Почему-то такие понятия рассматривают как отсталость, хотя если брать людей старомодных, то чаще всего они прекрасно осведомлены, чем дышит день сегодняшний. Просто параллельно они лучше многих осведомлены о том, как выглядел день вчерашний, комфортно им так, понимаешь. Они ничего не отрицают, пользуются благами цивилизации, но чаще всего не так безрассудно и бездарно, как подверженные моде и толпе, а зачастую гораздо более разумно. Просто не нужна им игрушка за 90 000 на один год, хотя и могут себе позволить. Прогресс ведь не стоит на месте, а попробовать все его плоды еще успеется. Как говорил Омар Хайям: «Кто понял жизнь — тот не спешит».
И вот кто-то над такими людьми смеется, а кто-то мудро молчит, понимая что эти люди счастливее бездарного стада.
Уникальность в эпоху цикличной распутницы моды
Жил был один умелец, который создавал прекрасную мебель под старину. Мебель его была так прекрасна, самобытна и роскошна, что многие богачи считали своим долгом купить у него эти образцы. Однажды к нему пришел молодой юноша, наслышанный о таланте и качестве мебели мастера, чтобы заказать себе стол. Посмотрев на образцы и эскизы, он разочарованно покачал головой, и с сочувственным презрением глянув на мозолистые руки мастера произнес:
— Твои образцы слишком устарели, сейчас в моде совсем другое.
Мастер не растерял клиентов, не утратил репутацию, но один юнец, этот щегол, заставил его задуматься. Тогда он перешел на новые образцы, начал использовать более современные материалы, но старым клиентам они показались слишком новыми, а новым — наоборот, слишком старыми. Тогда он начал делать образцы в стиле хай-тек, с ярким присутствием минимализма и эргономичности, но ему сказали, что это вышло из моды буквально полгода назад, сейчас в моде авторская мебель. Чертыхаясь и проклиная всё на чем свет стоит, он начал делать авторскую мебель, но пока он ее делал, в моду вновь вошла мебель под старину.
— Людям вечно не угодишь, — пожаловался старый мастер очередному разочарованному клиенту.
— А не надо было подстраиваться под мнение толпы. А так ты и под старину работать разучился и за модой не поспеваешь.
Тогда разочарованный мастер прыгнул на включенный лобзик, и, к сожалению, сдох.
На примере этой замечательной притчи, написанной хрен знает кем, мы можем рассмотреть сразу две причины, по которым быть старомодным хорошо.
Первая — мода циклична и непостоянна. За последние 5 лет сменилось столько модных течений, сколько не произошло событий за первые 50 лет 15-го века. Ну кто бы мог подумать, что примитивный по меркам нынешних технологий «Денди» вновь станет популярным? А винил? Еще не так давно все смеялись над модой 90-х, а теперь одежда от Гоши Рубчинского считается ультрамодной. Вообще, это очень забавно — смеяться над ретроградами и в эпоху технического прогресса тянуться к пленочным фотоаппаратам и прочим реликвиям прошлого. Хотя это легко объяснить — магия ностальгии.
Так что какой смысл следовать моде, если она циклична, и в один прекрасный день твой образ и твои интересы вновь станут актуальными. Да, звучит не очень, но повод быть старомодным кроется во второй причине, а именно в том, чтобы быть индивидуальным, быть самим собой, быть непохожим на однообразную, одинаково выстриженную толпу. Кстати, эти прически уже не раз возвращались в моду. Пускай ты выглядишь, как хиппи после бани, но черт возьми, в тебе есть стиль, у тебя есть вкус. Разумеется, если всё это вызывает смех, то лучше принять какие-то меры, но если образ выглядит органично, то меняться незачем.
Так что не спеши сбривать патлы, выкидывать бумажную книжку, снимать остроносые туфли и подворачивать джинсы. Не скрывай своего увлечения советским кинематографом, коллекционирование марок и любви к классическим американским маслкарам. Даже кнопочный телефон не выбрасывай, вот увидишь, вскоре он вновь станет популярной и культовой реликвией. И ради Бога, ни за что не будь таким как все, сохрани индивидуальность.
Старомодный знает, что такое качество
Один мудрый человек, глядя на мой Gilette Fusion со 170-ю лезвиями, который начинает неистово вибрировать при одном нажатии кнопки (якобы для уменьшения раздражения, хотя на деле кажется, что оно его только провоцирует), ехидно посмеялся и сказал, что перестал скоблить кожу такими глупостями еще 10 лет назад. Вместо этого он срубает щетину классическим Т-образным станком. И ведь на самом деле, ширпотребные и массово разрекламированные кассетные лезвия тупятся быстро по сравнению с одним, но зато каким острым и талантливым лезвием.
Во первых, Т-образная старушка экономичнее, ее лезвие тупится не так быстро, как сразу 5 «Джилеттовских» или «Шиковских» лезвий, которые после 5-го бритья напоминают скобление лица пемзой, а не «Гладкое бритье для нежной кожи». Тем более, что стоят они в разы дешевле. А еще единственное лезвие Т-образной бритвы не скоблит кожу по третьему или пятому разу, как это делает кассетный станок, так что кожа меньше травмируется. Также из него очень просто достать и продезинфицировать лезвие, чего не сделаешь с обычным станком.
В общем, плюсов не оберешься: и кожа счастлива, и бреет чище, но кому ни скажешь, все начинают считать тебя старым дедом. Можно сколько угодно спорить, но далеко не все современные вещи лучше. Тот же самый винил с тем самым теплым ламповым звучанием неспроста так популярен. В этом звуке действительно есть магия, чего нет в высококачественном, но рафинированном и пугающе совершенном аналоговом звучании. А как же первозданные ламповые усилители, дарящие магию электрогитарного звучания? Транзисторные и цифровые пока так и не сумели с ними сравняться.
Но уж какой продукт действительно качественнее, так это музыка. Мало кто вспомнит хит 3-летней давности, и даже такого талантливого дядьку, как Gotye с его «Somebody that I used to know», вспомнят не все. Но все знают как минимум 3 песни AC\DС, причем скорее всего те, которые были записаны до 91-го года. Так что понять фанатов старых фильмов и старой музыки достаточно просто — они просто натуральнее. Такие люди и рады бы любить современность, да не получается. Опять же, вспомним что сейчас в моде? Ретровейв, ретрофутуризм и прочее ретро. А остальные используют наработки прошлых лет. По большому счету вся музыка уже была написана, все возможные сюжеты были экранизированы, так что нечего удивляться отсутствию чего-то нового. Поэтому старомодные люди и не удивляются, они предпочитают наслаждаться истоками, а не вторичностью.
Глубокая связь с корнями и напоминание о прошлом
На самом деле такие люди вносят краски ретрофутуризма в наши серые будни и напоминают нам о корнях. Не о тех древних славянских или любых других (тут уж, так сказать, на ваше происхождение) истоках, а о тех корнях, из которых мы с тобой вышли. Мы дети конца 80-х — начала/середины 90-х и наверняка найдется кто-то из начала 2000-х. Это наши корни, наши истоки, эта атмосфера нас воспитала. Никакие не веды, деды, средневековые победы. Нас и культура-то воспитывала другая, в ней было очень мало русского и патриотического, потому как сложно было любить алкаша-президента, и страну, загибающуюся, как старая кляча в долгом пути. Но в эту пору случилось немало хорошего, особенно если в это время ты страдал детством.
Суть человека такова, что он всеми правдами и неправдами стремится забыть как прошлое своей страны, так и свое. То, что кажется устаревшим маразмом, на самом деле было образом жизни, и может быть, ретрограды и старомодные люди тем и хороши, что напоминают нам о прошлом, заставляют заглянуть в него и учиться на этих ошибках. Пристрастие к старой музыке, кино и фильмам заставляет современных творцов брать оттуда идеи и создавать свое. Благодаря людям, отчаянно мечтающим вернуть коммунизм, мы вспоминаем эту эпоху, заглядываем в нее и понимаем, почему этого делать нельзя.
Взять тех же несчастных ретроградов (вроде спятившего Германа Стерлигова), которые с пеной у рта утверждают, будто все ученые — колдуны и шарлатаны, весь научный прогресс — бесовское дело, а всю литературу вместе с системой образования нужно уничтожить. Смотришь на таких, на то, как они счастливо и красиво живут одним только натуральным хозяйством, без электричества и прочих благ прогресса, слушаешь их душевнобольные речи и понимаешь: прогресс должен быть. Так что следует сказать им за это спасибо.
Не отрицающий добродетель благородный человек
Хотелось бы сесть как нибудь с гением Гориным и попросить, чтобы мудрец объяснил, кто же такой этот старомодный человек. Если так посмотреть, в наши дни порядочность, честь и искренность стали старомодными. Старомодным стало быть юным, нынешняя молодежь всячески старается уже в 15 лет быть старой. Старомодным стало проводить время со своей родней и близкими. Старомодным стало любить классику — обязательно найдется неуч, который обзовет Гайдна, Pink Floydи Бунина старперами. Даже радости и удовольствия стали старомодными: надменный и пафосный ЗОЖ во вред себе, состоящий из орудий иллюзии здорового образа жизни (как вейп и прочее), попытался было вытеснить гулянки с алкоголем и без наркотиков, но слава Богу, потерпел поражение.
Старомодным стало, в конце концов, наслаждаться жизнью, одним днем, конкретным моментом. Теперь норма — это напускать на себя ложный пафос и рассказывать всем, как ты ежедневно умираешь и воскресаешь вновь. Как ты зарабатываешь чуть ли не миллиарды, а потом умираешь в депрессии, всеми брошенный и глубоко больной, так и не поняв, в чем прелесть взаимной и бурной любви, как черпать энергию и позитив из простых мелочей, и почему в одном только сентябрьском вечернем воздухе, пропахшем прохладой и невесть откуда взявшейся посреди города гарью, больше смысла, чем в галимом пафосе этого поколения. Может быть старомодный — это человек настоящий, живой. Это просто человек… лучший человек.
Комментарии
(2)О, про меня пишут) Добро!
«Тот же самый винил с тем самым теплым ламповым звучанием неспроста так популярен. В этом звуке действительно есть магия, чего нет в высококачественном, но рафинированном и пугающе совершенном аналоговом звучании. А как же первозданные ламповые усилители, дарящие магию электрогитарного звучания? Транзисторные и цифровые пока так и не сумели с ними сравняться.»Может, все-таки, цифровом?