Название происходит от двух слов: «ками» — божество и «кадзэ» — ветер, восходящих из XIII века, когда тайфун или «Божественный ветер» дважды уничтожил корабли монгольского флота хана Хубилая. В годы Второй Мировой войны специальными ударными отрядами «Божественный ветер» называли летчиков-самоубийц. Хотя в японском языке существует термин «токкотай», обозначающий всех добровольных смертников, сегодня все издания используют более привычное — камикадзе. Нужно отметить, что уже в 1944-45 годах активно использовались и другие виды самоубийственных атак. В общем-то, под это определение подходит и солдат, подрывающийся на гранате, унося с собой нескольких врагов и безрассудные штыковые атаки против укрепленных позиций с пулеметами. Однако своей известностью камикадзе обязаны прежде всего пилотам, которые направляли свои Zero на корабли тихоокеанского флота США.
Такидзиро Ониси, отец камикадзе
После поражения в битве у атолла Мидуэй Япония стала терять позиции на Тихоокеанском театре боевых действий, уступая остров за островом приближающимся американцам. Из-за высоких потерь обозначился явный дефицит самолетов и опытных пилотов. К этому добавлялась еще и проблема логистики, имеющиеся машины не получали достаточно горючего, и любая крупная операция превращалась, скорее, в авантюру, чем в строгий план действий.
Командование императорской армии предполагало, что ближайшей целью США станут Филиппины. Так они смогут отрезать Японию от источников нефти и займут стратегически важный плацдарм. 17 октября 1944 года началось крупнейшее в современной истории морское сражение в заливе Лейте. Находившаяся в Маниле база ВМС Японии имела в распоряжении всего 41 самолет и получила приказ оказать поддержку своему флоту. Этих сил было явно недостаточно для обороны Филиппин. Вице-адмирал Такидзиро Ониси заметил, что не видит другого выхода, кроме как обрушить заполненные взрывчаткой Zero на американские авианосцы. Сын самурая, фанатично служивший своей стране стремился любыми способами выполнить приказ. 19 октября 1944-го считается днем рождения современных камикадзе, тогда был сформирован первый специальный ударный отряд летчиков. Вице-адмирал призывал подготовить 20 миллионов смертников, что, по его мнению, позволило бы одержать безусловную победу над США и союзниками. Самого Такидзиро Ониси называют отцом камикадзе.
Далеко от Филиппин, на острове Кюсю жила Томэ Торихама, владевшая небольшой закусочной в городе Тиран. Вскоре там появится главный аэродром для вылета специального ударного отряда. Перед последней миссией многие пилоты заходили в эту закусочную, где находили материнскую ласку и заботу. Торихама пересылала письма смертников их родственникам, помогая таким образом обходить военную цензуру, а также извещала о смерти. Пользуясь безграничным уважением, женщина получила прозвище «Матушка камикадзе». Ближе к концу войны о ее пересылках писем стало известно спецслужбе, за что Томэ подверглась допросу с пристрастием. Побои скоро сошли, а на улицах города появились американские солдаты. Закусочная продолжала работать еще долгие годы, Томэ Торихама дожила до 89 лет и скончалась в 1992-м.
Тактика обмана: 5 изобретательных приемов, использованных на войне
Первый камикадзе
Перед началом миссии контр-адмирал Масафуми Арима, командующий налетом на американское морское соединение, снял опознавательные знаки со своего самолета и сообщил, что не вернется из боя. Так и случилось: в ходе сражения авианосец «Франклин» получил серьезное повреждение. Хотя нет достоверных свидетельств о самоубийственной атаке, но если это была она, то Арима стал первым камикадзе. В истории остались и другие имена знаменитых камикадзе. Например, Вице-адмирал Матомэ Угаки, отправившийся на свою последнюю миссию по обороне Японии в районе Окинавы. Опытный пилот и противник тактики самоубийственных атак Юкио Сэки, несмотря на свои взгляды, выполнил приказ. Его таран уничтожил целый авианосец «Сент-Ло». Собственно, на такие ассиметричные потери и делалась ставка. Идея гласила: один самолет — один корабль. При таком обмене США были бы вынуждены отступить, но реальность, конечно же, вносила свои корректировки.
Между тем, статус камикадзе не приравнивался к смертному приговору. Если пилот имел возможность выполнить приказ и спастись, ему предписывалось спасаться. Такое случалось не часто и обычно в результате отказа техники либо во время тарана воздушной цели. До применения ядерного оружия американцы прибегали к тактике ковровых бомбардировок, используя сотни «Летающих крепостей» B-29. Японское ПВО не справлялось с такими массированными налетами, тогда в бой вступили камикадзе. B-29 может выдержать несколько попаданий из зенитных орудий, но прямое столкновение с Zero уничтожит его. Некоторые пилоты успевали направить самолет на цель и катапультироваться. Их долг считался выполненным, и на новый самоубийственный штурм эти бойцы могли пойти только по собственному желанию.
Самым везучим камикадзе считается унтер-офицер Ямамура, который в случае успеха не имел даже теоретических шансов на выживание. Он пилотировал специальный самолет-снаряд. Американцы называли такие изделия «бака-бомб», от японского «бака», что переводится как «идиот» или «дурак». Это была крылатая бомба с ракетным двигателем, которую транспортировал тяжелый бомбардировщик. Пилоту оставалось некоторое время корректировать траекторию. Во время первого вылета бомбардировщик с Ямамура на борту был поврежден и вернулся на базу. Следующую миссию пришлось отменить, уже находясь в воздухе из-за сильного дождя и плохой видимости. Наконец, в третий раз не сработал механизм сброса «бака-бомбы». Больше этого неудачника или везунчика, тут уж как посмотреть, на боевые вылеты не отправляли.
5 войн, в которых никто не погиб
Насколько эффективным оказался «Божественный ветер»
За 1944-45 годы было подготовлено 2525 камикадзе, еще 1387 прибыли из армейской авиации. Не все успели выйти на задание, но общая результативность впечатляет. Потоплено 81 американских кораблей, 195 получили повреждения. Здесь нужно иметь в виду, что повреждения после тарана обычно требуют дорогого ремонта на базе, то есть выводят судно из боя на долгое время. Таких потерь ВМФ США больше никто и никогда не наносил. Кроме того, были уничтожены десятки новейших на тот момент и очень дорогих «Летающих крепостей».
Из официальной статистики армии США следует, что 68 % ранений и боевых травм личного состава флота стали следствием атак камикадзе. В 60 % случаев всего одна успешная атака уничтожала корабль или заставляла его вернуться в порт для прохождения капитального ремонта. Два и более попадания гарантировали вывод любого судна из боя. Даже разработанные намного позже противокорабельные ракеты не давали подобного результата. Для гарантированного потопления авианосца требовалось от 4 до 6 попаданий таких ракет или торпед.
За время войны Япония никогда не испытывала недостатка в камикадзе, напротив, для них не хватало техники. Сначала использовались полноценные самолеты, потом более дешевые крылатые бомбы и специальные, управляемые человеком торпеды. Основная масса смертников состояла из молодых людей, вчерашних студентов. Одними двигали патриотические чувства, другие таким образом хотели прославить свой род. Тем не менее, корни феномена взращены японской культурой и все еще живыми самурайскими традициями с их кодексом бусидо. Перед вылетом проводилась специальная церемония, каждому камикадзе полагалась чашечка саке и белая повязка на голову. Молодые парни нисколько не унывали, часто позируя для последнего фото с улыбками. Американцам удалось подобрать одного выжившего камикадзе, тогда его спросили добровольное ли это было решение. Пилот ответил следующим образом: «На этот вопрос непросто ответить, если вы не понимаете сути армии».
Комментарии
(0)