6 – число демоническое, звериное, собственно, как и большинство российской рекламы. Не спорю, в некоторых странах она ещё хуже. И с года эдак 91-го, когда реклама «вентиляторного завода» казалась блокбастером, прошло много времени, она окрепла, выросла, закончила школу. Но мир вокруг диктует свои условия, и, как мы видим, до совершенства далеко. И если ты планируешь реализовать себя в этом жестоком, но чертовски интересном бизнесе, то вот 6 проблем, которые тебе придётся решить когда столкнешься с рекламой. И это касается не только телевизионной, а всех её жанров и видов.
1. Заказчик – главный враг человека
Основной проблемой российской рекламы является… заказчик. Особенно эта заноза остро впивается в пятку рекламиста, живущего не в столице, а в регионах. И чем дальше, тем хуже. Понятно, что маркетологи в крупных компаниях не зря свой хлеб едят и прислушиваются к своим имиджмейкерам и рекламщикам, потому что им хочется, чтобы про них говорили хорошо. Простому заказчику надо, чтобы было красиво. Причём он сам задаёт рамки прекрасному, отталкиваясь от своих предпочтений. В итоге ты ему – божественную амброзию на серебряной ложечке, а он тебе в ответ – лошадиного говна на лопате, мол, у конкурентов получше. Ты ему делаешь яркую запоминающуюся рекламу, которая должна его выделить на перенасыщенном подобным шлаком рынке, а он тебе начинает загонять, что ничего не понятно. Надо сделать так, как он решил, потому что у него друг «работает в рекламном агентстве в Питере» и сказал, как надо, и что, вообще, он не первый день в бизнесе, и не надо из него дурака делать, он всё знает. А потом – удивление: «А почему такие низкие продажи? А почему в Интернете все смеются над моей гениальной рекламой магазина носков? Там же спецэффекты! Люди же любят спецэффекты! Наверное, операторы плохо сняли!» На самом деле, потому что ты мудак и потребовал колхозную отрыжку вместо нормального проекта. Поздравляю, наслаждайся!
2. Во всём виновата власть
Во многих странах есть нелепые рекламные запреты. Особенно много их в арабских странах. Мы где-то рядом. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы быть хоть в чём-то наравне со странами, которые могут позволить себе построить целый город посреди пустыни или цветущий оазис. Но позвольте, в нашей стране столько нелепых фильтров в виде законодательства и негласных традиций, что придумать оригинальный продукт очень сложно. Ты скажешь, что умный и талантливый мозг придумает жемчужину мысли даже в самых ограниченных условиях. Я отвечу, что ты прав, но жемчужин этих будет очень и очень мало. А заказчик не ждёт, заказчик подгоняет. Да и запреты, посуди сам, нелепы, как дети, поющие песни о большой любви в шоу «Голос. Дети». От того, что в рекламе пива запрещены образы людей, менее популярным напиток не стал. Люди как пили, так и будут пить – никакой «сухой закон» не поможет. Зато реклама стала донельзя унылой. Ну, а про нелепые ограничения муниципалитетов и говорить нечего. В некоторых городах запрещены вывески и объявления об акциях на центральных улицах. Правда, внешне улицы не стали выглядеть лучше, а вот бизнес понёс серьёзные убытки.
Зато с социальной рекламой всё попроще. Потому снимают такой страх, что хочется выключить и заплакать от безнадёжности.
Вот и сидит бедный рекламщик, сверяет свои идеи с законом о рекламе: не нарушил ли он чего? Рисковать никто не любит, поэтому приходится туго. Не спорю, ограничения нужны, но в меру.
3. Как учить
С тех пор как отечественные ВУЗы начали выпускать специалистов по рекламе и связям с общественностью, рекламные агентства стали расти, как грибы после дождя. Только вот стоит отметить, что учат наших «рекламоваятелей», как правило, бывшие преподаватели истории советской закалки. Разумеется, рекламы они касались только по телевизору, когда смотрели. Нормальных пособий тоже нет – русская реклама безумно отстала в своём развитии. Во времена СССР её фактически не было, была лишь пропаганда. Поэтому лекторы читают переписанные и устаревшие приёмы, которые объясняют принцип создания рекламы весьма поверхностно.
Сейчас только-только начали появляться молодые преподаватели, которые вроде как хотят донести до молодых и пытливых умов истинные и правильные знания. Но проблема в том, что они сами не знают, что правильно. Можно перечитать сотню книг Филиппа Котлера, но так и не научиться делать рекламу. У наших преподавателей, как правило, такой подход.
Конечно, студент может смотреть онлайн-лекции, читать книги, посещать семинары всё чаще и чаще приезжающих в наши заповедные края маркетологов. Но не у всех получается. Реклама – это живой организм, он постоянно растёт и развивается, и потому за ними важно и нужно следить. Но это не всем удаётся. К тому же, некоторые, покидая ВУЗ с дипломом за пазухой, думая, что уже все знают, начинают активно и плодотворно работать. Но тут появляется две проблемы: недостаток знаний и…
4. Перенасыщенность рынка
А проблема в том, что рекламщик нужен многим исключительно в качестве продажника. Но не все хотят быть продажниками, сидеть на телефоне или мучить потенциального клиента беспорядочными сообщениями о предложении. Все хотят сразу творить и идут открывать свои агентства, потому что спрос на талантливого копирайтера или золоторукого креативщика небольшой, особенно в регионах. Вот и растет с числом выпускников число агентств. Только уровень знаний низкий, а средств, чтобы держать большой штат, нет. И сидит в тесном помещении пара человек, которые и дизайнеры, и копирайтеры, и креативщики, да и вообще – на все руки от скуки. Только вот качество рекламы от этого низкое донельзя. А ещё и конкуренция поджимает, поскольку никто не хочет заниматься исключительно PR или формированием имиджа. Все хотят клепать билборды и прочую уличную рекламу. Вот и пускаются во все тяжкие, создавая шедевры а-ля «лучшие шлюхи в клубе Бабы Ксюхи». А несчастный клиент же думает: «Раз агентство, значит, люди серьёзные». Нет, чувак, лучше обратись к фрилансерам. Они более совестливые.
5. Тупость
Тут уже проблема воспитания и скудности мышления. Поросль, которая не разбирается в искусстве, не тренируется в творчестве, начинает самостоятельно строить творческие приемы на основе того, как сама понимает, заново создавая принципы драматургии, композиции, заново изобретая велосипед и чаще всего неудачно. Копирайтеры элементарно не умеют строить текст, а дизайнеры ограничиваются тем, что впихивают симпатичную модель в нелепый антураж вроде мебельного салона. А ведь реклама – это искусство. Так что твое незнание – твой главный минус.
6. Штампы и стереотипы
Мы никогда не будем делать рекламу «как за рубежом», пока не избавимся от штампов и стереотипов. Зритель от того переключает рекламу, что образы мамы-домохозяйки или вечно болеющего и испачканного ребёнка переходят из одного ролика в другой. Но главное – позитив, реклама под плёнкой пластмассовой улыбки. Пользуешься тампонами – улыбайся! Ешь – улыбайся! Прошу прощения, просрался – улыбайся!
А только взгляни на слоганы, переходящие от одного билборда на другой: «Качество жизни», «Надёжная защита», «Жизнь без боли»!
Еще поражает обилие звёзд. Древние рекламщики говорили, что если позвать нечто вроде Александра Олешко или Светлакова в рекламу, то она привлечёт внимание. Забыли только сказать, что сколь гениальным и талантливым ни был приглашённый кумир, он не вытянет дерьмовенькую рекламу, будь то оператор сотовой связи или слабительное. А если сюжет ещё и абсолютно нежизненный, то мы получаем любую рекламу шампуня, сделанную в этой стране.
Но больше всего реклама апеллирует якобы к верности традициям сквозь века, настаивает на глубоко природном происхождении рекламируемого продукта и обещает бесконечное счастье от его употребления. Однако, глупо думать, что порошковый квас делали в древней Руси. Может, ты это и понимаешь, не спорю, но производители так не думают, потому и засоряют эфир возгласами а-ля «как у предков».
Самое обидное то, что эти штампы диктует рынок. Тут можно сделать отсылку к самому первому пункту. Вроде хочешь создать шедевр, а надо, чтобы как у всех. Хотя некоторые смирились и клепают похожий друг на друга ширпотреб, который заказчику не нравится, но он, в силу незнания других возможных вариантов, соглашается и на такое.