Человеческое общество всегда разделялось на слои, классы, группы по определенным признакам. В наше время границы подобных классификаций, безусловно, стали менее заметны, чем раньше, а некоторые и вовсе исчезли.
Однако социальные группы, выделяющиеся среди общей массы своими чертами, будь то идеи, убеждения, политические взгляды, внешний вид, вкусы и предпочтения, всегда были есть и будут существовать. Субкультур достаточно много, но мы решили поговорить о трех самых популярных и значимых, на наш взгляд, и начнем с одной из наиболее ярких и примечательных, давшей толчок многим субкультурам современности – бит-поколении, или же битниках.
Бит-культура зародилась в послевоенные годы (1950), когда в Калифорнийском университете встретились четыре молодых писателя: Аллен Гинсберг, Джек Керуак, Нил Кессиди и Уильям Берроуз. Бесцельно слонявшиеся со скучающим видом по улицам, они пытались выйти за рамки традиционной литературы, отвергая общепринятые нормы искусства и американской политики и жизни в целом. Позже к ним начали присоединятся другие молодые творческие люди и просто молодежь среднего класса схожих нонконформистских взглядов.
«Мы битники, приятель. Битник – значит блаженный, это значит, что у тебя бьется сердце, это что-нибудь, да значит. Это изобрел я.»Джек Керуак.
Бит-поколение (beat-generation) обязано свои названием Джеку Керуаку – можно сказать, основоположнику и идейному лидеру битников. Тогда слово «beat» уже значило на разговорном языке «потрепанный жизнью», «усталый», однако, придумав неологизм «beatitude» (от слов beat и attitude, «усталое отношение к жизни»), Керуак окончательно закрепил название целого поколения: бит-поколение. Слово «бит» также обладало и другим значением: так назывался музыкальный ритм в джазе. А что могло сопутствовать их литературному бунту, как не бибоп-джаз, символ бунта музыкального? Тогда музыкальными кумирами битников стали родоначальники бибопа – легендарные Майлз Девис, Диззи Гиллеспи, а иконой – Чарли Паркер, чей стиль жизни был не чужд битникам. Именно из бибоп-джаза в творчество битников перекочевал такой прием, как спонтанность, ставший одним из основных литературных приемов Керуака. Джек призывал писать спонтанно, безыскусно и свободно, предложив даже не использовать знаки препинания, а пробелы использовать лишь для подчеркивания интонации, для выдоха или же вдоха перед новой мыслью.
В творчестве битников считалось вполне нормальным так называемое «психоделическое озарение», наркотики имели место быть в их жизни, но не являлись основополагающим источником вдохновения. В то время среди людей искусства еще не произошел наркотический бум, но жизни любимых битниками Майлза Девиса и Чарли Паркера оборвались именно благодаря наркотикам.
Интересный факт, что сленг, каким мы его знаем сейчас, зародился именно в бит-культуре. К примеру, вездесущее американское «cool» и позже ставший рок-н-рольным штамп «live fast die young» (живи быстро умри молодым) появились именно тогда. Внешне битников было легко узнать по черным водолазкам, бороде, длинным волосам, черным очкам, сандалиям, а на карикатурах их нередко изображали с бонго (африканскими барабанами).
«Библией» битничества по праву считают роман Джека Керуака «В дороге», вобравший в себя все идеи бит-поколения, свободу, отрицание традиционных ценностей. Роман был написан за три недели и правда «в дороге»: Керуак бродяжничал, после того как его комиссовали с флота из-за подозрения на шизоидное расстройство личности, что среди битников тогда было нормой. Изначально Джек хотел, чтобы его книга издавалась рулоном, чтобы, разворачивая каждый фрагмент, читатель ощущал то же движение, что и он во время своих скитаний. Из-за того, что массу эмоций, мыслей и чувств, которая обрушивается на писателя, ему сложно адаптировать для читателя (а возможно, Керуак просто не видел в этом смысла), произведения Керуака очень не просто читать, ни в переводе, ни в оригинале. Однако вклад в литературу, внесенный битниками бесценен.
«Я люблю сумасшедших, таких, которые бешено хотят жить, бешено хотят говорить, бешено хотят спастись, которые хотят иметь все сразу, которые никогда не зевают и никогда не говорят пошлостей, а всегда горят, горят, горят.»«В дороге», Джек Керуак.
Битники были довольно воинственно настроены против американской «системы», вдохновляясь марксизмом и русским анархизмом. По дороге, вымощенной наркотиками, алкоголем, нетрадиционной сексуальной ориентацией, бунтом во всех возможных проявлениях, они пришли в небытие, возможно, осознав, что лучший способ избежать системы, которой они противостояли, – замкнуться в себе.