Экономика держится на хрупком балансе спроса и предложения. И когда этот баланс нарушается, возникают большие проблемы, вплоть до значительного ухудшения обстановки. Достаточно вспомнить колониальные войны, которые велись вовсе не за земли, а за новые рынки сбыта. Сейчас же, во время всё нарастающей пандемии и введения повсеместного карантина, спрос на многие товары и услуги упал до катастрофически низких значений. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют снижение мирового ВВП в текущем году на 1 %, что в масштабах планетарных бюджетов является огромной суммой. Следом падает и бизнес, который в некоторых случаях лишается даже минимальной прибыли. И сегодня мы расскажем о том, как пандемия повлияла на различные его направления.
Спонсором этой статьи выступила компания «ДЕ-КА Транс», которая является таможенным представителем и осуществляет полный спектр таможенных услуг на всей территории Российской Федерации.
Малый бизнес — основной удар
Больше всего коронавирус ударил по малому бизнесу, и здесь есть несколько основных факторов:
— Малые объёмы услуг. Особенно это касается компаний, которые имеют 1–2 подразделения.
— Закредитованность. Падение спроса на товары и услуги лишает бизнесменов платёжеспособности, из-за чего они вынуждены объявлять фирму банкротом, чтобы избежать долговой ямы. Из-за этого, кстати, государство планирует наложить мораторий на процедуру банкротства для юридических лиц.
— Отсутствие поддержки со стороны государства. Если во многих западных странах отменяются налоги и выделяются субсидии на поддержку бизнеса, то в России всё, что сделало государство, — это обозначило отсрочку по выплате налогов для компаний из сферы туризма и авиаперевозок, расширило программы льготного кредитования для малого и среднего бизнеса и собирается выделить до 300 миллиардов рублей на поддержку. Разумеется, деньги пойдут в первую очередь на помощь наиболее известным компаниям.
Кроме того, отдельно отметим введение карантина, объявленного президентом с 30 марта по 5 апреля, который может сильно ударить по большей части малого бизнеса, и здесь, как говорят эксперты, положение не спасут даже налоговые каникулы.
И это лишь часть основных проблем, с которыми столкнулся малый бизнес в России. Что в итоге? Forbes сообщает, что рестораны, фитнес-клубы и частные школы уже теряют до 90 % выручки и буквально живут на последние накопления.
В целом коронавирус задел всю сферу развлечений. Повсеместное закрытие кинотеатров, кафе, кальянных и других подобных заведений уже начало разорять владельцев малого бизнеса. По прогнозу вице-президента «Опоры России» Владислава Корочкина, из-за коронавируса пострадает 90 % всего московского бизнеса. Учитывая возможность московских предпринимателей накапливать «резервные средства» до кризиса, а также отсутствие таковой у компаний из регионов, вне МКАДа ситуация будет ещё печальнее.Также эксперт отметил, что те немногие представители малого бизнеса, которые сейчас чувствуют себя даже лучше, чем прежде, — это производители дезинфицирующих средств и медицинских масок, которые делают прибыль, многократно превышающую средние показатели за предыдущие года.
Также недавно глава Минэкономразвития Максим Решетников признал, что в ближайшие несколько месяцев малый бизнес в России очень хорошо прочувствует на себе влияние пандемии, особенно в крупных городах. И хотя он прогнозирует постепенный возврат к докризисным временам с окончанием эпидемии, эксперты считают недостаточными действия властей в оказании помощи малому бизнесу. Некоторые действия, например введение отпуска с 30 марта по 5 апреля с сохранением зарплаты, и вовсе утопят часть бизнеса в долгах.
Что касается уже пострадавших от пандемии бизнесменов, то в интернете скопилось немало историй. Forbes взял интервью у Марины Шилкиной — директора и основателя сети частных детских садов «Филиппок» и частной школы «Лидеры», которая рассказала, что компания уже несёт колоссальные убытки. И если, по словам Марины, в прошлом году их прибыль составила 846 миллионов рублей, то на данный момент она полностью отсутствует, и вся выручка уходит на операционные действия.
Другой пример — сеть семейных кафе «АндерСон» Анастасии Татуловой. Она рассказала, что была вынуждена закрыть 5 из 33 московских кафе из-за того, что выручка по сети упала на 85 %. И это не учитывая того факта, что до сих пор не был объявлен полноценный карантин по всей стране.И таких историй десятки, если не сотни по всей стране. Журнал Inc даже запустил инициативу «Дело каждого», в рамках которой собирает истории предпринимателей, оказавшихся в сложной ситуации, с информацией о том, как им можно помочь и как они могут оказать помощь другим. Если ты один из них — призываем присоединиться и рассказать о возникших проблемах. И возможно, совместными усилиями вы сможете прийти к какому-нибудь удовлетворительному решению.
Средний бизнес
Со средним бизнесом тоже не всё так просто. Многие компании рапортуют о крупных убытках. Выручка, как и в случае малого бизнеса, неуклонно падает. Но есть и те, кто смог не только не потерять, но даже приумножить прибыль. Всё тот же Владислав Корочкин из «Опоры России» прогнозирует, что от этой ситуации выиграют сервисы доставки еды и техники, а также сельскохозяйственные производители. Всё это, цитируем, благодаря «дурацкому ажиотажу по скупке гречки и макарон». То же самое касается средних и крупных ретейлов продуктовых сетей, прибыль которых неуклонно растёт из-за повсеместной истерии и беспорядочной скупки продовольственных товаров и товаров повседневного спроса.
Что касается потерпевшей стороны, то аналитики BCG в партнерстве с Altagamma и AB Bernstein прогнозируют, что продажи компаний в сегменте люксовых товаров из-за пандемии снизятся примерно на 70–90 миллиардов евро. Учитывая тот факт, что население России и до пандемии не имело достаточно свободных денежных средств на руках, этот удар будет смертельным для многих магазинов одежды, аксессуаров и автомобилей среднего и люксового ценового сегмента. Те же аналитики опросили топ-менеджеров индустрии роскоши и выяснили, что 61 % из них рассчитывает, что их компании смогут вернуться к своим показателям выручки только в следующем году. Сейчас же компании, связанные с ретейлом, замедляют рост и приостанавливают открытие новых точек.
И хотя выше мы упомянули тот факт, что рестораны и кинотеатры малого бизнеса несут огромные убытки, особенно после того как правительство порекомендовало закрыть развлекательные заведения, средний пострадает не меньше.
Есть и сферы, которые понесут ущерб не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Многие компании среднего бизнеса, по данным Forbes, вынуждены переводить свой штат на удалённую работу. Эксперты прогнозируют, что после окончания пандемии компании поймут, что многие сотрудники справляются с работой из дома не хуже, чем в офисе, и начнут сокращать стандартные траты. Из-за этого упадёт спрос на офисную недвижимость, транспорт и технологии.Зато наблюдается другой долгосрочный эффект — рост онлайн-покупок. Онлайн-ретейлеры будут получать всё больше прибыли, тогда как старый вид шопинга в офлайн-точках будет проседать всё сильнее.
Крупный бизнес
Крупный бизнес можно назвать своеобразным островом стабильности, так как его заказы чаще всего связаны с объёмными международными поставками или госконтрактами — одними из самых спокойных рынков. Особенно это касается тяжёлой металлургии, ВПК и других так называемых системообразующих компаний, которые уже заручились поддержкой государства ещё до пандемии — в разгар санкционных войн.
Некоторые компании, в том числе из уже описанного сектора ретейла, несут крупные убытки, и падение доходов будет только расти. Но основные крупные игроки не испытывают трудностей. Так, например, X5 Retail Group, «Тандер» и другие крупные компании фиксируют подъём прибыли из-за небывалого спроса на базовые продукты, такие как крупы, товары личной гигиены, консервы. Не остались в накладе и некоторые ретейлеры бытовой электроники. Например, группа «М.Видео-Эльдорадо», успешно закрепившись в онлайне, смогла преодолеть трудности, связанные с падением продаж в офлайн-точках. Кроме того, компания зафиксировала повышение прибыли в марте из-за роста покупательной активности. Но эксперты «М.Видео-Эльдорадо» связывают её не только с опасениями покупателей по поводу введения возможных ограничений в виде общего карантина, но и с высокой волатильностью рубля.
На данный момент российское государство больше направлено на поддержку системообразующих компаний, куда вошло 600 фирм. Ведомости рапортуют о том, что правительственная комиссия по экономической политике вводит дополнительные меры поддержки таким крупным игрокам, как «Ашан», IKEA, «Спортмастер», McDonald’s, Burger King, Gloria Jeans, и другим важным налогоплательщикам. Также в перечне значатся ФГУПы и строительные компании.Но есть и тот крупный бизнес, который пострадал сильнее всего. Например, туризм и авиаперевозки. Эксперты консалтинговой компании Bain & Company подсчитали, что закрытие международного сообщения из-за пандемии коронавируса COVID-19 может привести к сокращению прямой выручки российских авиакомпаний на 360 миллиардов рублей до осени 2020 года. Стоит ожидать и банкротства некоторых авиакомпаний уже в ближайшее время. Так, например, британская авиакомпания Flybe уже объявила себя банкротом, объяснив это трудной экономической ситуацией из-за коронавируса.
И всё же пока что пандемия не слишком сильно бьёт по крупному бизнесу, особенно из государственного сектора экономики. С господдержкой некоторые крупные игроки, работающие в приоритетных стратегически важных направлениях, могут отделаться малой кровью.
Одной из компаний, чувствующих себя в этой ситуации весьма стабильно, является и «ДЕ-КА Транс». Она работает с 2015 года и, помимо услуг таможенного представителя, предлагает юридическое и информационное сопровождение, консультации при подготовке сопроводительных документов, содействие в сертификации товаров, включающее в себя предоставление в таможенные органы деклараций соответствия, пожарных сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений и других необходимых для импорта документов. «ДЕ-КА Транс» разрабатывает новые и оптимизирует уже существующие схемы работы. Даже сейчас, в условиях пандемии и карантина, компании «ДЕ-КА Транс» удаётся правильно взаимодействовать с таможней и предоставлять такой же высокий уровень сервиса и скорость работы, как и прежде. Также «ДЕ-КА Транс» предлагает услуги логистики, куда входят авиаперевозки, морские перевозки, ж/д и автоперевозки по всему миру, в том числе доставку сборных грузов из Европы, Азии и США.