Карьера и Бизнес
06 июня, 2013

Первый день на работе: как оставить о себе хорошее впечатление

Вот-вот страна наполнится миллионами выпускников многоразличных вузов, и все они тотчас же ломанутся искать работу. Если ты один из них, мы тебя поздравляем: в твоей жизни открылась новая страница, чувак!

Когда ты найдешь новую работу, перед первым рабочим днем ты, естественно, будешь волноваться. Переход от студента к профессионалу – жесткая вещь – во многом из-за твоего собственного отношения к себе. Тебя приучили думать, что ты еще толком ничего не смыслишь, ты привык быть в роли человека, которого учат – а теперь оказался вроде как знающим человеком, способногым самостоятельно выполнять работу. Кроме того, повышается твоя степень ответственности: теперь ты отвечаешь не только за свои оценки, но и в определенном смысле за благополучие компании и за свое материальное состояние.

Теперь ты член команды, тебе доверяет вся компания и ты работаешь каждый день. Если ты что-то напутаешь или провалишься, ты подведешь других, и это может негативно повлиять на компанию и на жизни людей, занятых в ней.

Кроме всего этого, у тебя же есть еще и свое собственное будущее. Экономика продолжает развиваться, и конкуренция на рынке труда очень велика. Если ты устроился на хорошую работу, ты, вероятно, хочешь задержаться на ней и продвинуться по служебной лестнице. Исследования показали, что четверть всех людей, кого нанимают на работу, не может продержаться там и года, а почти половина увольняется через полтора года. Это неудивительно: все, кто некомпетентен и неуверен, оказываются за порогом.

Несмотря на отрезвляющую статистику, если ты будешь помнить несколько вещей, всё будет в порядке. Ты сможешь стать ценным работником, делающим свой вклад не только в компанию, но и в жизнь своих коллег. Вот так долго и витиевато мы подводили тебя к нашему посылу: на 80% мнение о человеке складывается из первого впечатления, и в твоих интересах сделать так, чтобы оно получилось хорошим. Представляем тебе наши советы о том, как провести первый день на работе и оставить о себе благоприятное впечатление.

Как блеснуть в первый день

Первый день на новой работе может оказаться очень нервным. Это примерно как первый день в новой школе. Ты взволнован новыми знакомствами, гадаешь, сможешь ли ты тут прижиться, и надеешься, что понравишься своим коллегам и впишешься в коллектив.

С самого начала тебе не доверят крупных проектов, так что босс и коллеги не смогут оценить тебя в полной мере. Однако они всё же оценят тебя сразу по нескольким параметрам:

Предупрежден – значит вооружен. Теперь ты знаешь, на что нужно делать упор, чтобы тебя хорошо воспринимали.

Проведи разведку. До того как ты явишься на свое новое рабочее место, постарайся как можно больше узнать о компании и порядке ее работы. Из нашего следующего поста ты узнаешь, что вообще можешь многое разведать и узнать в первые рабочие недели – но сделай упор на ключевых людях и сущности компании еще до своего первого рабочего дня. Погугли. Так ты не опозоришься из-за того, что не знаешь общеизвестных вещей. Проштудируй все последние пресс-релизы и статьи о компании. Прочитай каждую страницу их вебсайта. Посмотри, как они представлены в социальных сетях. Количество информации, которое ты сможешь найти, окажется даже больше, чем ты мог себе представить. Проштудируй ее всю!

С вечера приготовь всё, что может тебе понадобиться в первый день. Последняя вещь, которую ты захочешь сделать в свой первый рабочий день – это опоздать, так что позаботься о том, чтобы твои утренние приготовления не занимали много времени. Погладь рубашку, почисти туфли, достань из шкафа то, в чем ты хочешь пойти на работу. Поставь два будильника: не просто ради практической цели, но и потому, что ты лучше уснешь, зная, что подстраховался.

Освежи свои познания в бизнес-этикете. Бизнес-этикет отличается от просто этикета, и если до сего дня ты работал лишь в сфере обслуживания или в охране, ты, наверняка, не очень в этом разбираешься. Немного напомним тебе о правилах разговора по мобильнику: во многих компаниях разрешено его использование, и многие дела без него не делаются. В первый день выключи мобильник и положи в карман. Тебе, возможно, будут звонить мама, бабушка, твои бро будут писать тебе смс с пожеланиями удачи. Ты же не хочешь, чтобы это отвлекало тебя от знакомства с новым рабочим местом? Потом на телефон можно будет поглядывать время от времени и даже положить его на стол, но в первый день лучше держать его подальше.

Оденься подобающе. Как говорил еще Оскар Уайльд, только поверхностный человек не судит по внешности. У твоих новых коллег будет мало возможностей оценить тебя – и делать это они будут в основном по твоему внешнему виду. Не спеши осуждать их: ты поступишь ровно точно так же. Поэтому твоя одежда – это большая часть первого впечатления, которое ты произведешь. Ты наверняка не захочешь быть одетым так, чтобы сильно выделяться: слишком модно или слишком официально. Если во время интервью ты видел других работников компании, ты, вероятно, представляешь себе, как тебе следует одеваться на работу. Если тебе не выпало такого шанса, напиши электронное письмо HR-менеджеру за несколько дней до своего первого выхода на работу и спроси, как тебе следует одеться. Оденься так, чтобы лишь немного отклоняться от нормы.

Если ты имеешь весьма расплывчатое представление о том, что представляет собой офисный дресс-код, и полагаешь, что он располагается где-то между кажуальным и формальным стилями, нет ничего лучше, чем следовать проверенному выбору: пиджак, рубашка и галстук. Если народ одет формально, ты впишешься в среду. Если ты обнаружишь, что офис работает в более непринужденной атмосфере, просто сними галстук и пиджак и засучи рукава.

Приди на десять минут раньше. И снова: в первый день ты абсолютно не хочешь опоздать. Хорошо бы где-то за неделю до выхода на работу попробовать приехать к месту будущей работы утром, чтобы понять, как обстоит ситуация с транспортом. Ты будешь увереннее чувствовать себя, когда будешь знать, сколько времени займет твой путь на работу. Проверяй ситуацию на дорогах в тот же день недели, когда тебе предстоит выйти на работу: так ты получишь наиболее адекватную информацию о транспортных условиях.

Помни, что всегда есть возможность форс-мажора, поэтому оставь для себя запас в 10—15 минут. Так ты обеспечишь себя своеобразной подушкой безопасности, если что-то пойдет не так; тебе не придется бежать как сумасшедшему и отчаиваться, потому что ты куда-то там не успеваешь. Если ты приедешь слишком рано, просто посиди в машине или зайди в туалет и приведи себя в порядок, прежде чем явишься в кабинет босса.

Прояви инициативу. Твой босс может прийти вместе с тобой на рабочее место, чтобы представить тебя коллегам – даже если он сделает это, он не сможет представить тебя каждому. Поэтому прояви инициативу и представься всем сам. Не перекладывай ответственность на своих коллег: это ты пришел на их территорию, а не наоборот. Один из ключей к успеху – это наладить с ними взаимопонимание, заработать их доверие и научиться работать в команде – это начинается с первого дня.

Нет ничего легче: «Здравствуйте, меня зовут __________, я новый ____________». Не надо долго и подробно общаться со своими новыми коллегами – у них, скорее всего, много дел. Поговори немного, зацепившись за личные вещи: например, если на столе стоит фотография с детьми, спроси о них.

В свою очередь, будь готов, что тебе тоже будут задавать вопросы: какой университет ты закончил, откуда ты приехал и тому подобное. Попытайся придумать короткие и запоминающиеся ответы – это будет наилучшим вариантом.

Твои новые коллеги, вероятно, спросят, чем ты будешь заниматься. Если ты не уверен, что понимаешь это, просто скажи: «Я еще точно не знаю, над чем буду работать, но мне не терпится начать».

Делай записи. Имена, адреса расположения файлов – да тебе придется запоминать массу новой информации. Это будет происходить очень быстро, и информация будет влетать тебе в одно ухо и вылетать из другого. Попытайся как-то систематизировать ее. Принеси с собой блокнот или что-то в этом роде и записывай. Эти записи очень пригодятся тебе и избавят тебя от необходимости задавать множество вопросов (вопросы – это хорошо, но чем меньше ты отвлекаешь людей, тем лучше). Также записывай имена и должности и выучи их.

А вскоре мы расскажем тебе, как нужно вести себя на первой рабочей неделе, чтобы люди утвердились в мнении, что ты – отличный чувак. Успехов на новой работе, бро!

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: