Кажется, что альтруизм — дело благородное и должно вызывать полное одобрение. Но все не так просто. Проведя несколько опросов, исследователи выяснили, что многие испытывают недоверие и даже неприязнь к альтруистам и другим благодетелям вроде меценатов, а некоторые и вовсе их ненавидят. Причем эта неприязнь встречается в различных культурах и вызывает примерно те же негативные эмоции, что и скупость. Но почему люди не любят благодетелей?
Это связано с эволюционной осторожностью
Ученые, изучая жизнь наших далеких предков, пришли к интересному выводу: хотя любые формы благодетельности приводили к большей групповой сплоченности, это также выводило альтруиста на вершину социальной лестницы. А так как наши предки еще не понимали важности социальных статусов и сохраняли инстинктивное мышление, это «возвышение» одного индивида над другими казалось подозрительным и даже неприятным. Все из-за простого вывода: если кто-то стал выше, остальные опустились ниже.
Учитывая, что природа заложила в людей тягу к превосходству над другими и неприятие доминирования, альтруизм стал восприниматься как нападки на привычный уклад. Но важно понимать, что такое убеждение является лишь когнитивным искажением, которое в большинстве случаев не соответствует истине.
Это противоречит нашей природе
Пожалуй, самый важный пункт, объясняющий неприязнь к альтруистам. Кто бы что ни говорил, но людям присущ эгоизм, причем так распорядилась природа, а не общественные установки. Это не значит, что нам нужно оставаться эгоистами, ведь в большинстве своем данная черта несет негатив. Но от самих себя никуда не убежишь.
При всем социальном прогрессе мы все еще тянем за собой мешок ненужных установок из далекого прошлого. В этом мешке лежит и механизм «свой-чужой», который раньше помогал выживать. Если вокруг тебя одни эгоисты, ну или как максимум простые люди, которые действуют ради выгоды, и тут появляется индивид, помогающий окружающим и ничего не просящий взамен, он выглядит как чужеродный организм. А это, в свою очередь, вызывает чувство опасности и желание исключить данную личность из своего круга.
Это кажется нам неискренним порывом, преследующим определенные цели
Даже если человек не в курсе о критическом мышлении, оно у него есть и в определенные моменты срабатывает. Мозг, основываясь на собственном опыте и знаниях поколений, остро реагирует на определенные триггеры.
Одним из таких триггеров является действие ради выгоды. К примеру, разум не станет слать сигналы тревоги, если видит, что человек не скрывает желания получить что-то взамен произведенных усилий. Но если мозг видит альтруиста, чьи действия не несут никакого смысла с точки зрения собственного эгоизма — это кажется ему неправильным.
Проще говоря, мы, не видя мотивации получения поощрения, испытываем тревожность и неопределенность, будто бы нас пытаются обмануть, показаться добрым, чтобы потом нам навредить.
Однако здесь замешаны не только когнитивные искажения, но и объективная реальность. Зная из СМИ о распространенной практике альтруизма, преследующего корыстные цели вроде благотворительности с целью уйти от налогов, мы начинаем считать благодетельность сугубо «коррупционной» схемой.
Это вызывает у нас зависть или ощущение беспомощности
Нам кажется, что мы становимся менее «ликвидными», выглядим не так эффектно на фоне «святого» человека, действующего из душевного порыва, а не ради выгоды. Постепенно это приводит к ощущению беспомощности из-за постоянного сравнения себя и альтруиста.
А что может вызывать еще столь негативные эмоции, как ощущение зависти, смешанной с «унижением» собственного достоинства? Мы делаем ошибочный логический вывод, что с помощью альтруистического поступка другой человек хочет самоутвердиться за наш счет, поставить нас на ступень ниже.
Что делать, если ты — альтруист
Как ни странно, оставаться таким же, какой ты есть, ведь альтруистов мало. Но делай это с умом. Не говори посторонним людям о своих бескорыстных поступках, если, конечно, они не прослышали о твоей доброте и хотят побольше узнать об этом.
Говорят, что добрые дела любят тишину, и это правда. Намного проще сказать, что ты получил с бескорыстного действия какую-то выгоду, даже если это неправда, чтобы сознание людей, особенно эгоистов, успокоилось.
И, конечно же, не рискуй понапрасну. Альтруизм хорош, но в определенных рамках. Если ты без серьезных на то оснований рискуешь ради другого человека, животного или чего-либо еще, подвергая себя опасности, это не благо, а глупый порыв. Если ты обанкротишься, покалечишься или погибнешь, то сделаешь больно сразу множеству твоих родных и друзей. В остальных случаях, когда это не несет опасности для тебя и других, действуй с умом и продолжай творить добрые дела.