Бизнес-эмиграция — крайне щепетильный вопрос, подходить к которому необходимо ответственно, как бы банально это ни звучало. На какие препятствия можно наткнуться при проведении такой процедуры и как можно их обойти, BroDude узнал у главы отдела продаж Offshore Pro Group Наталии Ревенко (Н.Р.) и специалиста по международному банкингу Ульяны Сивой (У.С.).
Какие факторы могут заставить бизнесмена перевести свое предприятие за рубеж?
Н.Р.: Стоит выделить три мотивирующих фактора, чтобы зарегистрировать иностранную компанию:
1) Улучшение делового имиджа компании.
Как только клиент обращается за регистрацией компании, у меня есть возможность учесть все пожелания и приступить к созданию нужного делового имиджа бизнеса еще на старте. Например, компания оказывает консалтинговые услуги клиентам из России по подбору недвижимости в странах ЕС и сопровождению сделок, следовательно желает позиционировать себя как западноевропейская компания — английская, швейцарская или австрийская со счетом в респектабельном банке. Через европейскую компанию удобнее общаться и рассчитываться с иностранными контрагентами.
2) Доступ к новым рынкам и клиентам.
У.С.: Залог успешных продаж — понимание менталитета клиентов. Например, при работе с GOOGLE INC последний требует от своих клиентов, чтобы страна банковского счета совпадала со страной регистрации компании. Это принципиально для тех, кто запускает мобильные приложения в Google Play. Следовательно я подберу удобные клиенту компанию (из списка «разрешенных» Google стран) и банк в такой стране, где реально открыть счет иностранному владельцу.
3) Налоговые преференции для иностранного бизнеса.
Н.Р.: Иностранная компания вправе выбирать удобную страну для оплаты налогов или использования преимуществ безналогового статуса. Приведу примеры. Частная компания с ограниченной ответственностью, зарегистрированная в Сингапуре, в 2019 году пользуется следующими преимуществами режима льготного налогообложения: первые 100,000 SGD прибыли облагаются налогом по 0% ставке, к следующим 200,000 SGD применяется сниженная в два раза ставка корпоративного налога (всего 8,5 %); компания с регистрацией в Андорре может использовать льготное налогообложение, оплачивая корпоративный налог по ставке 2 % от прибыли (стандартная ставка налога на прибыль — 10 %).
В чем заключаются нюансы бизнес-эмиграции?
Бизнес-иммиграция — это получение ВНЖ другой страны через создание компании или перемещение существующего бизнеса на территорию данного государства. В большинстве случаев такой вариант дешевле ВНЖ за инвестиции. Например, основные финансовые расходы для получения активного ВНЖ Андорры — регистрация компании, открытие офиса, наем персонала, а для получения пассивного резидентства (за инвестиции) придется вложить 400,000 евро.
Какая страна пользуется наибольшей привлекательностью для перевода бизнеса?
У.С.: Например, клиент хочет европейскую резидентную корпоративную структуру (компания и счет в одной стране) — я могу порекомендовать несколько стран, где реально открыть счет иностранному владельцу. Первый выгодный вариант — Венгрия: ставка налога на прибыль — 9 %, отсутствует налог на вывод дивидендов, процентов и роялти, страховка вкладов ЕС на 100,000 евро. Второй вариант — Сербия: дешевое банковское обслуживание и возможность получить ВНЖ через регистрацию компании.
Н.Р.: В случае если бизнес заточен на рынки США и Канады и работает через американские сервисы типа PayPal, например дропшиппинг, я могу предложить компанию и счет в одной их этих стран с уникальной услугой «профессионального партнера», полноценным виртуальным офисом, консалтинговой поддержкой по любым налоговым и бухгалтерским вопросам. Благодаря наличию резидента в структуре компании клиента, возможно открытие счета и долговременная работа с американским или канадским банком без рисков блокировок и закрытия счета.
Насколько рискованно переводить свое дело за границу?
Основной риск №1 при выборе той или иной стратегии перевода своего дела за границу — это наличие огромного массива информации на просторах Рунета (иногда противоречивой, устаревшей или недостоверной) или элементарное незнание всех существующих опций на рынке тем или иным провайдером.
Риск №2 — «сам себе консультант».
Начитаться интернета недостаточно — точную рекомендацию предоставит только практикующий в той или иной области эксперт. Именно поэтому в ряде стран, например в Австралии, Гонконге, Чили, ОАЭ, Offshore Pro Group работает через местных консультантов: мы передаем контакт заинтересованному в услуге партнера читателю, и дальнейший диалог тот ведет напрямую.
Риск №3 — отсутствие комплексного подхода.
Например, клиент зарегистрировал компанию в Ирландии, открыл интернет-магазин и, некоторое время поработав через Stripe и PayPal, получил уведомление о закрытии счетов без объяснения причин. Гражданство и налоговая резиденция клиента в одной стране, компания — в другой, зарабатывает — в третьей, и при этом компания функционировала в качестве «бумажной» без налогов и физического присутствия в стране регистрации, товар закупался в Китае, продажи — в США, Канаде и Европе. Компания была выбрана исходя из преимуществ страны регистрации, но клиент не учел сложности с ирландскими банками и PayPal. Последствием выбора была полная перерегистрация и новые счета.
Риск №4 — регистрация после открытия счета.
У.С.: Я рекомендую клиентам начинать с обсуждения банка и заполнить простой опросник на подбор банка или платежной системы. После одобрения банком конкретного клиента, его бизнес-модели и прочих параметров приступаем к регистрации. Подчеркну, что наличие готовой компании не требуется — достаточно заявить планируемую страну регистрации, а для клиента одни плюсы: протестировать сервис, получить уверенность, что он желаемый клиент, заранее быть одобренным банком. В случае отказа в открытии счета мы поддержим клиента с открытием альтернативного счета.
Риск №5 — неуместная экономия.
Н.Р.: Иностранная компания — это не инструмент экономии. У меня было несколько случаев обращения владельцев компаний, которые их смогли зарегистрировать, но были вынуждены искать ответы на вопросы и бегать за документами самостоятельно. Регистраторы из Сент-Люсии, США или Швейцарии предоставят услугу, но за каждую консультацию потребуется оплата — по документам, налогам, манипуляциям с компанией (введение нового лица в состав акционеров, подготовка резолюции, заказ сертификата Good Standing). Если оформить регистрацию через профессионального посредника, можно рассчитывать на ежегодную поддержку компании, её обслуживание, отчетность и помощь с ответами на вопросы в удобное клиенту время в его часовом поясе. Нет структур на десятилетия — отслеживая микроизменения на рынке, я рекомендую клиентам пересмотр и апгрейд структур и поддержку со счетами.
Как обезопасить себя от этих рисков?
Н.Р.: Существует несколько опций: регистрация компании с нуля в другой стране, перевод существующей компании в другую страну и переезд владельца бизнеса с созданием компании в новой стране.
Регистрацию компании в другой стране я рекомендую желающим выйти за рамки правового поля своего государства: не устраивают налоги, бюрократия, банки (ограничения, риски, сложности работы со свободно конвертируемыми валютами) и прочие причины. Новая иностранная компания подходит как для стартапа, так и для состоявшегося бизнеса (например, клиент ведет бизнес в России 20 лет и регистрирует компанию в Швейцарии или Канаде впервые). Избежать рисков возможных неприятных последствий использования иностранной компании призвана консультация по подбору страны не только компании, но и банковского счета.
Вторая опция — редомициляция компании или перевод компании в другую страну для получения более удобного статуса (переводим компанию из БВО в Невис, где мягче требования по substance) или как следствие вынужденной меры (в Белизе в начале 2019 года ужесточилось корпоративное законодательство применимо к компаниям, деятельность которых связана с исследованиями, разработками или тем, что владеют интеллектуальной собственностью, поэтому я порекомендую Сингапур как страну с высокими стандартами охраны интеллектуальной собственности согласно Мадридскому протоколу, Парижской и Бернской конвенциям). Перевод существующей компании в другую страну позволяет сохранить название компании и историю ее деятельности.