Производство, торговля или сфера услуг: где крутятся самые большие деньги

в избранное
Мы часто пишем статьи на тему бизнеса, где рассказываем о той или иной компании. Но мы почти не останавливались на общих достоинствах и недостатках определённых сфер бизнеса и описывали только частные примеры. Сегодня мы будем говорить не о какой-то конкретной компании или виде бизнеса, а о сферах, таких как торговля, услуги и производство, и посмотрим, какая из них проще в реализации и что в перспективе принесёт больше прибыли.

Торговля

Один из самых простых способов начать собственный бизнес. У сферы торговли достаточно много достоинств:

— Минимальный порог вхождения. Для того чтобы начать торговать товарам, нужно просто закупить продукцию по низкой цене и продать по более высокой. В этом и заключается вся суть торговли.

— Небольшие затраты. По сравнению со сферой услуг и производством, торговля не требует практически никаких затрат. Всё, что необходимо, — это найти помещение, нанять работников и заключить контракты с поставщиками. Никакого специализированного оборудования.

— Достаточно просто получить прибыль. Особенно это справедливо для продуктов питания.

— Множество рычагов для давления на конкурентов. Демпингование, доработка продукции с повышением её привлекательности и многое другое.

Но есть и недостатки:

— Высокая конкуренция. Сейчас чуть ли не каждый второй бизнесмен занимается торговлей, а это значит, что нужно иметь конкурентные преимущества.

— Сложности с поиском уникальной продукции. Практически всё, что ты видишь на полках магазинов, уже есть в различном исполнении.

— Невысокий заработок. Многие бизнесмены, открывшие бизнес в сфере торговли, закрывают компанию уже в первый год. Для того чтобы иметь высокую прибыль, необходимо либо вытеснить конкурентов с рынка (что не так-то и просто, ведь они куда опытнее того, кто недавно начал свой бизнес), либо предлагать уникальную продукцию, найти которую также непросто.

— Высокие риски. Проблемы с поставками, некачественный товар, падение спроса — это лишь часть рисков, с которыми приходится работать практически каждому бизнесмену в сфере торговли.

Один из главных недостатков — необходимость вложения средств. Небольшие партии товаров можно закупить менее чем на 100 тысяч рублей, но и прибыль будет минимальной, а для высокой чистой прибыли необходимы крупные вложения денег.

А теперь посчитаем прибыль на примере абстрактного магазина, занимающегося продажей продуктов питания. Допустим, ты закупил товар на 1 миллион рублей и реализовал его за 1,5 миллиона рублей за один месяц. В штате две продавщицы с зарплатой по 40 тысяч рублей каждая и экспедитор с зарплатой 50 тысяч рублей в месяц (вместе с социальными отчислениями). Добавим к этому аренду помещения, к примеру 20 тысяч рублей в месяц, и затраты на коммунальные услуги — ещё 10 тысяч рублей. Также приплюсуем непредвиденные расходы на украденные, разбитые или испорченные продукты — ещё 10 тысяч. Итого: чистая прибыль составляет 330 тысяч рублей (1,5 миллиона – 1 миллион – 130 тысяч – 20 тысяч – 10 тысяч – 10 тысяч). И это в лучшем случае, ведь мы посчитали прибыль как +50 % к закупочной стоимости товара, что является очень хорошим показателем на фоне высокой конкуренции и давления со стороны крупных ретейлеров. В реальности надбавка к закупочной стоимости будет составлять 20–30 %, а затраты — выше на 10–30 %. Итого — чистая прибыль будет составлять 100–200 тысяч рублей. Не так уж и плохо, но следует учитывать перечисленные риски.

Услуги

Бизнес в сфере услуг ещё проще торговли, так как требует минимального капиталовложения, особенно если ты являешься частным предпринимателем, или, как их теперь называет государство, самозанятым.

Достоинства бизнеса в сфере услуг:

— Низкие или единовременные затраты. К примеру, если ты открываешь массажный салон, то нужно закупить массажные столы, кресла, спа-оборудование и другие вещи только один раз, реставрируя и меняя их после того как они придут в негодность. Это отличает сферу услуг от торговли, так как нет необходимости делать крупные закупки каждый месяц — нужно закупать только расходники, к примеру масла и крема для того же массажного салона.

— Возможность работы на дому. Справедливо для самозанятых. Для малого бизнеса затраты на аренду помещений невелики, и они ниже, чем в сфере торговли. Для сферы услуг достаточно одного-двух помещений, тогда как для торговли нужны дополнительные помещения, к примеру склады для хранения продукции.

— Достаточно высокая прибыль. При низких вложениях можно получать достаточно большую чистую прибыль.

Недостатки:

— Необходимость в опытном персонале. В отличие от сферы торговли, где большая часть персонала может иметь среднее или средне-специальное образование, в сфере услуг необходимы люди со специализированным высшим образованием и опытом в этой сфере. К примеру, в уже указанном массажном салоне в качестве массажистов нанимают специалистов с медицинским образованием.

— Дорогостоящее оборудование. В некоторых видах бизнеса из сферы услуг первоначальные вложения могут быть значительными, но они всё равно являются единовременными, а не постоянными, как в сфере торговли.

— Насыщенность рынка. В сфере услуг имеется высокая конкуренция, которая превышает таковую в сфере торговли из-за описанной выше простоты и дешевизны вхождения. Особенно мощная конкуренция наблюдается в тех сферах, где первоначальные вложения минимальны или вовсе отсутствуют (например, администрирование групп в социальных сетях).

Теперь о прибыли на примере массажного салона. Первоначальные затраты складываются из массажного стола (или столов). Для этого примера возьмём два массажных стола стоимостью 20 тысяч рублей каждый. Есть столы и менее чем за 10 тысяч рублей, но они не обеспечивают должного комфорта. Мебель для зоны ожидания — ещё 100 тысяч рублей. На расходники — ещё 50 тысяч (массажёры, полотенца и прочее, масла, крема, скрабы и так далее). Два массажиста в штате — 70 тысяч рублей в месяц на каждого с учётом социальных отчислений. Рассчитаем прибыль, исходя из средней стоимости классического массажа длительностью 40 минут в 2 500 рублей. В день один массажист может принимать 5 клиентов, что составляет 10 тысяч рублей с учётом не только классического, но и более дорогих, а также менее дорогих видов массажа. В среднем два массажиста будут приносить 300 тысяч рублей в месяц. Также нужно учитывать аренду помещения — ещё 30 тысяч рублей в месяц. Итого: 300 – 40 – 100 – 50 – 140 – 30 равняется 60 тысячам рублей в первый месяц. Во второй и последующий месяц чистая прибыль будет рассчитываться из прибыли минус затраты на зарплату, аренду и расходники, на которые нужно будет тратить примерно 20 тысяч, и составит 110 тысяч рублей в месяц. Напомним, это усреднённые данные, и для более точного расчёта требуется составить бизнес-план.

Производство

Когда речь заходит о производстве, многие начинающие бизнесмены представляют себе огромные затраты и туманную перспективу получения прибыли. На самом деле производство уже включает в себя и торговлю (ведь произведённый товар нужно сбывать), и сферу услуг (подразумевается доставка, монтаж и многое другое). Выходит, что производство объединяет в себе сразу три сферы: создание продукта, его реализацию и обслуживание потребителей.

Достоинства:

— Высокая прибыль. При больших поставках или высокой цене на товар чистая прибыль может составлять несколько миллионов рублей в месяц даже на небольшом предприятии при условии спроса на продукцию и наличия налаженных каналов поставок.

— Долгосрочность. В отличие от торговли и сферы услуг, которые в большинстве случаев подразумевают получение быстрой прибыли в течение короткого времени и переориентации на другую продукцию, производство рассчитано на долгосрочные перспективы и стабильность.

— Программы поддержки от государства. Особенно это касается сельского хозяйства, которое получает субсидии, кредиты на большие суммы под невысокий процент и другие льготы.

— Сравнительно невысокая конкуренция. Как мы уже сказали ранее, большинство бизнесменов предпочитает сферу торговли или услуг, тогда как в промышленности и сельском хозяйстве наблюдается дефицит.

— Высокий спрос на продукцию. Если производить конкурентную продукцию, то предприятие будет обеспечено заказами на месяцы, а то и годы вперёд.

Недостатки:

— Долгосрочность. Это как достоинство, так и недостаток. Различные виды производства требуют разное время для окупаемости. Самая быстрая окупаемость в лёгкой промышленности и сельском хозяйстве, не требующем больших вложений, а самая долгая — в тяжёлой промышленности. В некоторых случаях предприятие окупается только через полгода-год работы.

— Высокие первоначальные затраты. Для создания производства нужно закупить станки, автопарк, автоматизированные сборочные или перерабатывающие машины. Стоимость таких машин может составлять более миллиона рублей за одну единицу. Но как и в случае со сферой услуг, в производстве эти затраты единовременные.

— Более сложная организация процесса работы. Нужно найти подходящие помещения, нанять персонал, запустить производство, наладить каналы поставок и сделать много вещей, которые помогут воплотить идею в реальность.

Возможно, ты не знал, но можно достаточно быстро и выгодно открыть производство, не вникая во все тонкости этой сферы бизнеса, — с помощью франшизы. Да, франшизы есть и в производстве. К примеру, Ивановский механический завод предлагает несколько видов готового бизнеса под ключ. Опять же, в качестве примера возьмём производство стеклопластиковой арматуры. Это кажется чем-то очень сложным и дорогим, но на деле стоимость оборудования составит от 450 тысяч рублей в месяц, в зависимости от предполагаемой мощности выпускающих продукцию линий. Окупаемость при этом составляет от одного месяца, а ежемесячная прибыль — от 1,4 миллиона рублей. При этом потребуется всего 1–2 рабочих и достаточно небольшое помещение. Теперь посчитаем примерную чистую прибыль: 1,4 миллиона прибыли – 450 тысяч на оборудование – 80 тысяч на двоих рабочих с учётом социальных отчислений – 50 тысяч на помещение – 50 тысяч на коммунальные платежи. Чистая прибыль составит 770 тысяч рублей в первый месяц и 1,2 миллиона — во второй и последующие. При этом по франшизе предоставляется помощь с налаживанием каналов сбыта, подготовка разрешительной документации,  сертификация ГОСТ и другая поддержка. В общем, во многом это даже проще, чем торговля. По ссылке ниже ты можешь более точно посчитать чистую прибыль.

Посчитать прибыль →

Кстати, есть и более выгодные предложения. К примеру, тот же Ивановский механический завод предлагает производство армирующей стеклопластиковой сетки, профилей и настилов. Если верить информации на сайте, то выручка при производстве армирующей стеклопластиковой сетки в первый год составит 13 миллионов рублей при первоначальных затратах на оборудование от 1,7 миллиона рублей. Даже если принять во внимание не особо высокий спрос и затраты на зарплаты, обслуживание и другие расходы, то чистая прибыль составит не менее 6 миллионов рублей. Добиться аналогичной прибыли при таких вложениях в сфере торговли и услуг намного сложнее. Оказывается, производство — это не дорогостоящий и выгодный бизнес.