Оригинальная классика, которую ты должен прочитать

Теодор Седин
Июль 27, 2016
12.9k
2
Культура
в избранное

И снова классика, опять намекаем на книги, которые следует прочитать, чтобы с умным видом строить из себя знатока классической литературы.
Очень странная подборка получилась у нас. И по подбору авторов, и по содержанию самих произведений. Странная — не значит плохая, не надо тут глупостей. Мы даем стопроцентную гарантию, которой даже в предвыборных дебатах нет (вот уж лучшее место для клятвенных обещаний), что эти книги способны поменять мировоззрение.

1. «Рыжий Орм», Франц Гуннар Бенгтссон

brodude.ru_27.07.2016_mGkMGdcRxqSAt

Брат Виллибальд наклонился и, подобрав хороший камень, швырнул изо всей силы:
— Возлюби ближнего своего! — рявкнул он, кидая.
Камень с лязгом угодил королю Свейну в зубы, и с ревом ярости он покачнулся в седле и сполз на землю.
— Вот это называется хороший священник, — сказал Рапп.

Большинству, из числа населения нашей страны, этот роман известен под названием «Драконы моря», так как наши переводчики переводили не с оригинального языка (шведского), а с английского. Видимо, они посчитали, что хорошая книга так просто и скучно называться не может, и, решив, что англичане что-то напутали с названием, придумали свое, поэтическое «Драконы моря». С тех пор, на просторах интернета и в книжных магазинах можно встретить издания с разным названием, но одинаковым содержанием.

Напрашивается вопрос, что же там внутри? Примерно то, за что мы полюбили книги вроде «Капитана Алатристе» — выдуманная история, идеально вплетенная в реальные исторические события. Плюс ко всему, Бенгтссону, по видимому не очень хотелось писать среднестатистический роман о викингах, и потому он наполнил повествование ушатом иронии.
Сам он в ответ на вопрос о творческих целях, которые он преследовал этой книгой, заметил: «Я хотел рассказать историю, которую люди читали бы с удовольствием, как «Трех мушкетеров» или «Одиссею». В итоге, получился развеселый эпос о викингах, периода христианизации, где многие мелочи и исторические факты поданы так остроумно, что невольно вспоминается Швейк и Паниковский.

Книга очень подробная, детально описывает мир, быт, мировоззрение и взаимоотношения викингов. Можно использовать, как исторический справочник, потому как в отличие от саг и учебников, здесь все запоминается благодаря уместной сатире.

Действие книги разворачивается вокруг Орма, любимого сына боевитой мамы, которого она не пускает в поход. Но судьба приготовила для него много испытаний… Вместе с ним ты будешь грабить земли франков, служить у кордовского халифа, праздновать Йоль у конунга Харальда и даже отправишься в поход на Киев, к днепровским порогам.

Но особенно интересно сугубо утилитарное отношение викингов к религиям и священнослужителям. Как спокойно и цинично описывается убийство монахов, уничтожение старых идолов, и принятие христианства датскими женщинами только потому, что им за это дарили белое платье. Циникам и атеистам будет, где сказать: «Я же говорил!».

Кстати, на секундочку, о значимости романа. В 1998 году его поставили на 3-е место в списке самых значительных шведских книг XX века. И между прочим, Орм обошел «Нильса» и его гусей, и все произведения Астрид Линдгрен. Немаловажный факт, все лучшее в шведской литературе, по моему субъективному мнению, было написано именно в XX веке.

2. Рассказы, стихи, Хорхе Луис Борхес

brodude.ru_27.07.2016_uRRa1ATWp5qEV

Не надо слишком очаровываться настоящим, которое мы измеряем сутками и сотнями листков бесчисленных календарей, своими целями и свершениями, — оно то самое настоящее, черту которого мы переступаем каждое утро, перед тем, как проснуться, и каждую ночь, перед тем как заснуть.

Есть три столпа латиноамериканской литературы XX века: Маркес, Кортасар и Борхес. Откровенно говоря, приятнее всего, из этой могучей троицы, читать Маркеса. Его «магический реализм» был понятен каждому, созданные им произведения очаровывали и не уводили, неподготовленного читателя, в дебри постмодернизма. В конце концов, если хочешь что-то донести — пиши проще. Маркес так и делал, и потому заслужил больший почет. А эти двое искали смысл жизни, Бога, истину, и задавались слишком уж серьезными вопросами.
Правда, Борхеса не кидало в такие крайности, как Кортасара, он искал смысл и Бога лишь в своем вымышленном фэнтезийном мире, заигрывая с собственным воображением. Так появился, например, «Учебник по фантастической зоологии». Он просто взял, и составил энциклопедию придуманных им существ. А в сборнике «Сад расходящихся тропок» Борхес рассказывает о книгах, которых не было на нашей Земле, но которые вполне могли бы быть. Например, энциклопедия вымышленной страны, хотя по большому счету, Толкиен создал нечто похожее.
Борхес старательно скрывал философский смысл за лаконичным, и иногда слишком оригинальным содержанием. Вот такой вот он человек. Бывало, уйдет в себя, представит себе беседу с Марксом, бороздящим ванильные чертоги дяди Жоры Жидкова верхом на страпоновой ракете, и пойдет писать свои философские притчи. А так как писать ему было лень, притчи получались очень короткими. Но народу все равно нравится, и возможно, тебе тоже Борхес придется по душе.

3. «Рубаи», Омар Хайям

brodude.ru_27.07.2016_dfTLXf2jlFaIJ

Вместо сказок про райскую благодать
Прикажи нам вина поскорее подать.
Звук пустой — эти гурии, розы, фонтаны…
Лучше пить, чем о жизни загробной гадать!

До сих пор ведутся споры о том, кто же все-таки написал эти замечательные «Рубаи». Дело давнее, и разобраться в том, кто на самом деле писал гениальные вирши 11-12 веков достаточно сложно. Собственно, мы и вовсе могли их не знать, если бы не вездесущие англичане викторианской эпохи. Тетрадь с его стихами попала в руки английского поэта Эдварда Фицджеральда, который перевел многие рубаи сначала на латынь, а потом на английский. Их адаптация была весьма вольной, в каких-то моментах слишком обобщенной, но книга все равно стала бестселлером и самым популярным сборником у чопорных англичан. Именно благодаря сэру Фицджеральду весь мир узнал, что легендарный средневековый математик, философ и астроном был неплохим поэтом, отпетым гедонистом, и глашатаем праведной, но полной радостей и дозволенностей жизни.

Некоторые считают, что в сборнике лишь часть стихов Хайяма, остальным же просто приписали авторство Хайяма. Средневековые персы опасались преследований за вольнодумство и богохульство (потому про вирши никто и не знал), вот и решили приписать авторитетному ученому, про которого знал весь восточный мир.

Как уже говорилось, персидские четверостишья — оды жизнелюбию. И надо сказать, что у Хайяма было потрясающее чувство иронии и юмора. Вот уж действительно мудрец, что ни слово — то попадание в десяточку, да еще и улыбку на лице вызывает. Гений! И пускай эти легкие и доступные для понимания мини-шедевры заставят взглянуть на многие вещи под другим углом. Хайям гениален, весел, легок. Он лучший друг талантливого лентяя, мудрого пьяницы, и праведного грешника. Как говорил сам Омар Хайям: «У меня странная тяга к ху…» то есть, к прекрасному. И его мысли действительно прекрасные и освежающие, словно удар мокрой тряпкой по лицу.

4. «Лунное дитя», Алистер Кроули

brodude.ru_27.07.2016_yyPeTCU7OMEeE

История спиритизма — это история людей, тщательно замазывавших малейшие щели в стенах, но всегда забывавших хотя бы прикрыть дверь.

Когда изучаешь биографию Кроули, то уже мурашками покрываешься, а тут еще книги его читать. Но это ведь смотря, что читать. Помимо легендарных книг («Книга закона», «Книги Тота»), и прочих толкований созданного им религиозного учения, называемого — телема, оккультизма и тароведения, есть у него вполне себе замечательные художественные произведения. Личность он почти столь же многогранная, как и Хайм, и в чем-то даже их подход к жизни и интересы были схожи. Кроули тоже изучал астрологию, писал стихи, и занимался чем угодно, только не общественно полезным трудом.

В большинстве случаев, книги Алистера — своеобразные научные статьи и сочинения в форме рассуждения, вроде оды модному тогда кокаину, под названием «Кокаин». А есть настоящие художественные произведения, вроде «Лунного дитя», в котором он рассказывает о том, что знает лучше всего — о жизни простых оккультистов. В главном герое узнаются черты Кроули, и после прочтения кажется, что все эти переоцененные писаки, вроде Умберто Эко, называвшие Кроули сатанистом и каннибалом просто завидовали. Настолько чистой и прекрасной оказалась эта книга, и главное мудрости в ней куда больше, чем в «Имени Розы».

А теперь главное. «Лунное дитя» — это прекрасная магическая сказка, не для детей, с насыщенным философским флером. Таких не пишут, впечатления от ее прочтения — как от непонятного сна, в котором странное создание дало тебе подсказку, как дальше жить. Как явление Вергилия Данте, как умерший близкий человек, явившийся тебе, чтобы дать совет. Скорее всего, многие домыслы покажутся тебе спорными, однако после этой книги, темная крылатая личность великого мистификатора зацепит тебя намертво, словно рыболовный крючок, залезший рыбе через рот, и зацепившийся за жабры.

5. «Гиперболоид инженера Гарина», Алексей Толстой

brodude.ru_27.07.2016_ZF2xvhr7byVYd

Только дураки, да и те, кто не знает, что такое борьба и победа, видят повсюду случай.

Наши подборки без русской классики — все равно, что кофе без кофеина, брак без чувств, Аль без Пачино — неполноценны. Поэтому, мы и решили включить в нее легендарного «Красного графа» (не путать с «Красным бароном», то Шумахер).
Лучшим произведением Толстого, вне всякого сомнения, является «Золотой ключик». Это действительно лучше первоисточника, и более того, роман просто невозможно обвинить в пропаганде коммунизма. Потому как «Хождение по мукам» — оправдание революции, «Петр Первый» апология реформаторства, «Аэлита» — беспардонный госзаказ. Коммунизм, как и большевиков, любят далеко не все. Поэтому мы долго старались выбрать произведение, которое всех устроит. И знаешь, кажется, у нас не получилось. Поэтому, посоветуем шедевр отечественной научной фантастики, со сложным названием «Гиперболоид инженера Гарина». Помню, как перед первым прочтением я очень боялся увидеть что-то про покорение космоса улыбчивыми советскими космонавтами. К счастью, пропаганда оказалась не на столь высоком уровне. Париж, эмигранты, бегство, нищета — 10 лет спустя после революции никто не будет писать о таких вещах хорошо. Но и без пропагандистских ноток есть чем полюбоваться. Толстой отменно владел пером, так что одним только языком изложения можно любоваться бесконечно.
Если откинуть всю предвзятость, то перед тобой здравая научная фантастика, с глубоким подтекстом. Отображение того, куда приводит желание денег и власти. А главный герой — сумасшедший гений, маньяк, не выдержавший тяжести собственных свершений. Старая как мир идея — этот самый мир завоевать, купить, подчинить себе, разделить общество по строгой иерархии. Наверное, никогда не переведутся персонажи, которые мечтают об этом, а главное, точно знают, как организовать новую жизнь, быть «властелином мира», избежать революций и заговоров.