Правило № 1: не демонстрируй это
Нет ничего хуже, чем размахивать купюрами, как веером, перед официантом, демонстрируя свою необузданную щедрость. Для джентльмена не важно, видят ли окружающие, сколько он оставляет в счете. Балансируя между сдержанностью и скромностью, джентльмен всегда довольствуется посылом своих действий, а не их демонстрацией. А уж когда речь заходит о таких базовых вещах, как чаевые, то тут и вовсе нет места для хвастовства. Зато есть — для позора. Так что делай это максимально непринужденно. В конце концов, чаевые являются неотъемлемой частью заказа.
Руководство современного мужчины по ресторанному этикету
Правило № 2: не говори об этом
«Я отблагодарил вас наличными». Эта и подобные фразы — еще одно табу, которое ты должен усвоить раз и навсегда. Оставляешь чаевые — молодец. Говоришь об этом — нет. Ты же не шепчешь сидящему за соседним столиком человеку, какую еду заказал. Так зачем говоришь о чаевых? Как мы сказали выше, персонал привык к такой форме благодарности, и в наше время она не является чем-то уникальным. Поэтому если официант обнаружит на столе оставленные чаевые без твоего предупреждения, с ним не случится приступ шока. А говорить о чаевых, чтобы выклянчить взаимное «спасибо», еще хуже. К тому же чаще всего обслуживающий персонал, когда они видят оставляемые им чаевые, и так благодарит за это.
Правило № 3: не оставляй чаевые в самом начале
Ну во-первых, это нелогично. Чаевые являются оценкой качества обслуживания и заведения в целом. Оставляя их в самом начале, ты запускаешь механизм в обратном направлении. Персонал заведения может подумать, что ты теперь ждешь какого-то специального обслуживания. А если ты просто хочешь впечатлить свою спутницу, обеспечив вам двоим особенный сервис, то делать это следует более деликатно. Допустим, договориться заранее с управляющим ресторана о том, чтобы вам предоставили столик возле сцены. Если в рамках этого заведения такой подход уместен, то можешь поступить так. Но концепция чаевых заключается в другом и предполагает выдачу денег исключительно постфактум.
Правило № 4: не оставляй слишком большие чаевые
Пожалуй, самое неоднозначное правило из всех, но оно не менее важно, чем остальные. Как мы уже сказали выше, чаевые играют оценочную роль. Это не способ демонстрации своего богатства или щедрости. Ты можешь сделать заказ на любую сумму и оставить чаевые пропорционально ей. Но неоправданно большая сумма «благодарности» выглядит вульгарно и неразумно.
На самом деле наличие условного стандарта относительно процента чаевых существенно облегчает тебе задачу. Выдумывать ничего не надо. В России в заведениях общественного питания принято оставлять чаевые в размере 10–20 % от стоимости заказа, таксистам — 5—10 %. У нас пока эта традиция не является обязательной и повсеместной, как, допустим, в тех же США, но даже сейчас она считается приевшейся с устоявшимися правилами. Поэтому не заморачивайся с чаевыми. Знай примерное количество налички, которую нужно взять с собой в ресторан. А если ее нет, не стесняйся спросить у персонала, можно ли оставить на чай электронным платежом. Чаевые в нашей стране давно уже преодолели статус диковинности, став пусть и не обязательной, но регламентируемой нормой.
Комментарии
(10)Никогда не понимал про чаевые, ведь человек делает свою работу за что я должен ему доплачивать?В своё время работал в службе быта,а затем имел свой сервис и всегда старался делать свою работу качественно чтобы небыло повторок,а доплату брали только за срочность работы!Не надо равняться на запад,и китайский фэншуй это чуждые понятия.
Идея чаевых в том, чтобы оплатить официанту в обход налогов. Поэтому зарплату ему специально занижают в расчёте на чаевые. В США правда это не так — так уже чаевые безналом получают, что обессмыслевает саму их идею.
Анатолий,к сожалению в нашей стране, обслуживающий персонал в ресторанах и барах живут только на чаевые. Зарплаты 500-1000 рублей в день вряд-ли хватит чтобы прокормить семью. Поэтому если вы ходите часто в одно и тоже заведение,то не удивляйтесь за некоторую холодность со стороны персонала. Работа в ресторане это очень не простая логистика,все время надо с кем то договариваться, особенно если это хороший гость. Чаевые получает не только официант,которые вы ему дали,он делится с кухней,баром,хостесс, посудомойками и даже с метродотелями. Поэтому можете также выполнять хорошо свою работу, и отдыхать в ресторане с неоднозначным ощущением к себе от не простых взглядов персонала вашего любимого заведения
Мне не нужны ничьи взгляды. Я пришёл в кабак пожрать и квакнуть, а не оценивать, кто и как на меня смотрит. И такие там цены, что на чаевых, сорри, денег нет. В эти цены вбиты уже 500%-ные чаевые
За что чаевые халдею? За то, что он мне 2 вилки и 3 тарелки принёс и унёс пустые бутылки? А хуху не хохо?
Жена работала цветочной магазине там клиенты похуже чем в кафе и ресторане попадаются но чаевые давать не принято и зп тоже 1000 в день. А человек сам выбрал работу и не надо плакать что зп маленькая.
Судя по фото с долларами, вы это про Америку пишите? Я здесь уже живу 23 года. О каком позоре вы говорите? И кто вас тут будет позорить если вы все что описали сделаете? Хотите дать чаевые вначале, да пожалуйста, если желаете. Вы даже заплатить за всё можете в самом начале, чтобы не ждать официанта для расчета, если спешите, например. Так же, в ресторане, вы можете сказать официанту что оставили чаевые на столе при уходе, никто вас не осудит. Нет никаких таких правил, просто когда здесь долго живешь, то уже кобчиком понимаешь правила игры и точно знаешь что делаешь, на автомате. Или вы это для туристов наставления написали? Граждане туристы, если не хотите давать чаевые, не давайте, никто вас не осудит :)
Это одна из тупостей, которые существуют в США, наряду с ценой, не включающей налоги. Не понятно зачем перенимать абсолютно всё у США, как будто там всё самое лучшее и самое правильное. Это от скудоумия, видимо. Во многих странах европы не приняты чаевые и на чеке прямым текстом написано, что такая-то сумма за серсис уже включена в чек, и, соответственно, обязательна к оплате, а также облагается налогом. Своего рода обязательные чаевые, но без геморра для клиента в виде вычисления суммы чаевых. На кой х..р мне думать о том сколько оставить чаевых или о том, сколько налогов заплатит продавец с проданного товара? Вместо заботы о клиенте маркетинговый трюк, позволяющий показать цену ниже и привлечь больше клиентов.
Раньше всегда оставлял чаевые, потому что «так принято». Потом меня женщина отучила это делать, ибо, как сказали выше, зарплату и так получают. Кроме того, даже в очень приличных заведениях работают в основном студенты, и не сказать чтобы они прямо очень хорошо выполняли свою работу: то чай до основных блюд принесут и он остынет, то еще как-то накосячат. Раньше стеснялся, типа не оставлю чаевых — покажусь нищебродом. Теперь получаю достаточно, чтобы не комплексовать и не заботиться о мнении окружающих вообще.
Почему я должен давать чаевые официанту, который в ресторане самый последний человек. Его функция принести — унести. Я готов дать чаевые шеф-повару. Надо сделать как в церкви — поставить отдельные «кружки»: поварам, музыкантам, дизайнеру …