On The Wall – Sam Smith
007: Спектр (2015)
Это, что называется, участник вне конкурса. Сэм Смит писал сию композицию в сотрудничестве с обладателем Грэмми Джимми Нейпсом. Смит стал первым британцем мужчиной с 1965 года, который исполнил заглавную песню к Бонду сольно.
В общем, ничего нового: ретро-стилистика, скрипки, пафосный клип. Но успех «Skyfall» и, возможно, даже «You Know My Name» повторить вряд ли удастся. Хотя Смит – парень, безусловно, золотого таланта, и песня очень красивая. Но то ли композиция слишком спокойная (хоть она и подходит к сюжету фильма), то ли всех достала звучащая отовсюду соул-манера исполнения, то ли Смит слишком слащав для того, чтобы иметь отношение к столь брутальному образу, но не трогает он струны души, как это было с той же «You Know My Name».
Комментарии
(2)В бондиане нет мощных драматичных моментов, как того обещают некоторые заглавные треки.
* Chris Cornell — You Know My Name — соответствует духу фильма «казино рояль». И это делает дуэт песни и фильма лучшим.
К этим шедеврам бондианы не хватает саунда A-Ha — The Living Daylights