Почему самообразование лучше, чем институт

Иван Калягин
Июль 19, 2016
12.5k
3
Образ жизни
в избранное
brodude.ru_19.07.2016_Sk6DnoXOB6EKd

Не беспокойся, сегодня мы не будем отговаривать тебя от получения диплома. Так уж сложилось, что есть целый перечень специализаций, доступ к которым закрыт, если у тебя не будет этого самого диплома. Даже в случае наличия необходимых для работы знаний. И мы не виним в этом систему — ей же надо как-то стандартизировать человеческие ресурсы, которыми она пользуется. Однако что если ты хочешь не просто определиться со специальностью и получить корочку? Что если тебе нужны, в первую очередь, знания? Просто подумай над тем, что стены российских институтов (по крайней мере, большинства из них) давно перестали быть стенами, в которых обитает наука. Теперь там процветает коррупция, незаинтересованность в обучении у студентов и еще большая — в преподавании, у самих преподавателей. Были времена, когда высшее образование о человеке говорило многое — каждый с дипломом был настоящим интеллектуалом, а сейчас? Не пора ли нам взять свое интеллектуальное развитие в свои собственные руки?

1. Традиция умерла

Образовательная система, которая распространена сейчас по всему миру, корнями упирается еще в Средние Века. То есть, был некий мудрец (учитель), который прожил достаточно, чтобы хорошо разбираться в деле кожевника и у него был подмастерье, которого он обучал. Образовывалась связь между учителем и учеником, которая базировалась на знаниях первого, которые могли быть отнюдь не исчерпывающими. Так или иначе, но учитель передавал лишь незначительный багаж собственного опыта, который, к тому же, мог быть ошибочным. Ты можешь возразить и сказать, что сейчас все иначе — есть учебники, образовательные программы и государственное регулирование этих вещей, то есть — стандартизация образовательного процесса. Но, вместе с тем, основывается эта система на тех же самых отношениях между учеником и его наставником, а от вмешательства государства в этот процесс все становится еще более сомнительным. Достаточно посмотреть на табуирование некоторых тем в исторических дисциплинах, чтобы понять, насколько далеки мы от непредвзятого анализа нашей истории. Некоторые науки давно пропитались идеологией.

2. Доступ к лучшим лекциям

brodude.ru_19.07.2016_Yb9czhusfNqZn

Мы не берем в пример лучшие вузы нашей страны — там могут действительно хорошо преподавать и оттуда выходят отличные специалисты. Но проблема в том, что большинство учится далеко не в лучших университетах, а в тех, в которые поступить проще всего. Хорошие ли там лекторы? Заинтересованы ли они рассказывать свой предмет так, будто от этого зависит твое будущее? Разумеется, нет и винить их в этом глупо — зарплата не та, чтобы обладать преподавательским вдохновением.

Но зачем тебе нужны сонные преподаватели из провинциального института, когда у тебя, при наличии интернета, есть доступ к самым лучшим лекциям в мире? В сети полно записей от авторитетных преподавателей. Причем, мы имеем в виду не только лекторов российских вузов, но и Кембриджа и Оксфорда (эти учебные заведения регулярно выкладывают записи своих лекций). Таким образом, при наличии знания языка, у тебя есть неограниченные возможности в плане изучения того или иного предмета у лучших мировых специалистов — и все это бесплатно.

3. Что ты вынес из школы?

Помнишь школу? Многими ли знаниями ты пользуешься с тех самых пор? Как говорил Стенхоуп: «В школе ты изучил страх, подчинение и то, что спорить с властью нельзя». Есть в его изречении что-то до боли знакомое, особенно когда ты выпускаешься, вступаешь во взрослый мир и понимаешь, что ничего об этом мире не знаешь, зато вокруг столько опасностей. Думаешь в институте лучше? Немалая часть времени вообще не рассчитана на учебу, зато она посвящена всевозможным моральным наставлениям, которые в жизни то и не пригодятся. Некоторые преподаватели и вовсе не ставят перед собой цель чему-то тебя обучить — они просто отсиживают свои часы и уходят домой, смотря на студенческую толпу стеклянным взглядом мертвеца. И их, опять же, можно понять, ведь тебя будут окружать придурки, которые всем своим видом будут показывать свою незаинтересованность в обучении. А если весь курс будет раздолбайским, то и ты, с большой долей вероятности, станешь таким.

4. Самообразование — это бесплатно

brodude.ru_19.07.2016_lkpyTH3mWQMWd

Только не думай, что мы против платного обучения. У такой системы есть свои плюсы, но в наших реалиях оно превратилось в какого-то отвратительного мутанта — чудовищную пародию на европейские и американские образовательные традиции. Даже если ты поступишь на бюджет, то будь готов платить, платить, платить. В особенности, за диплом. Даже в сносных университетах посмеются над твоей репликой: «Я буду писать диплом сам». И дело не в том, что ты оболтус, просто самому диплом писать уже не принято — нужно платить за него, причем всем курсом, о чем недвусмысленно может намекнуть твой куратор. Вообще, каждому вузу нужен свой Джим Гордон, полицейский из сериала «Готэм», который мог бы произвести хорошую такую чистку в стенах заведения. Но такого человека не будет.

Но если ты будешь обучаться самостоятельно, то денег платить не придется. Будешь тратить только свои силы и время, что, в общем, ты и должен делать в отечественных университетах.

5. Возможность сменить направление

У меня есть знакомый, который каждый год поступает на новую специальность, потому что никак не может выбрать для себя путь в жизни. Надо было ему посоветовать остепениться и хорошо обдумать свое положение (четвертый раз поступает), но он все равно меня не послушал бы. Причем гонится он не за дипломом как таковым, а именно за знаниями. Но выходит так, что он постоянно транжирит деньги родителей (учиться за их счет, ну и немного за свой). Сама ситуация явно не здоровая, а ведь можно было этого избежать обучаясь самостоятельно, ведь самообразование позволяет легко менять направление обучения. Тебя не сковывают рамки специализации и стандарты нашего дражайшего министерства образования — ты предоставлен самому себе, а значит, можешь легко жонглировать предметами. Да, возможно ты не получишь пресловутого «систематического образования», но сегодня мы не уверены, что оно вообще необходимо.