Сокровища необязательно должны блестеть и скрываться за тяжелым замком в старинном сундуке. Они могут быть незаметны для глаза неискушенного человека, но бесценны для ценителя. Такие сокровища существуют в единственном экземпляре или крайне малом тираже. Они всегда окутаны легендами и фальсификациями, находятся где-то между реальностью и вымыслом. Несмотря на отсутствие убедительных доказательств самого существования этих вещей, всегда находятся люди, охотящиеся на них.
Черепа Homo erectus pekinensis
Слово «pekinensis» происходит от названия места находки — пригорода Пекина. Несколько целых черепов наших далеких предков, найденных в Китае в 1920-м, считались одной из важнейших находок палеонтологии в истории. Этим, пускай еще и не разумным, но уже людям около 500 000 лет. Вероятно, «пекинские люди» были убиты доисторическими гиенами, которые достигали размеров современного льва. Во всяком случае останки были найдены в древнем логове хищников.
Как и многие другие экспонаты, черепа стали культурной жертвой Второй Мировой войны. Когда раздираемый гражданской войной и японским вторжением Китай находился на грани коллапса, ведущий палеонтолог Ху Чэнчжи погрузил черепа на корабль, направлявшийся в США. Больше эти черепа никто не видел. Считается, что они покоятся где-то на дне океана после одной из бесчисленных атак на американские и китайские суда. Согласно другой гипотезе, черепа были измельчены для применения в народной медицине. Так или иначе, это могли быть наиболее древние и хорошо сохранившиеся останки Homo erectus, которых научное сообщество не имеет до сих пор.
7 цивилизаций, которые загадочно исчезли
Меч Кусанаги
Кусанаги-но Цуруги или «Меч, срезающий траву» — такой острый и неоднозначный. Этот меч может срезать что угодно, но только если его направит рука владельца. Его владельцем является не простой человек, а сын неба — император Японии. Меч входит в трио артефактов, называемых «Императорские регалии Японии». Кроме него символами императорской власти являются бронзовое зеркало Ята-но кагами, олицетворяющее мудрость, и яшмовая подвеска Ясакани-но магатама, олицетворяющая доброжелательность.
На протяжении 1 000 лет Меч Кусанаги вручался каждому новому императору в момент его восхождения на престол, он символизирует доблесть. Согласно легенде, меч был найден в теле восьмиглавого змея, убитого богом бури Сусаноо. Достоверных сведений немного, широкой общественности известно лишь одно официальное упоминание о мече. В 1945-м после поражения в войне император Хирохито отрекся от трона, но призвал служителей в святилище Ацуты сохранить Кусанаги-но цуруги, чего бы это ни стоило. Пока меч в храме — душа Японии жива.
В ритуальных целях копия меча используется и сегодня. Однако научное сообщество считает, что настоящий меч был утерян еще в XII веке, после чего была создана копия, которая и хранится в храме Ацуты. Таким образом, тот меч, что используется в современной Японии, является копией копии.
История Карденио
Уильям Шекспир считается величайшим англоязычным писателем, его влияние на мировую культуру трудно переоценить. Насколько бы далек ни был человек от книг, наверняка он слышал что-то о бедном Йорике, королевском скоморохе, чей череп держит в руке Гамлет. Фраза «To be, or not to be», вероятно, так же не нуждается в переводе, она была обыграна десятки раз в самых разных фильмах, романах или играх.
Существует целая наука — шекспироведение, ведь кроме признанных литературных шедевров Уильям оставил немало тайн о своей жизни и творчестве. Например, пьеса «История Карденио», сосредоточенная вокруг персонажа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот».
Есть несколько косвенных свидетельств реального существования «потерянной пьесы». В 1613 году театральная труппа Шекспира «Слуги короля» должна была сыграть «Историю Карденио», а в 1653-м она была занесена в каталог книготорговцем и издателем Хамфри Мосли. Однако все эти сведения берутся со слов современников тех событий, и нет никаких письменных подтверждений. Более того, уже в XVIII веке другой драматург Льюис Теобальд заявил, что обнаружил неизвестную рукопись Шекспира, улучшил и завершил ее.
Новая пьеса получила название «Двойное вероломство», оригинальная рукопись хранилась в лондонском театре Ковент-Гарден, который сгорел дотла. Некоторые шекспироведы называют «Двойное вероломство» фальсификацией, другие находят в них стиль Шекспира и подтверждают как минимум соавторство.
11 самых дорогих сокровищ, найденных на дне океана
Битва при Ангиари
В честь восстановления Флорентийской республики стены величественного Палаццо Веккьо должны были быть расписаны не менее величественными фресками. Для этого пригласили Леонардо да Винчи и Микеланджело, каждому из которых отвели свой участок для работы. Это был единственный раз, когда великие творцы встретились лично. Леонардо решил изобразить «Битву при Ангиари». Тщательно подготовившись, изучив описание судьбоносного сражения, Леонардо предложил свое видение фрески. Центральную часть картины занимало сражение всадников за флаг, получив одобрение, художник приступил к работе в 1505 году.
«Битва при Ангиари» должна была стать самой масштабной картиной Леонардо, при размере 7 на 14 метров она втрое превосходила «Тайную вечерю». Однако уже в процессе создания фрески она начала разрушаться. Анонимный биограф да Винчи сообщает, что проблема была с краской, которую Леонардо изготовлял сам по особому рецепту, кроме того, верхняя часть стены оказалась недостаточно просушена. Так или иначе, картина не была завершена, и Флорентийский совет потребовал предоставить им конечный результат либо вернуть уже выплаченные деньги. Таким образом, от грандиозного замысла остался только черновик, который позже дописывали другие художники. Микеланджело и вовсе не приступил к своей работе, не доделав даже черновик.
C 1975 года начались поиски утраченной картины, итальянский искусствовед Маурицио Серачини нашел подтверждение того, что картина, возможно, существовала и была не в таком уж плачевном состоянии. Если так, она вполне может находиться на своем месте в Палаццо Веккьо, скрытая за более поздней фреской Джорджо Вазари. С одной стороны, на произведении Вазари оставлена подозрительная надпись «Кто ищет, тот найдет», но с другой — правительство Италии не позволяет проводить исследование во дворце, опасаясь за сохранность исторического наследия.
Полный скелет археоптерикса
В один из обычных дней 1956 года двое мужчин спустились в карьер, началась их рабочая смена. Медленно пробираясь вглубь породы, они обнаружили нечто необычное, это явно нельзя было просто разбить киркой. Рабочие позвали хозяина карьера, а тот связался с представителями музея. Выяснилось, что в карьере нашли практически полный скелет археоптерикса, которых сейчас во всем мире всего 11, а тогда и вовсе было только два. Ценность конкретно этой окаменелости заключается в том, что это переходный вид от динозавра к птице. Такие находки, тем более в таком отличном состоянии крайне важны для лучшего понимания эволюционных процессов.
Эдуард Опич, отдавший окаменелость в музей, хотел ее продать, но узнав, что за это придется платить налог, передумал. Так археоптерикс оказался спрятанным в доме на чердаке, где пролежал еще два десятка лет. Для него это небольшой срок, но за это время о находке все давно забыли. Через некоторое время после смерти Эдуард Опича за скелетом пришел его племянник, но нигде его не обнаружил. Вероятно, археоптерикс был украден и продан на черном рынке без уплаты всяких налогов, но и без публичных выставок в музеях. Теперь он находится в чьей-то частной коллекции и, возможно, уже пережил второго своего владельца.
Комментарии
(0)