Борис Гребенщиков или просто БГ

Теодор Седин
Ноябрь 12, 2015
9.3k
1
Герои
в избранное

    Будда Гаутама русского рока, признанный профнепригодным в США и возведённый в ранг легенды на родине. Хотя один авторитетный онлайн-журнал заявил, что «в России две беды – Борис Гребенщиков и печенье «Юбилейное»». Наверное, потому что он, если верить его речам, один из немногих на Руси, кто живёт правильно, и вообще, у него всё хорошо. А может, им просто не нравится «монотонное блеяние старого козлоборода», как однажды выразился один мой товарищ? В любом случае, БГ – это факт. БГ – это марка, это касса, это, что ни говори, легенда, и его очень интересно слушать. Так поговорим о человеке.

    Наверное, нет смысла размусоливать его музыкальную карьеру. Это давно сделали те 3 музыкальных критика, которые практически монополизировали байки о русском роке. Каждый участник группы «Аквариум» выпустил по книге воспоминаний, даже мама БГ выпустила книгу: «Мой сын БГ». Писать про творчество Гребенщикова можно только с позволения Самого виновника тожества, да и, к тому же, на это уйдёт не одна статья, слишком уж много там чего замешано. Мы лишь скажем, что это была, есть и остаётся очень глубокая группа со своей философией и очень красивой музыкой. И лидером этой секты божественных мотивов был и остаётся Гребенщиков.

    Через стеклянную среду «Аквариума» прошли Майк Науменко, Сергей Курёхин, Эдмонд Шклярский, верховодящий долгие годы ВИА «Пикник». Прошли – не значит, что их таланты были отполированы наждачной поверхностью коллектива. Наоборот, никто надолго не задержался, каждый пошёл своей дорогой, что не умаляет заслуг коллектива. С 72-го года они приучали нас к фолк-року и прекрасной лютневой музыке Франческо ди Милано, которая легла в основу легендарного «Города». Хотя команде удавалось писать совершенно разнообразную музыку, от ироничного «Старика Козлодоева», который «стар, ему надо в сортир», бесшабашного гимна высокоинтеллектуальных и не очень алкоголиков «Все говорят, что пить нельзя» до глубоко лирической «Звезды Аделаиды» и безысходной и не всем понятной «Рок-н-ролл мёртв». Хотя БГ тут прав, как никогда, рок-н-ролл действительно мёртв, а он ещё нет.

    Такое разнообразие творчества явно на руку любому коллективу. Каждый может найти в «аквариумных» мелодиях и ритмах своё, наверное, поэтому так много людей считает БГ «красавчиком» и не скупится на похвалу. Все раннее творчество БГ – это крайности: от слишком простых мотивов до слишком сложных и не всем понятных. В общем, вызвать недоумение и заставить задуматься коллектив умел. Наверное, поэтому режиссер Соловьёв использовал его песни в своих фильмах «Асса» и «Чёрная роза – эмблема печали…» И вместе с тем они приучили народ к виолончели, фаготу и флейте не хуже, чем «Радио «Орфей»», а без влияния «Аквариума» не было бы такого обилия фолк-групп на просторах нашей земли. Поиски и обращения к религии тоже стали фишкой банды, которую многие боятся повторять.

    Эх, не получилось обделить вниманием творчество. Хоть и немного, но рассказать про него надо. Нужно сказать, что и сейчас БГ находится в прекрасной творческой форме, а в его песнях есть место и протесту, и доброй иронии, и интеллигентной агрессии, и поучительным призывам к доброму и светлому.

    А с профессиональной точки зрения, качество музыки только возросло, тем более что ему удалось привлечь к себе гитаристов Ноэля Галлахера. В песне «Любовь во время войны» на флейте играет легендарный Ян Андерсон из Jethro Tull, человек, который показал всем нам, как барокко может сочетаться с отменным роком. В песне «Праздник урожая во Дворце труда» на гитаре играет Дэвид Идальго из группы Los Lobos.

    Кстати, во время Американского вояжа БГ познакомился и даже подружился с такими «титанами» рока, как Лу Рид, Игги Поп, Дэвид Боуи. Может быть, мы когда-нибудь услышим знакомый баритон двух великих музыкантов, сплетающийся со знакомым с детства бормотанием.

    Что самое интересное, люди тянулись и будут тянуться к «просветлённому». У нас ведь всегда любили людей со своей чёткой позицией, даже если она немногим понятна. И чем непонятнее, тем лучше. Главное – обладать проницательным умом и ораторскими способностями, и тогда музыка, сколь прекрасной она бы ни была, отойдёт на второй план. Может быть, в этом и был холодный расчёт маэстро. Как-никак, по образованию наш герой математик, расчёты – его конёк и ни в коем случае не вступают в конфронтацию с духовным познанием.

    Наверное, Сейчас с Гребенщиковым стал понятнее. Ему не надо никому ничего доказывать, он не участвует в политических истериках, оправдывая товарища по цеху Макаревича словами: «Андрея нужно спасать». Он зачитывает веды и мантры, поёт песни о мире, и на крыльях самопознания устремляется прямо в открытое окно, и летит в края Нирваны. Сложное искусство не бесить власть имущих, занимать срединную позицию. Кто-то назовёт это скользким характером, а у кого-то хватит ума не придавать этому значения. В жизни есть вещи поважнее, а судить о характере БГ со стороны – вещь столь же неблагодарная, сколь и попытка вывести его из себя во время интервью. Здесь он хладнокровен, ироничен и всегда остроумен. Это, несомненно, очень умный человек, а то, что многие приверженцы медитаций именуют его обидным для этого круга словом «просветленец», сугубо личное мнение, непонятное нам, простым работягам, молящимся лишь о том, чтобы курс валют не вознёсся до альпийских высот. Видимо, тем медитирующим буддистам, сидящим в проходах на его концертах, очень нравится. Пенсионерам, кстати, тоже нравится. А самому БГ очень нравится песня любимого нашей редакций ВИА «Х.З.» «Жаль подмога не пришла», которую он постоянно исполняет на своих концертах.

    Я боюсь, что мы действительно отражаем то, что происходит вокруг нас, сами того не желая. Будь моя воля, я бы записывал другие вещи, но это от меня не зависит. Я пишу не то, что хочется, а то, что у меня получается.

    Кстати, сам БГ не понимает, когда его называют человеком, «сидящим на облаке». В такое время отсидеться не получится.

    Я не знаю, какой гений пиара придумал этот имидж; но это мало похоже на правду. Невозможно жить в обществе и его не замечать.

    Хотя, чего уж, БГ сам создал такой образ. Видимо, не зря Артемий Троицкий назвал БГ «чемпионом мира по лукавству». Правда, сказано это было в контексте политической позиции музыканта. Троицкий в последнее время только тем и занимается, что глушит инертности своих старых товарищей и призывает их чуть ли не на баррикады выходить.

    Политика меня интересует меньше, чем сельское хозяйство Гватемалы XIV века. В частности, по причине того, что я никак не могу повлиять на эту политику.

    Хотя некоторые и узрели в альбоме «Соль» нечто антиполитическое, маэстро тут же поправил: это личные песни, написанные под впечатлением от скорбных событий, не столь далёких.
    За 61 год своей земной жизни Гребенщиков показал, что человеческое ему не чуждо. Эти летом он заступился за продавщицу магазина из Ульяновска, с которой потребовали 100 000 рублей за товары, проданные в долг. «На таких людях держится земля», – сказал Борис Борисович. Но даже после того, как открылся нелицеприятный факт о том, что продавщица просто воровала продукцию домой, БГ не отвернулся. А ведь гораздо сложнее сохранять благородство и заступаться, если речь идёт о человеке грешном и виноватом.

    Физически не могу смотреть ТВ: противно, когда мне так бездарно врут в лицо.

    А вообще, давайте оставим политику и БГ. Наверное, единственное, что его с этой политикой роднит, это «поход» рок-музыкантов к Суркову, где решался вопрос о том, в каком количестве и качестве должна быть представлена в медиа-пространстве рок-музыка. С тех пор Гребенщиков ведет авторскую программу «Аэростат» на «Радио Россия», знакомит слушателей с неординарными исполнителями.

    Пожалуй, нет в российской музыкальной культуре человека, более противоречивого в плане своего отношения к религии. С другой стороны, противоречие это – в глазах смотрящего. О своей религиозной принадлежности Гребенщиков заявлял многократно и совершенно открыто, но никто до сих пор так его и не понял. Общеизвестно увлечение БГ буддизмом и восточным мистицизмом. Гребенщиков одно время называл себя учеником ламы Оле Нидалы, известно также, что он не раз посещал ашрам Саи Бабы. В 2006 году Гребенщиков в Малайзии познакомился с известным индийским гуру Шри Чинмоем, который дал музыканту имя Пурушоттама, что в переводе с санскрита означает «выходящий за пределы ограничений». В начале 2011 года Борис Гребенщиков был назван «неправославным» и обвинен на «импровизированном суде» Миссионерского отдела Тульской Епархии в оккультизме и экуменизме. Однако за БГ вступились другие представители православной церкви, и отречение от церкви не состоялось. Пиар нужен любой организации. Тем не менее, различные разговоры, обвинения Гребенщикова в сектантстве продолжаются. А на прямой вопрос, является ли он «воцерквлённым» человеком, он ответил:

    Я не знаю, что значит это слово. Существует христианство, существует небесная церковь, к ней я отношусь всем сердцем с любовью.
    Небесную церковь с земной путать немного опасно. Я много раз говорил с людьми, которые эту ошибку делали – и очень на ней обжигались. Судить вообще опасно, сказано в Писании: «Не судите, и не судимы будете», – поэтому какие бы скандалы ни происходили вокруг церкви, скандалы – это одно, а церковь – другое.
    Я хотел бы жить так, чтобы меня можно было назвать христианином; но когда полностью принадлежишь Богу, любые названия становятся ненужными. Бог есть. Бог один для всех. И раз кроме Бога нет ничего, о каких названиях может идти речь?

    Грех будет не упомянуть БГ в качестве литератора. Кроме текстов к песням, которые издаются как самостоятельные сборники стихов, Гребенщиков пишет и прозу. На сегодняшний день вышли в свет повесть «Лес» и рассказ «Иван и Данило». Помимо этого, БГ стал одним из инициаторов выхода сборника прозы «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно». А ещё он кропотливо, один и в соавторстве перевел несколько индуистских и буддийских книг.

    Вот и закончили мы бурное повествование о стильном человеке с гитарой и бородой, плывущем вне времени. Почему вне времени? Да потому что он вызывает эмоции у людей всех возрастов. О нём очень сложно говорить, гораздо проще обсуждать музыку «Аквариума», ибо при всём благодушии Гребенщиков осторожен и не подпускает дальше дозволенных границ.
    Относись к нему, как хочешь, но напоследок будь добр, выслушай его мантру, которая притягивает богатство, снимает венец безбрачия и прибавляет 100 НР к удаче.