Карьера и Бизнес
02 апреля, 2020

От ларьков с шаурмой до международных холдингов: как пандемия повлияла на бизнес

Пошатнулись многие игроки из сферы не только малого и среднего, но даже крупного бизнеса.

Экономика держится на хрупком балансе спроса и предложения. И когда этот баланс нарушается, возникают большие проблемы, вплоть до значительного ухудшения обстановки. Достаточно вспомнить колониальные войны, которые велись вовсе не за земли, а за новые рынки сбыта. Сейчас же, во время всё нарастающей пандемии и введения повсеместного карантина, спрос на многие товары и услуги упал до катастрофически низких значений. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют снижение мирового ВВП в текущем году на 1 %, что в масштабах планетарных бюджетов является огромной суммой. Следом падает и бизнес, который в некоторых случаях лишается даже минимальной прибыли. И сегодня мы расскажем о том, как пандемия повлияла на различные его направления.

Спонсором этой статьи выступила компания «ДЕ-КА Транс», которая является таможенным представителем и осуществляет полный спектр таможенных услуг на всей территории Российской Федерации.

Малый бизнес — основной удар


Больше всего коронавирус ударил по малому бизнесу, и здесь есть несколько основных факторов:

— Малые объёмы услуг. Особенно это касается компаний, которые имеют 1–2 подразделения.
— Закредитованность. Падение спроса на товары и услуги лишает бизнесменов платёжеспособности, из-за чего они вынуждены объявлять фирму банкротом, чтобы избежать долговой ямы. Из-за этого, кстати, государство планирует наложить мораторий на процедуру банкротства для юридических лиц.
— Отсутствие поддержки со стороны государства. Если во многих западных странах отменяются налоги и выделяются субсидии на поддержку бизнеса, то в России всё, что сделало государство, — это обозначило отсрочку по выплате налогов для компаний из сферы туризма и авиаперевозок, расширило программы льготного кредитования для малого и среднего бизнеса и собирается выделить до 300 миллиардов рублей на поддержку. Разумеется, деньги пойдут в первую очередь на помощь наиболее известным компаниям.

Кроме того, отдельно отметим введение карантина, объявленного президентом с 30 марта по 5 апреля, который может сильно ударить по большей части малого бизнеса, и здесь, как говорят эксперты, положение не спасут даже налоговые каникулы.

И это лишь часть основных проблем, с которыми столкнулся малый бизнес в России. Что в итоге? Forbes сообщает, что рестораны, фитнес-клубы и частные школы уже теряют до 90 % выручки и буквально живут на последние накопления.

В целом коронавирус задел всю сферу развлечений. Повсеместное закрытие кинотеатров, кафе, кальянных и других подобных заведений уже начало разорять владельцев малого бизнеса. По прогнозу вице-президента «Опоры России» Владислава Корочкина, из-за коронавируса пострадает 90 % всего московского бизнеса. Учитывая возможность московских предпринимателей накапливать «резервные средства» до кризиса, а также отсутствие таковой у компаний из регионов, вне МКАДа ситуация будет ещё печальнее.

Также эксперт отметил, что те немногие представители малого бизнеса, которые сейчас чувствуют себя даже лучше, чем прежде, — это производители дезинфицирующих средств и медицинских масок, которые делают прибыль, многократно превышающую средние показатели за предыдущие года.

Также недавно глава Минэкономразвития Максим Решетников признал, что в ближайшие несколько месяцев малый бизнес в России очень хорошо прочувствует на себе влияние пандемии, особенно в крупных городах. И хотя он прогнозирует постепенный возврат к докризисным временам с окончанием эпидемии, эксперты считают недостаточными действия властей в оказании помощи малому бизнесу. Некоторые действия, например введение отпуска с 30 марта по 5 апреля с сохранением зарплаты, и вовсе утопят часть бизнеса в долгах.

Что касается уже пострадавших от пандемии бизнесменов, то в интернете скопилось немало историй. Forbes взял интервью у Марины Шилкиной — директора и основателя сети частных детских садов «Филиппок» и частной школы «Лидеры», которая рассказала, что компания уже несёт колоссальные убытки. И если, по словам Марины, в прошлом году их прибыль составила 846 миллионов рублей, то на данный момент она полностью отсутствует, и вся выручка уходит на операционные действия.

Другой пример — сеть семейных кафе «АндерСон» Анастасии Татуловой. Она рассказала, что была вынуждена закрыть 5 из 33 московских кафе из-за того, что выручка по сети упала на 85 %. И это не учитывая того факта, что до сих пор не был объявлен полноценный карантин по всей стране.

И таких историй десятки, если не сотни по всей стране. Журнал Inc даже запустил инициативу «Дело каждого», в рамках которой собирает истории предпринимателей, оказавшихся в сложной ситуации, с информацией о том, как им можно помочь и как они могут оказать помощь другим. Если ты один из них — призываем присоединиться и рассказать о возникших проблемах. И возможно, совместными усилиями вы сможете прийти к какому-нибудь удовлетворительному решению.

Средний бизнес


Со средним бизнесом тоже не всё так просто. Многие компании рапортуют о крупных убытках. Выручка, как и в случае малого бизнеса, неуклонно падает. Но есть и те, кто смог не только не потерять, но даже приумножить прибыль. Всё тот же Владислав Корочкин из «Опоры России» прогнозирует, что от этой ситуации выиграют сервисы доставки еды и техники, а также сельскохозяйственные производители. Всё это, цитируем, благодаря «дурацкому ажиотажу по скупке гречки и макарон». То же самое касается средних и крупных ретейлов продуктовых сетей, прибыль которых неуклонно растёт из-за повсеместной истерии и беспорядочной скупки продовольственных товаров и товаров повседневного спроса.

Что касается потерпевшей стороны, то аналитики BCG в партнерстве с Altagamma и AB Bernstein прогнозируют, что продажи компаний в сегменте люксовых товаров из-за пандемии снизятся примерно на 70–90 миллиардов евро. Учитывая тот факт, что население России и до пандемии не имело достаточно свободных денежных средств на руках, этот удар будет смертельным для многих магазинов одежды, аксессуаров и автомобилей среднего и люксового ценового сегмента. Те же аналитики опросили топ-менеджеров индустрии роскоши и выяснили, что 61 % из них рассчитывает, что их компании смогут вернуться к своим показателям выручки только в следующем году. Сейчас же компании, связанные с ретейлом, замедляют рост и приостанавливают открытие новых точек.

И хотя выше мы упомянули тот факт, что рестораны и кинотеатры малого бизнеса несут огромные убытки, особенно после того как правительство порекомендовало закрыть развлекательные заведения, средний пострадает не меньше.

Есть и сферы, которые понесут ущерб не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Многие компании среднего бизнеса, по данным Forbes, вынуждены переводить свой штат на удалённую работу. Эксперты прогнозируют, что после окончания пандемии компании поймут, что многие сотрудники справляются с работой из дома не хуже, чем в офисе, и начнут сокращать стандартные траты. Из-за этого упадёт спрос на офисную недвижимость, транспорт и технологии.

Зато наблюдается другой долгосрочный эффект — рост онлайн-покупок. Онлайн-ретейлеры будут получать всё больше прибыли, тогда как старый вид шопинга в офлайн-точках будет проседать всё сильнее.

Крупный бизнес


Крупный бизнес можно назвать своеобразным островом стабильности, так как его заказы чаще всего связаны с объёмными международными поставками или госконтрактами — одними из самых спокойных рынков. Особенно это касается тяжёлой металлургии, ВПК и других так называемых системообразующих компаний, которые уже заручились поддержкой государства ещё до пандемии — в разгар санкционных войн.

Некоторые компании, в том числе из уже описанного сектора ретейла, несут крупные убытки, и падение доходов будет только расти. Но основные крупные игроки не испытывают трудностей. Так, например, X5 Retail Group, «Тандер» и другие крупные компании фиксируют подъём прибыли из-за небывалого спроса на базовые продукты, такие как крупы, товары личной гигиены, консервы. Не остались в накладе и некоторые ретейлеры бытовой электроники. Например, группа «М.Видео-Эльдорадо», успешно закрепившись в онлайне, смогла преодолеть трудности, связанные с падением продаж в офлайн-точках. Кроме того, компания зафиксировала повышение прибыли в марте из-за роста покупательной активности. Но эксперты «М.Видео-Эльдорадо» связывают её не только с опасениями покупателей по поводу введения возможных ограничений в виде общего карантина, но и с высокой волатильностью рубля.

На данный момент российское государство больше направлено на поддержку системообразующих компаний, куда вошло 600 фирм. Ведомости рапортуют о том, что правительственная комиссия по экономической политике вводит дополнительные меры поддержки таким крупным игрокам, как «Ашан», IKEA, «Спортмастер», McDonald’s, Burger King, Gloria Jeans, и другим важным налогоплательщикам. Также в перечне значатся ФГУПы и строительные компании.

Но есть и тот крупный бизнес, который пострадал сильнее всего. Например, туризм и авиаперевозки. Эксперты консалтинговой компании Bain & Company подсчитали, что закрытие международного сообщения из-за пандемии коронавируса COVID-19 может привести к сокращению прямой выручки российских авиакомпаний на 360 миллиардов рублей до осени 2020 года. Стоит ожидать и банкротства некоторых авиакомпаний уже в ближайшее время. Так, например, британская авиакомпания Flybe уже объявила себя банкротом, объяснив это трудной экономической ситуацией из-за коронавируса.

И всё же пока что пандемия не слишком сильно бьёт по крупному бизнесу, особенно из государственного сектора экономики. С господдержкой некоторые крупные игроки, работающие в приоритетных стратегически важных направлениях, могут отделаться малой кровью.

Одной из компаний, чувствующих себя в этой ситуации весьма стабильно, является и «ДЕ-КА Транс». Она работает с 2015 года и, помимо услуг таможенного представителя, предлагает юридическое и информационное сопровождение, консультации при подготовке сопроводительных документов, содействие в сертификации товаров, включающее в себя предоставление в таможенные органы деклараций соответствия, пожарных сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений и других необходимых для импорта документов. «ДЕ-КА Транс» разрабатывает новые и оптимизирует уже существующие схемы работы. Даже сейчас, в условиях пандемии и карантина, компании «ДЕ-КА Транс» удаётся правильно взаимодействовать с таможней и предоставлять такой же высокий уровень сервиса и скорость работы, как и прежде. Также «ДЕ-КА Транс» предлагает услуги логистики, куда входят авиаперевозки, морские перевозки, ж/д и автоперевозки по всему миру, в том числе доставку сборных грузов из Европы, Азии и США.

Подробнее об услугах компании «ДЕ-КА Транс»

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: