Историю пишут победители — прописная истина, примерно так же дела обстоят с историческими художественными фильмами. Кто платит, тот и пишет или немного приписывает. Это неизбежно. Некоторым фильмам всякие неточности или вольные трактовки можно простить за прочие достоинства. Другие фильмы целиком состоят из одних вольных трактовок и вообще лишены каких-то достоинств.
1. Гладиатор
Фильм Ридли Скотта «Гладиатор» — одна из ярчайших художественных картин о Древнем Риме. Отличные актёры «вдохнули» жизнь в своих персонажей, визуально всё смотрится потрясающе, уделено достаточно внимания деталям, будь то экипировка или городские улицы. Но так ли всё хорошо или безупречно, если присмотреться поближе? Увы, нет. С точки зрения достоверности и соответствия реальной истории — всё очень плохо.
В первой битве пехота выстроена в 4, а иногда и 2 ряда. Минимальная глубина строя должна быть не менее 8 рядов, в противном случае строй будет прорван и легионеры попадут в окружение. Хотя самому строю в фильме вообще не отводится никакого внимания — варвары и римляне просто рубятся, и уж никаких преторианских когорт в том месте быть не могло. Преторианцы следили за порядком в Риме и служили личной охраной императора. Финальная схватка Максимуса с Коммодом тоже выдумка. Хотя последний и славился неординарностью и действительно был убит, но произошло это не на гладиаторской арене и не через пару лет после начала правления. Коммод пробыл императором 13 лет и был убит рабом по имени Нарцисс.
2. Царство небесное
Фильм 2005 года «Царство небесное» от того же режиссера (Ридли Скотт) — результат, как ни странно, точно такой же. Отличная визуализация, потрясающие актёры, оживившие своих персонажей. Ева Грин, сыгравшая Сибиллу Иерусалимскую, просто выше всяких похвал. Но с достоверностью снова всё очень плохо.
Биографии всех героев фильма не просто не точны — они выдуманы. Непонятно зачем, но факт. Например, Балиан родился в фамильном замке, был крестоносцем из знатной семьи, а никаким не кузнецом и уж тем более не бастардом. К моменту осады Иерусалима Балиану (которого сыграл Орландо Блум) было за 50. Милый и добрый Салах ад-Дин был таковым, но в реалиях того времени. Однажды слуга принёс ему слишком тёплую воду и добродушный Салах ад-Дин даже не приказал отсечь ему голову. Это был акт неслыханного милосердия по понятиям тех лет и тех мест. Сибилла с Балианом возвращается во Францию — такой у фильма «хэппи энд». На самом деле, после падения Иерусалима Сибилла вместе с мужем Ги де Лузиньяном (а никаким не Орландо Блумом и не Балианом) отправилась к городу Тир — это был последний город, не сдавшийся мусульманам. Её власть не признали и отказались пускать за ворота, и ей с немногочисленным войском пришлось осаждать небольшой город Акра. Осада длилась два года. От эпидемии чумы сначала умерли обе дочери, а потом и сама Сибилла.
В фильме Иерусалим выглядит как город посреди пустыни, но в 12 веке это была не та пустыня, что сейчас. В противном случае кому пришло бы в голову строить огромный город в пустыне. Речь перед последней битвой звучит мягко говоря странно: около половины жителей Иерусалима были мусульманами, а Орландо Блум призывает всех биться за Христа. По фильму «последней каплей» стало нападение крестоносцев на торговый караван, после чего Саладин решился выступить к Иерусалиму. В реальности же такие нападения были нормой, причём с обеих сторон. Истинная причина заключалась в том, что Рено де Шатильон собирался или говорил, что собирается, захватить Мекку и Медину.
Легендарные фотографии, получившие престижные премии
3. Перл-Харбор
«Перл-Харбор» — фильм 2001 года, рассказывающий о событиях, произошедших на Гавайях в 1941 году. Японские императорские ВВС нанесли сильнейший удар по ВМФ США. Отчаянное сопротивление, воздушные сражения, горящие и идущие ко дну кораблю — всё это выглядит классно, хотя сам фильм искусственно затянут. Впрочем, тут нет ничего удивительного, ведь для них «Перл-Харбор» — событие такого масштаба, как для нас выход какого-нибудь «Сталинграда». Естественно, с достоверностью всё не так хорошо, как с визуальным рядом.
Боевые сцены действительно выглядят впечатляюще: дым, огонь, взрывы, самолёты на высоте нескольких метров от земли. Непонятно, зачем так низко. Бомбы пробивают палубы кораблей и порой детонируют через несколько десятков секунд, хотя реальный срок детонации около одной секунды. Торпеды при попадании в воду должны отстёгивать деревянные стабилизаторы, но в фильме этого не происходит, и подобных мелочей сколько угодно. Впрочем, есть и не мелочи — например, по фильму американцы теряют 11 кораблей, хотя на самом деле — только 7, японцы зачем-то атакуют госпиталь, в котором ещё не могло быть раненых военных — видимо, главный враг императора — это медсёстры. В действительности никакого налёта на госпиталь, конечно, не было, ведь целью являлся всё же именно флот. Американцы потеряли 2400 человек за полтора часа, хотя в фильме Рузвельт говорит о 4000 и при этом резко встает. Франклин Делано Рузвельт мужик очень крутой — единственный в истории президент США, занимавший пост более двух раз, — но он был парализован ниже пояса и вряд ли мог встать.
4. Дюнкерк
«Дюнкерк» — фильм 2017 года о событиях Второй мировой войны. Если во всех предыдущих фильмах из списка были свои положительные и отрицательные моменты, то «Дюнкерк» ужасен почти полностью. В нём плохо всё, кроме одной детали — хорошо передана атмосфера безысходности и ужаса перед наступлением подавляющих сил врага. Вот только сами эти силы так и не показали.
Намеренно это или нет (да), но британцы и французы показаны трусами, неспособными оказывать сопротивление. Главный герой, убегая, даже выбрасывает оружие — единственную вещь, которая может спасти ему жизнь. А что за кадры на пляже: стоят ровные ряды солдат: чистеньких, ухоженных, ни капли не уставших. Так, что ли, выглядят люди, ещё недавно оборонявшие город? Да и сам пляж такой же чистенький и ухоженный, ящики с припасами стоят ровными рядами, никаких трупов или тем более расчленёнки не наблюдается, хотя пляж регулярно бомбили и обстреливали. Впрочем, в фильме это есть — несколько раз три самолёта пролетали мимо. Три самолёта — вот это мощь Люфтваффе. А город, улицы Дюнкерка снова чисты, как и пляж, как и одежда солдат. Причем чисты настолько, что наши современные города позавидуют, практически никаких повреждений не наблюдается, хотя в реале Дюнкерк отутюжили по полной. Это были руины.
Последний рубеж обороны проходит в нескольких десятках метров от пляжа, представляет собой мешки с песком и десяток бойцов. На самом пляже линии обороны нет вообще, хотя она была, и по всему периметру не прекращались боевые действия. После налёта трех истребителей Люфтваффе один из бойцов в ярости вопрошает: где же их ВВС, почему бросили без поддержки? Такая история имела место — многие британские солдаты в тот момент считали, что родные ВВС их просто бросили. Но основные воздушные бои разворачивались в нескольких десятках километров от точки эвакуации, что вообще-то логично. Лучше перехватить противника вдали от цели и не дать отбомбиться, чем ловить его уже в процессе. Британские ВВС понесли серьезные потери, но оказали достойное сопротивление, о чём в фильме ни слова. Специально ли поддерживается миф о трусости ВВС Британии или нет (да) — не известно.
Водка, икра, балалайка: фильмы о русских, снятые иностранцами
Комментарии
(2)> Speedfire ээээ, ну то есть вы понимаете, да? Spitfire.
Автор- знающий и начитанный. Но полный дурак!