Образ жизни
04 февраля, 2019

Почему мораль нужно преподавать

Уверен ли ты, что твои представления о морали актуальны сейчас? Или ты вообще обходишься без неё?
Мораль в широком понимании — это установленные обществом представления о хорошем и плохом. Мораль не является чем-то статичным и единым абсолютно для всех. На протяжении веков она развивалась и эволюционировала вместе с человечеством и имела отличия, свойственные разным народам, религиям, традициям и культурам. До появления строго прописанных законов и правил она регулировала процессы и жизнь людей. На протяжении долгого времени она сохранялась неизменной, но развитие общества начало вносить в неё коррективы. На данный момент мораль перестала быть чем-то монументальным, более того — наступил кризис. Да, её по-прежнему прививают детям, чтобы подготовить к жизни в социуме, но на этом всё и кончается. Это можно было бы объяснить как отказ от чего-то ненужного и устаревшего, но это не так. Сейчас мы расскажем, зачем она нужна и почему важно её преподавать.

Современное воспитание и система ценностей

Воспитание — это один из сложнейших и важнейших этапов формирования личности. На этом этапе формируется фундамент, который станет определять черты характера, предрасположенности и форму мышления. Ставить перед ребёнком задачу всегда побеждать и добиваться целей, не говоря о справедливости, честности и правилах, очень рискованно. В будущем он может стать тем, кто пойдёт по головам, подставит, обманет или предаст, чтобы получить желаемое. Это уже происходит сейчас. Студенты, подставляющие друг друга, чтобы выставить себя в лучшем свете; коллеги, воюющие за повышение; руководители конкурирующих компаний — подобное можно отследить в каждой возрастной группе.

Чтобы это предотвратить, нужно осознать, что заложенное в доме у каждого ребенка разнится. Поэтому нужно сгладить это, введя такую дисциплину, как мораль. Она должна не оцениваться, а просто наставлять детей, объясняя то, что не объяснили дома. Одна семья может иметь слишком либеральные взгляды, другая — консервативные, да и родители не всегда осведомлены, как нужно жить ребёнку в настоящем времени, поскольку ориентируются на нормы своего детства. Введение такого предмета помогло бы детям понимать, как нужно жить, на что ориентироваться и что допустимо. Да, кто-то считает мораль индивидуальным понятием, в которое каждый вкладывает свой смысл, свои нормы. Камон, изначально все положение составило именно общество, а возможность её персонализации и индивидуализации привели к тому, что мораль развратили и стали использовать в своих интересах. Так, может, стоит снова вернуться к общественному формированию морали?

Царящая аморальность

Листая ленту и натыкаясь на смешной аморальный мем, задумывался ли ты, что его может видеть какой-нибудь ребёнок? Мы не хотим показаться ворчливыми пердунами, которые говорят, что аморальные мемы — это плохо. Мы их обожаем, и главным образом — за их абсурдность. Сквозь призму здорового нравственного мышления мы понимаем, что на самом деле это неправильно, грубо и неприемлемо, и поэтому они нас смешат. Деды воевали, мамоёбство, глумление над умершими и инвалидами, высмеивание трагедий — это всё противоречит морали. Только осознавая это, можно не воспринимать их как проблему. Но для неокрепших умов, для которых глобальное понятие морали ещё не открыто, у которых не выстроена система моральных ценностей, это может стать отрицательным фактором социализации. Только представь: сейчас детям вместо погремушек дают смартфоны с мультиками. Затем игры на телефоне, а потом и доступ в интернет. Если мы попали в онлайн-пространство в осознанном возрасте и понимали, что хорошо, а что плохо, то у них это будет в буквальном смысле с пелёнок.

Мы можем уповать, что правильное воспитание позволит ребёнку расти адекватным и видеть грань между допустимым. Но давай будем честны: большинству детей не уделяют должного времени. Родители постоянно на работе, а ребенок один на один с девайсом. Родителей винить в этом сложно: они пытаются прокормить и одеть спиногрыза. Да и тот ни при чём — он просто познаёт мир. Из этого и складывается необходимость дополнительных источников морали, чтобы у ребёнка не сбило прицел.

Кстати о прицелах. Помнишь случай со стрельбой в Керчи? Парень устроил качественный косплей на «Колумбайн» 99-го, придя в колледж с охотничьим ружьём. Итог — 21 погибший и суицид виновника торжества методом Курта Кобейна. Пока взрослые с серьёзными лицами искали виноватых и обвиняли во всём интернет и «Доку 2», в социальных сетях подростки возвели стрелка в культ. Признавались в любви, ставили на аватарки, собирали фан-группы и жалели, что он не выжил. А это уже прецедент, пускай и краткосрочный. Происходит атрофирование здравого восприятия, и это всё из-за отсутствия чётких нравственных ориентиров, которыми и выступает мораль.

Изменение общественного сознания

В прогрессивных странах сейчас вовсю идёт переосмысление не только сексуальной ориентации, но и пола. Детей смалу приучают к тому, что пол — это не врождённое, что его можно и нужно изменить, если чувствуется нужда. Ты понимаешь, насколько это противоречит устоявшимся правилам морали? Давай будем максимально объективны и спишем эти явления на новый виток общества, к которым мораль ещё не адаптировалась. Без чётких внутренних представлений о том, что правильно, дети могут запутаться в себе, а это может привести к необратимым последствиям. Поэтому мы не можем ждать, пока мораль адаптируется под современные тенденции. Мы, общество, сами должны её определять, учитывая адекватные (и не совсем) явления нашего времени.

Именно мораль и диктуемые ею понимания о правильном и неправильном служат основой для создания личных принципов. Если человек с самого детства будет оторван от «правильных» или актуальных для своего времени ценностей, он не сможет уживаться с остальным обществом. Его поведение будет девиантным в понимании большинства, что может отразиться на трудоустройстве и личной жизни. Если люди не будут знать, что такое норма, или иметь разные представления о ней, может произойти конфликт, где каждая сторона будет искренне верить в свою правоту. Чтобы избежать этого, основа личности должна базироваться не на чём-то индивидуальном, а быть общей для всех людей.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: