Не беспокойся, сегодня мы не будем отговаривать тебя от получения диплома. Так уж сложилось, что есть целый перечень специализаций, доступ к которым закрыт, если у тебя не будет этого самого диплома. Даже в случае наличия необходимых для работы знаний. И мы не виним в этом систему — ей же надо как-то стандартизировать человеческие ресурсы, которыми она пользуется. Однако что если ты хочешь не просто определиться со специальностью и получить корочку? Что если тебе нужны, в первую очередь, знания? Просто подумай над тем, что стены российских институтов (по крайней мере, большинства из них) давно перестали быть стенами, в которых обитает наука. Теперь там процветает коррупция, незаинтересованность в обучении у студентов и еще большая — в преподавании, у самих преподавателей. Были времена, когда высшее образование о человеке говорило многое — каждый с дипломом был настоящим интеллектуалом, а сейчас? Не пора ли нам взять свое интеллектуальное развитие в свои собственные руки?
1. Традиция умерла
Образовательная система, которая распространена сейчас по всему миру, корнями упирается еще в Средние Века. То есть, был некий мудрец (учитель), который прожил достаточно, чтобы хорошо разбираться в деле кожевника и у него был подмастерье, которого он обучал. Образовывалась связь между учителем и учеником, которая базировалась на знаниях первого, которые могли быть отнюдь не исчерпывающими. Так или иначе, но учитель передавал лишь незначительный багаж собственного опыта, который, к тому же, мог быть ошибочным. Ты можешь возразить и сказать, что сейчас все иначе — есть учебники, образовательные программы и государственное регулирование этих вещей, то есть — стандартизация образовательного процесса. Но, вместе с тем, основывается эта система на тех же самых отношениях между учеником и его наставником, а от вмешательства государства в этот процесс все становится еще более сомнительным. Достаточно посмотреть на табуирование некоторых тем в исторических дисциплинах, чтобы понять, насколько далеки мы от непредвзятого анализа нашей истории. Некоторые науки давно пропитались идеологией.
2. Доступ к лучшим лекциям
Мы не берем в пример лучшие вузы нашей страны — там могут действительно хорошо преподавать и оттуда выходят отличные специалисты. Но проблема в том, что большинство учится далеко не в лучших университетах, а в тех, в которые поступить проще всего. Хорошие ли там лекторы? Заинтересованы ли они рассказывать свой предмет так, будто от этого зависит твое будущее? Разумеется, нет и винить их в этом глупо — зарплата не та, чтобы обладать преподавательским вдохновением.
Но зачем тебе нужны сонные преподаватели из провинциального института, когда у тебя, при наличии интернета, есть доступ к самым лучшим лекциям в мире? В сети полно записей от авторитетных преподавателей. Причем, мы имеем в виду не только лекторов российских вузов, но и Кембриджа и Оксфорда (эти учебные заведения регулярно выкладывают записи своих лекций). Таким образом, при наличии знания языка, у тебя есть неограниченные возможности в плане изучения того или иного предмета у лучших мировых специалистов — и все это бесплатно.
3. Что ты вынес из школы?
Помнишь школу? Многими ли знаниями ты пользуешься с тех самых пор? Как говорил Стенхоуп: «В школе ты изучил страх, подчинение и то, что спорить с властью нельзя». Есть в его изречении что-то до боли знакомое, особенно когда ты выпускаешься, вступаешь во взрослый мир и понимаешь, что ничего об этом мире не знаешь, зато вокруг столько опасностей. Думаешь в институте лучше? Немалая часть времени вообще не рассчитана на учебу, зато она посвящена всевозможным моральным наставлениям, которые в жизни то и не пригодятся. Некоторые преподаватели и вовсе не ставят перед собой цель чему-то тебя обучить — они просто отсиживают свои часы и уходят домой, смотря на студенческую толпу стеклянным взглядом мертвеца. И их, опять же, можно понять, ведь тебя будут окружать придурки, которые всем своим видом будут показывать свою незаинтересованность в обучении. А если весь курс будет раздолбайским, то и ты, с большой долей вероятности, станешь таким.
4. Самообразование — это бесплатно
Только не думай, что мы против платного обучения. У такой системы есть свои плюсы, но в наших реалиях оно превратилось в какого-то отвратительного мутанта — чудовищную пародию на европейские и американские образовательные традиции. Даже если ты поступишь на бюджет, то будь готов платить, платить, платить. В особенности, за диплом. Даже в сносных университетах посмеются над твоей репликой: «Я буду писать диплом сам». И дело не в том, что ты оболтус, просто самому диплом писать уже не принято — нужно платить за него, причем всем курсом, о чем недвусмысленно может намекнуть твой куратор. Вообще, каждому вузу нужен свой Джим Гордон, полицейский из сериала «Готэм», который мог бы произвести хорошую такую чистку в стенах заведения. Но такого человека не будет.
Но если ты будешь обучаться самостоятельно, то денег платить не придется. Будешь тратить только свои силы и время, что, в общем, ты и должен делать в отечественных университетах.
5. Возможность сменить направление
У меня есть знакомый, который каждый год поступает на новую специальность, потому что никак не может выбрать для себя путь в жизни. Надо было ему посоветовать остепениться и хорошо обдумать свое положение (четвертый раз поступает), но он все равно меня не послушал бы. Причем гонится он не за дипломом как таковым, а именно за знаниями. Но выходит так, что он постоянно транжирит деньги родителей (учиться за их счет, ну и немного за свой). Сама ситуация явно не здоровая, а ведь можно было этого избежать обучаясь самостоятельно, ведь самообразование позволяет легко менять направление обучения. Тебя не сковывают рамки специализации и стандарты нашего дражайшего министерства образования — ты предоставлен самому себе, а значит, можешь легко жонглировать предметами. Да, возможно ты не получишь пресловутого «систематического образования», но сегодня мы не уверены, что оно вообще необходимо.
Комментарии
(3)Полностью согласен, сам только закончил первуюстумень высшего, многие однокурсники собираются в магистратуру, но зачем?!…
Училась на бюджете в двух украинских ВУЗах, очное и заочное. Никаких взяток не требуется, если пытаться сделать хоть что-то в плане учёбы. Часть преподавателей их не берут принципиально и требуют большой отдачи от студентов. Сумма максимум — 50 грн на цветы преподавателям раз в год добровольно. В группе 8 человек.
Необходимость формального образования сильно зависит от выбранной специальности.
В целом, заочная форма как компромисс позволяет сочетать бонусы обоих подходов.
Поддерживаю пост,потому что сам учусь в универе с полными эгоистичными одногрупниками.бывали пара реально толковых препода,которым кроме знания ничего не надо было,но увы, их зажимали и заебывали и декан,и студенты из за зачетов и экзаменов.вскоре они уволились :( если препод спросит чего,то всем похуй,все в телефонах или смотрят на «умных» .мне 21 и это первое высшее будет,не хотелось бы дальше учиться в таких условиях.
Чуваки,кто собирается куда поступать,выбирайте сердцем и то что вам интересно , а не то что » модно» или наставлению .иначе будет скучно учиться .все равно найдутся пара преподов за всю учёбу, кто научат вас профессии :)