Наука
17 марта, 2015

Последние в своём роде

К сожалению, человечество неумолимо уничтожает древние знания, оставляя от самых некогда обыденных вещей лишь славную историю. Тем интереснее взглянуть на примеры так называемых последних представителей древних сообществ, народов, профессий и посмотреть в след уходящей истории.

1. Секта, которая выжила, несмотря ни на что


Шейкеры – это религиозная секта из Англии, члены которой прибыли в США незадолго до американской революции. Являясь одним из ответвлений не менее занимательных квакеров, шейкеры назывались так, потому что имели обыкновение говорить на иностранных языках. Они были убеждены, что как мужчины, так и женщины были сделаны по образу и подобию Божьему, что делает их одним из первых религиозных движений, в которых женщины играют важную роль – в те времена женщин за людей особо не считали. Лидер шейкеров Мать Энн Ли весьма нескромно считала себя женским аналогом Иисусу. Их община процветала в Соединенных Штатах. До гражданской войны их было 4000. Они вели общественную жизнь, посвящая себя ремесленничеству, сельскому хозяйству и молитве. Тем не менее, правила Шейкеров запрещали брак; Мать Энн рассматривала секс как грех (так как она потеряла четырёх детей во время родов), и, таким образом, членство среди Шейкеров было весьма сложно получить – количество людей ограничено. После гражданской войны число шейкеров начало резко снижаться, и многие их деревни были заброшены. По состоянию на 2010 год, в живых оставалось только 3 шейкера. Они живут в Шаббатдей Шейкер Виллидж в штате Мэн, где до сих пор ведут свой традиционный образ жизни и держат двери открытыми для новообращенных. Если считаешь секс грехом – добро пожаловать!

2. Последние из коренных


Труганини были последними чистокровными аборигенами Тасмании и, соответственно, последними из ближайших родственников Тасманского Дьявола. Люди, которые населяли остров Тасмания в течение 45000 лет были почти полностью истреблены Черной войной – затяжным конфликтом между ними и вновь прибывшими европейских поселенцами. Поселенцы разорили аборигенов не только оружием, но и болезнями, к которым у труганини не было иммунитета. Только 200 аборигенов осталось в живых. Правда, были среди колонистов и добрые ребята. Так, например, английский проповедник по имени Джордж Августа Робинсон пытался защитить тасманцев, переселив их на остров Флиндерс. Он использовал дочь вождя для ведения переговоров и поисков оставшихся аборигенов. Но инициатива особого успеха не принесла, и Робинсон в конце концов сдался и бросил поиски и брошенных Труганини. Некоторые из них в итоге начали промышлять разбоем и всё чаще и чаще нападать на ненавистных колонистов. Пойманных аборигенов отправили на остров Флиндерс, где жило ещё несколько гораздо более мелких коренных племён. В итоге все племена на острове в ходе естественных причин вымерли. Все, кроме Труганнини.

3. Последние индейцы Аризоны


У племени Вупутаки в Аризоне была весьма богатая история. Область заселялась с перерывами в течение более чем 11 000 лет. В те самые времена сюда переселилось племя Навахо, остатки которого по-прежнему живут здесь и сегодня. Большинство навахо в Вапутаки были вынуждены отказаться от своих земель в 1864 году. В этом году армия США насильно переселила сюда многих из тех, кто до этого жил в Аризоне и Нью-Мексико. В истории это печальное событие известно как «Долгий поход» (Long Walk). В 1924 году правительство объявило территорию национальным памятником. Только уже жившим в Вапутаки Навахо было разрешено остаться. Одной из последних жителей является Стелла Смит, родившаяся за год до закрытия поселения. Её родственники не смогут жить вместе с ней и досматривать старушку. Всё от того, что родились они не в Вапутаки. Она уже совсем стара и является старейшим из Навахо Вапутаки, и, как это не прискорбно, вместе с ней исчезнут последние представители этого великого племени на этой жестокой земле.

4. Последний ниндзя


Джиничи Каваками – безусловно, уникальный человек, вмещающий в себя огромное количество талантов одновременно: он и профессор университета, и директор музея, и инженер, а также считается одним из последних легендарных ниндзя Японии. Каваками начал практиковать ниндзюцу, когда ему было шесть лет, и в конце концов он стал 21-м главой легендарного клана ниндзя Бан, чья история насчитывает около 500 лет. Хотя эта роль дала ему доступ к закрытым тайнам ниндзя, Каваками говорит, что их методам не место в современном мире. Таким образом, он не планирует назначить преемника после своего ухода. Для того чтобы помочь сохранить древние традиции, Джиничи провел значительное время в изучении истории и методов этого древнего сообщества. Он создал музей ниндзя Igaryu, который собирает и сохраняет секретные свитки, в том числе рецепты ядов, которые, как говорит Каваками, очень эффективны, и потому их нельзя применять.

5. Невольник с большой историей


Даже через пятьдесят лет после отмены работорговли в США общество не могло отвыкнуть от дешёвой рабочеё силы, и потому «живой товар» стал объектом контрабанды. Куджо Льюис был одним из этих рабов – пассажир последнего корабля, который отплыл с «живым товаром» за три года до отмены рабства. Родился он на той жаркой территории, которая сейчас называется государством Бенин. Льюис был взят в плен, когда враждебное ему племя напало на его деревню. Вероломные враги продали Куджо в рабство, после чего бедняга попал на борт корабля под названием Клотида. Во время 45-дневного путешествия было невероятно трудно, а незаконный характер перевозки сделал поездку ещё опаснее как для рабов, так и для экипажа. Куджо потом рассказывал писателю Зору Нилу Херстону, насколько было страшно: голых рабов держали под палубой в темноте и тесноте, а Клотида плыла через ураган, дабы уберечь ценный груз от пиратов и военно-морского флота. Даже по прибытии в Мобил рабы должны были быть спрятаны, пока их не разберут подпольные рабовладельцы. Куджо оставался рабом в течение пяти лет, прежде чем получил освобождение. Он и другие выжившие в «Клотиде» поселились недалеко от Мобила, и, по сути, создали африканский город на земле своих бывших владельцев.

6. Вымирающий малайский фольклор


Аванг Батил – так называется повествователь древних малайских сказаний. Он рассказывает истории, аккомпанируя себе на латунном барабане, именумом батиле. Как правило, самое действие начинается с зажжения благовоний, дабы очистить область от злых духов и прочей нечисти. Рассказчик также использует различные маски и другие реквизиты, чтобы украсить истории, которые сами по себе часто являются праздничными и наполнеными юмором. Уникальность Авангов в том, что они ещё пытаются сохранить те древние народные традиции, которые практически исчезли даже в ортодоксальных деревнях. В настоящее время живёт только один живой практикующий Аванг Батил – Ромли Махмуд, который занимается этим ещё с 50-х годов. Махмуд не намерен учить кого-либо еще своему искусству, так как, по его мнению, древние сказания слишком долгие и слишком неинтересные для современного зрителя. К сожалению, эта интересная традиция умрёт вместе с ним.

7. Последний Дон


К началу 2000-х годов грозные некогда «Пять семей» Коза Ностра были лишь бледной тенью своего былого величия. Грозный Джон Готти, глава семьи Гамбино, умер в тюрьме. Босы преступных семей Дженовезе и Коломбо отбывали заключение в тюрьме. А «Малыш» Аль Дэ’Арко из семьи Лучезе отвернулся от мафии, чтобы стать федеральным свидетелем. Единственным так называемым «последним из могикан» итальянской мафии был Джозеф Массино – босс преступной семьи Бонанно, которого СМИ нарекло «Последним Доном». Массино стал главой дома после долгой кровопролитной борьбы за власть между враждующими группировками. Поэтому Массино подозревается в заговоре с целью убийства своих конкурентов. После обвинений и судов Последний Дон тоже решил стать федеральным свидетелем и помогал своим надзирателям собирать доказательства обвинений для своего преемника, таким образом став последним представителем ещё того, романтизированного образа благородного Дона.
Семья Бонанно существует до сих пор, но уже не имеет того влияния, что раньше.

8. Семейный бизнес «Конго Гуми»


«Конго Гуми» – семейная японская строительная компания, основанная аж в 578 году! Предприятие, специализирующееся на строительстве буддийских храмов, держится на плаву вот уже 1400 лет! В течение этого времени право собственности компании остались в семье Конго, следовавшей древней японской традиции передачи полномочий от отца к сыну.

Но начиная с 1990-х годов, современный мир оказался сильнее древних традиций «Конго Гуми». Компания потеряла деньги в ряде плохих сделок с недвижимостью, в то же самое время спрос на их услуги начал снижаться. Масакадзу Конго, 40-й президент компании, принял трудное решение уволить работников. Но долги продолжали расти, и он, наконец, продал компанию, что делает его последним Конго, управлявшим компанией. «Конго Гуми» по-прежнему существует, но теперь это дочерняя компания крупного японского строительного концерна.

9. Последний сказочник Востока


А вот рассказ о другой вымирающей традиции под названием Хакавати. Как и в случае с Аванг Батилом, Хакавати является представлением, повествующим об арабской истории, с применением различного яркого и красочного реквизита и даже аудитории. Хакавати всегда работали в одной и той же кофейне, что, безусловно, на руку заведению. Такая привязка к месту гарантирует какой-никакой приток клиентов.

Повествования Хакавати носят серийный характер, и, для того чтобы закончить одну историю, потребуется несколько так называемых «чтений». Кстати, в репертуаре хакавати есть легендарные сказки сборника «Тысяча и одна ночь» Сейчас в мире живёт только один Хакавати – Абу Шади. Считается, что он был последним Хакавати в Сирии. Большую часть его аудитории составляли шестидесятилетние мужчины, которые приезжали на чтения с детства. Он считал, что причиной упадка древнего искусства является то, что рассказчик лучше соединяется с постоянными зрителями, которые хорошо его знают и положительно реагируют.
Во время конфликта в Сирии в охваченном революцией древнем Дамаске людям было не до древних сказок. Однако Абу Шади не останавливался и выступал вплоть до своей смерти в 2014 году.

10. Последний еврей Афганистана


Заблон Симинтов – владелец небольшой шашлычной в Кабуле. Шашлычная находится внутри некогда действующей синагоги. Он последний еврей в радикально-мусульманском Афганистане. В пылу царящего в стране на протяжении последних 30 лет хаоса многие меньшинства уехали из нее. Ушли афганские христиане, за ними страну покинули индусы. Заблон был последним евреем Афганистана с 2005 года, последним представителем религиозной общины, чья история уходит корнями на многие тысячи лет. Заблон всё ещё чувствует родство со своей родиной, и потому остался в нищем разграбленном Афганистане, хотя его семья иммигрировала в Израиль. Несмотря на то что у себя на районе он хорошо известен и уважаем соседями-мусульманами, он по-прежнему принимает меры предосторожности. Например, старается не выходить на улицу без тюбетейки и особо не распространяется на тот счёт, что владельцем не самой плохой шашлычной является еврей. Однако, его ресторан начал быстро терять деньги после окончания американской оккупации, и Заблон смирился с тем, что ему придётся покинуть родину. Пока ещё он живёт на пожертвования со стороны симпатизирующих ему мусульман и еврейской общины.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: