Не будем кривить душой, мы, мужики, очень любим посмотреть исторический или фантастический фильм с хорошей батальной сценой больше, чем мелодраму или пердильную комедию. Ну если не все, то во всяком случае многие. Хорошая битва, где много крови и есть накал, иной раз цепляет сильнее, нежели разговоры в стиле «быть или не быть». Мировой кинематограф изрядно побаловал нас годными батальными сценами, так что было сложно выбрать 10 из них. Однако, мы попытались.
«Капитан Алатристе» – Битва при Рокруа
Немного о первоисточнике. «Капитан Алатристе» снят пор роману классика испанской литературы Артуро Переса-Реверте. Роман этот – про славного наёмника, ветерана множества войн, который кормится у острия шпаги. То заменит трусливого дона, то строит из себя коллектора, выбивая долги у недотеп, а потом ссорится с сильными мира сего и попадает в передряги, которые заставляют его взяться за старое и принять участие в тридцатилетней войне. Роман очень интересный, настоятельно рекомендую прочесть. А что касается фильма, то он, как говорится, на любителя. Снят испанцами в Испании. Пиренейский кинематограф славен разве что картинами Альмадовара.
Кино подкупает своей исторической достоверностью и доблестным главным героем, которого блестяще играет Арагорн (в миру – Виго Мортенсен). Фильм может показаться нудным, но его стоит посмотреть ради финальной битвы, от которой писают кипятком все любители истории. Тут нет спецэффектов, рек крови, вырванных глоток и героических гибелей посреди груды человеческого мяса. Но в том-то и дело, всё показано исторически достоверно. Резервные полки, которые могут стоять без дела почти всю битву, наглядно показали, что в нормальных битвах нормальные полководцы не бросали одновременно в лобовую атаку сразу всех своих воинов, а пехота не размыкала строй даже при артиллерийском обстреле. Очень здорово показана тактика испанской терции – батальона из копейщиков и стрелков. Захватывающе снят и поединок двух фаланг копейщиков – атака рейтаров. Воины не разбегаются в суматохе кто куда, а до последнего держат строй, сражаясь в невыносимой тесноте, в то время как легковооруженные наёмники совершают подлые вылазки под скрёщенными копьями. Именно таким образом воевали в 17-м веке.
Единственный недостаток – складывается впечатление, что вся битва при Рокруа крутится вокруг одного маленького каре. Видимо, бюджет у фильма заканчивался. Это вообще одна из краеугольных проблем батальных сцен: как, не задействовав огромную массовку, передать масштаб битвы. Но тем не менее битва получилась одной из наиболее реалистичных в истории кинематографа. Настоятельно рекомендуется всем любителям испанской литературы, истории и фанатам Виго Мортенсена – он так же самоотверженно дерётся колюще-режущими предметами, как и в славные времена «Властелина колец» и «Порока на экспорт».
«Спасти рядового Райана» – Сражение на пляже Омаха
Нет смысла пересказывать сюжет фильма. Его посмотрел, наверное, каждый (а кое-кто и пересматривал). Фильм и правда шедеврален. Но многие помнят именно штурм, легендарный штурм, очень сложный штурм – высадку морского десанта на берег Омаха-бич, обстреливаемый немецкой обороной. В ходе операции «Оверлорд» туманным утром тысячи судов, вышедших из портов юга Англии, пересекли Ла-Манш и приступили к освобождению захваченной немцами Франции. Немцы знали и подготовились. И началась великая трагедия на подмостках театра военных действий Второй мировой. После 24-минутного боя, ставшего легендарным, окончательно убеждаешься, что Спилберг – гений, и всё больше ждёшь, когда он снимет что-нибудь столь эпическое, а не про Мюнхен и боевых кляч. Кстати, беспощадное кровавое мясо обошлось в копеечку – $11 млн. Но это того стоило. Охотно веришь, что всё до копейки было потрачено на эту сцену. А в благодарность – 5 оскаров и почётное звание «культового фильма».
Для того чтобы историческая сцена битвы казалась правдоподобной, были приглашены тысячи солдат, задействованы оригинальные орудия и специальная военная техника. А для того чтобы зритель прочувствовал весь трагизм битвы, использовалось наложение кадров, отснятых подводными камерами, окровавленная вода, звуки грохочущих волн. Всё это должно было показать, что солдатам приходилось спасаться не только от прижимающего к земле огня из пулемётных дотов, но и от воды.
Даже после девятнадцатого просмотра битва впечатляет. Особенно реалистичны смерти бестолково погибших солдат, борющихся не то с водой, не то с фашистами, не то с грузом собственного снаряжения. И вечно испуганное лицо Тома Хэнкса. А куда без него?
«Храброе сердце» – Битва на Стерлингском мосту
Мне кажется, мы стали забывать фильм, где австралиец Мэл Гибсон бегает в шотландском килте и убивает англичан. Фильм назывался «Храброе Сердце», а персонажа Гибсона звали Уилльям Уоллес. Кстати, Уоллес – это реально существовавший персонаж, а фильм, как несложно догадаться, снят на основе реальной войны за независимость Шотландии в 13 веке. Если ты по какой-то причине не смотрел или успел забыть эту киноленту, изучи в срочном порядке! Фильм снят очень красиво и реалистично. Не зря ведь получил 5 Оскаров: за лучший фильм 1995 года, за лучший грим, режиссуру, работу оператора и звуковые эффекты. В фильме есть всё, что нужно исторической военной саге про шотландцев. Особенно грустные глаза Гибсона, бесившие всех ещё до вечно грустного смазливого личика Джона Сноу, и бешеные шотландцы, показывающие свои задницы английским лучникам. Стоит ли говорить, что половина этих суровых задниц была истыкана стрелами! Кстати, это одна из самых ярких деталей описываемой битвы близ Стерлингского моста, которая, как и любое драматичное для англоязычного народа событие, произошло 11 сентября 1297 года: армия крестьян, возглавляемая Уильямом Уоллесом (Мел Гибсон), разгромила вооруженные до зубов тренированные войска короля Эдуарда I, с хвалёными валлийскими лучниками.
Живых свидетелей битвы найти не удалось, а общаться с духами церковь запрещает. Но даже ребёнку понятно, что, снимая битву на мосту, нужно показать этот самый мост, тем более, что благодаря ему северяне разбили ненавистных южан. Просто дождались, пока часть англичан пройдёт по узкому мосту, и вырезали их, как собак. Англичане, видя бойню своего авангарда, попытались ускорить переправу, но рухнули в воду вместе с хлипким мостом. Остатки сбежали, не успевшие утонуть были бережно выловлены из воды надежными шотландскими руками и беспощадно убиты.
Но эта деталь не портит впечатляющую сцену битвы – жестокую и кровавую, но справедливую, когда плохо вооруженное немногочисленное шотландское войско силой духа и топора побеждает снаряженную армию. Боевые кличи, топот копыт, хор мечей ценнее исторической неточности. Гибсон позаботился о том, чтобы каждое единоборство, каждая отрубленная часть тела и легендарный воткнутый в землю двуручный меч запомнились зрителю.
«Властелин колец» — Битва за Хельмову Падь, Битва на Пеленорских Полях
А ты думал, мы обойдёмся без него? Ну как можно! Сложнее было разве что выбрать битву. Что тебе больше нравится: битва на Пеленорских Полях в «Возвращении короля» или штурм Хельмовой Пади в «Двух башнях». Выбирать так же сложно и бессмысленно, как в случае с «Охотой крепкое» и «Балтикой 9». И то, и другое прекрасно снято.
Вот Хельмова Падь. Урук-хаи Сарумана штурмуют древнюю роханскую твердыню. Черная урук-хайская кровь вперемешку с алой эльфийско-человеческой, храбрость и доблесть защитников, сильно уступающих в числе осаждающим, красивый Арагорн, Гимли и Леголас, на фоне всеобщего отчаяния весело состязающиеся в том, кто убьёт больше врагов, и даже взрыв штольни (это отверстие в стене, через которое тёк ручей. В переводе Гоблина его ещё сортиром именовали). Сражение между роханцами и орками снималось на протяжении 14 недель в карьере неподалеку от Веллингтона. Настоящие нагромождения скал-стен были удивительно вписаны в декорации. Для постановки сцен использовались не компьютерные функции, а реальные макеты Хельмовой Пади. Для того чтобы собрать такое количество воинов и лошадей, режиссеру пришлось кинуть клич по всей Новой Зеландии. Но такие усилия были оправданы, когда профессионалы собрали воедино весь отснятый материал, и зритель увидел впечатляющую битву.
Или Минас-Тирит. Вернее, битва на Пеленорских полях. Тут и атакующих побольше, и среди орочьих рож попадается что-то людское, верхом на Муммакилах (именно так назывались здоровенные слонопотамы с четырьмя бивнями). Штурм столицы Гондора вышел куда более масштабным. Особенно впечатляли рушащиеся башни, летучие ящеры назгулов, швыряющие с большой высоты охапки гондорских воинов, и красиво рушащиеся осадные башни. А легендарная сцена, в которой Орландо Блум в одиночку замочил целого слона с экипажем? Шедевр! Аж слёзы умиления на глаза наворачиваются, когда вспоминаются тролли, раскидывающие палицами защитников крепости.
Стоит ли говорить, что киноверсия битвы не соответствует книжной. Эльфы не приходили на помощь осаждённым в Хельмовой Пади, и кое-какие другие нюансы. Но вряд ли что-то может сравниться по эпичности с этими киносражениями.
«Патриот» – Битва при Кэмдене, битва при Йорктауне
И опять Мэл наш Гибсон. И опять в исторической баталии был замечен. На этот раз австралиец борется за независимость США. И опять же против англичан. Австралия, как известно, была местом ссылки каторжников. Видимо, ему просто обидно за предков, которых сослали на совершенно не зелёный «Зелёный континент».
Но вернёмся к тому самому фильму, где Мэл мстит за убитого Хита Леджера. Обе битвы сняты пафосно и реалистично. Так в 18 веке и воевали: сближение шеренг, залп, еще один, потом кто-то бежит. Еще одна деталь. Ядра не взрываются бензиновыми огненными парами, а просто отрывают ноги у тех, в кого попадают. Задранный к верху обрубок ноги, с хлюпающим звуком оттяпанный катящимся по земле ядром, навсегда засел в голове у автора этой статьи. Тогда он решил, что станет автором в онлайн-журнале.
Этот фильм – знаешь ли, большой прогресс для американского исторического кинематографа. Обычно почему-то американцы любят начинять напалмом даже артиллерию 18 века. А тут всё чинно и интеллигентно. Кстати, битвы взяты не откуда-то из чертогов разума сценариста, они реально происходили. Но и тут не обошлось без ошибки, и скорее всего, опять умышленной: битва при Кэмпдене на самом деле проходила в лесу. Но ведь поле куда зрелищнее, правда? А вот с Йорктауном не обманули.
«Апокалипсис сегодня» – Атака на деревню
Опять вернёмся в реальный XX век. Во Вьетнамскую войну, в 1969 год. Выстраданный и вымученный Копполой фильм про гадости и мерзости войны получился достаточно противоречивым и, говоря откровенно, мало кому понравился. Но тем не менее он засел занозой в истории кинематографа благодаря потрясающей актёрской игре Марлона Брандо и этой самой сцене, в которой сконцентрировано всё самое вкусное и интересное, что есть в фильме.
Когда эксцентричный подполковник Билл Килгор направляет вертолетное подразделение на деревню, всем становится понятно: мало не покажется никому. Так и случилось. Эта сцена поражает остротой передачи сцен боя. Методично и бессмысленно вертолеты уничтожают деревню, без разбора убивая мирных жителей и солдат из-за ничтожной прихоти одного человека. Очень много огня, горящих тел и слёз. Но во многом этот момент запомнился своим музыкальным сопровождением, которое только усиливает эмоции от увиденного – темой боя из оперы Вагнера «Полёт валькирии». После этого, несчастных «валькирий» стали запихивать во все ролики и фрагменты, которые так или иначе были связаны с воздухоплаванием.
И в конце – легендарная хрестоматийная речь подполковника, венчающая всю сцену: «Я люблю запах напалма поутру». Если бы в «Цельнометаллической оболочке» были сногсшибательные батальные сцены, она бы обязательно оказалась здесь. Но этого не произошло, так что извиняйте.
«Гладиатор» – Битва с германцами
«Гладиатор» запомнился прежде всего тем, как Рассел Кроу скакал с мечом в руках по пескам античного цирка и вырезал своих врагов. Вообще, батальные сцены в этом фильме смотреть одно удовольствие. Особенно восхищали массовые бойни, где гладиаторов заставили реконструировать Карфагенскую битву. Колесницы с шипастыми колёсами, отрубающие ноги, много крови, льющейся фонтаном, и прочих прелестей. Но была там одна серьёзная битва. Прямо в самом начале, когда Максимус, тогда ещё командующий легионами императора Марка Аврелия, громит полудиких германцев. Снято безумно красиво, как и весь фильм. Как всегда очень много крови, но есть одно большое волосатое «НО»: уж больно много огня и взрывов, в то время-то. Использовать огонь против пехоты, тем более в лесу… бред какой-то. Римляне не были настолько идиотами, чтобы поджигать площадку, в которой им самим предстоит биться. А римская армия в «Гладиаторе» уж слишком сильно напоминает повадками американскую кинопехоту 20 века.
Очень сомнительна атака кавалерии: мало того, что она не была в почёте, так ещё малоэффективна в лесу. Вообще, «Гладиатор» очень сильно наплевал на историю, потому что: Марк Аврелий не был убит Коммодом, а умер от чумы, которая настигла войска римлян в ходе похода против германцев; Коммод был единственным римским императором, который иногда выходил на арену, но погиб он вовсе не в бою, а был задушен в комнате для переодевания атлетом по имени Нарцисс; Максимус не мог быть генералом, так как это звание появилось во Франции в XVI веке. Есть и прочие недочёты вроде того, что против животных не выпускали абы кого, а только специально обученных гладиаторов. Но кого это интересует? Это всё-таки развлекательное кино, и основной его целью было доставить зрителям удовольствие, что, несомненно, получилось. Фильм шедевральный. И из всех фильмов про античное кровопролитие, снятых после 99-го, этот выглядит лучше остальных благодаря своим восхитительным съемкам (спасибо Ридли Скотту за это) и сюжету. «Александр» и «Троя» всё-таки до уровня не дотянули.
«Тора! Тора! Тора!» – Атака на Пёрл Харбор
7 декабря 1941 года японские войска неожиданно напали на военно-морскую базу США на Гавайских островах – Перл-Харбор. При атаке человеческие жертвы составили 2402 убитых и 1282 раненных. Атака на Перл-Харбор стала основной причиной вступления США во Вторую мировую войну. Через 50 лет американцы сняли фильм, где Мэтт Деймон И Бен Аффлек делят бабу на фоне этой самой войны.
Однако мало кто знает, что в далёком 1970 году бывшие враги сняли совместную картину «Тора!Тора!Тора!», которая даже получила «Оскар» за спецэффекты. Но интересно даже не это, а то, что изображённая в киноленте атака на Перл-Харбор считается самой исторически достоверной иллюстрацией тех событий. Качество съёмок батальных сцен – на самом высоком уровне, и это при том, что, когда фильм снимался, дорогостоящих спецэффектов ещё не было. Только две петарды и актёрская игра. И несмотря на это, кадры из «Тора! Тора! Тора!» неоднократно использовались в последующих фильмах как «документальные». Вот такое высоко качество. Что интересно, съёмки консультировал лично автор плана японской атаки Минору Гэнда. Кстати, «Тора! Тора! Тора!» – это не отсылка к иудейской книге бытия, а условный сигнал, который был передан в момент начала атаки и сообщал, что полная неожиданность нападения, на которую рассчитывали японцы, была достигнута.
В фильме нет звёзд первой величины, и неспроста: авторы хотели сфокусировать внимание зрителя на исторических событиях. «Капитан Алатристе» отдыхает.
«Матрица: революция» – Битва за Зион
Сколько лет прошло, а битву за Зион могу пересказать подробно, посекундно. И не только борьбу за заветный шлюз, но и то, как Нео бился с агентами Смитами. Ордой агентов Смитов. Я даже приёмы оттуда помню. А знаешь почему? Потому что брат и сестра Вачовски (тогда ещё брат и брат Вачовски) не пожалели никаких средств на создание битв. Понятное дело, что спецэффекты были такие, что мама не горюй.
Сцена боя Нео с многочисленными копиями агента Смита снималась в течение 27 дней. В ней участвовали как живые люди, так и компьютерные образы. Во время драки присутствуют четыре полностью компьютерные сцены, где не было задействовано ни одно живого актера. Актеров-участников схватки обучали военным искусствам на протяжении 8 месяцев. В сцене, когда Нео дерется с клонами Смита, было использовано несколько нестандартных звуковых эффектов: в один из моментов слышен звук опрокидывающихся домино; в концовке драки, когда Нео бросает Смита в толпу его клонов, слышен звук шара для боулинга, сбивающего кегли.
Ну, а что касается битвы за Зион, тот тут дали волю компьютеру. Разумеется, Вачовски не заставляли людей наряжаться в стражей, но даже не смотря на метод создания, битву можно смотреть бесконечно. Её сюрреалистическая оболочка даже спустя столько лет пленяет киноманов.
Комментарии
(9)К сожалению, не указаны эпичнейшие битвы, из фильмов «Царствие Небесное» Ридли Скотта и «Александр Невский» Эйзенштейна.
Согласен с тобой, бро. Ледовое должно быть в топе!
Ребят, нельзя объять необъятное. Очень много хороших батальных сцен, но у автора отсохнут пальцы, если он будет расписывать их все. Вы уж извините.
жаль не попал фильм «Александр»
Насчет Гладиатора, что вы говорите насчет тактики римлян, все правильно они делали. катапульты огня выманивали германцев на открытую местность, где римляне могли их мочить. («Александр» и «Троя» всё-таки до уровня не дотянули.) Это автор не дотянул до их уровня.
ТЫ бы хоть отрывок посмотрел. Какая там открытая местность, если римская пехота в итоге ринулась в глубину леса. А потом из огня, с тыла ударила кавалерия.
И ты уж прости, фанат античных историй, но на нас они так не впечатлили как Гладиатор. В «Александре» были хорошие битвы, но во-первых места не хватило, во-вторых, гладиатор нам больше нравится. Можешь с этим согласиться, а можешь не согласиться, мне всё равно. Твоё право, но на вкус и цвет, как говорится.
Какая глубина леса? Они сражались не в лесу, а в более менее открытой местности. Не эффективная конница? Да ты сам хоть сидел на лошади? Попробуй снести человека мало не покажется, еще и с тыла конница ударила, конница очень эффективна! ТЫ не понимаешь тактику автор.
Не хватило места для Александра? Что за глупая отмазка…
Чувак, в Перл Харборе не Метт Деймон, а Джош Хартнетт снимался)))
а как же Полтавская битва в «Слуге государевом»?