Платить или нет?
Ответим на этот вопрос от лица обеих сторон.
Не платить. Почему я должен доплачивать официанту за его работу? Он должен, вне зависимости от чаевых, обеспечивать меня качественным сервисом, это его прямая обязанность. Врачи и учителя же не просят чаевые за свою работу. Если официанту не хватает установленной зарплаты, то это уже проблема владельца. Иначе он просто экономит на персонале и получает больше прибыли за счет моих денег. Пусть поднимет цены, чтобы увеличить прибыль, и из нее повысит зарплаты сотрудников. Я хочу платить ровно столько, сколько указано в меню.
Платить. Работа в сфере обслуживания — непростое дело. Человек весь день на ногах, у него много дополнительных обязанностей, низкая заработная плата, и некоторые клиенты — редкостные свиньи. Оставленные на чай деньги не ударят по бюджету, зато человеку будет приятнее и легче, ведь его труд ценят. Тем более не жалко оставить на чай, если официант был вежлив, внимателен и выполнял свою работу на высоком уровне. К тому же это многовековая традиция, которая лежит в основе профессии. Убрать ее — и работа станет еще хуже, чем сейчас. Поэтому я оставляю чаевые.
Аргументы обеих сторон имеют место. Они важны, и их нельзя игнорировать. Это делает ответ на поставленный вопрос оправданно субъективным. Ты не можешь сказать другому человеку не смотреть конкретный фильм или не слушать определенного исполнителя. Это его выбор. Так и с чаевыми: клиент не обязан оставлять чаевые — он делает это по собственной воле. Другие по своей воле этого не делают. Говоря субъективно, мы считаем, что чаевые оставлять нужно. Для нас аргументы за перевешивают, ведь мы уважаем труд других людей.
При этом важно понимать, что мы рассуждали с точки зрения жизни в России. Хотя и в этом есть свой парадокс: в XIX веке в большинстве трактиров официанты не получали зарплату как таковую — им приходилось жить исключительно на то, что оставляли им посетители. Именно они давали работникам «на чай», и именно отсюда появилось определение чаевых. Подход к чаевым стал меняться в 1902 году: рабочие создали собственный профсоюз «Общество официантов и других служащих трактирного промысла». В других странах тоже есть свои правила финансового этикета, формировавшиеся под воздействием различных культурных и экономических факторов. Приведем несколько примеров.
Англия
Во многих источниках именно эта страна числится родиной чаевых. Согласно одной из теорий появились они приблизительно в XVIII веке, когда в моду вошли светские чаепития. Тогда особо аристократичные англичане давали официантам мотивирующую монетку. Называлась она To Insure Prompt, что в переводе с буржуйского означает «для быстрого обслуживания». По понятным причинам ее эффект был куда сильнее обычного «пожалуйста». Впоследствии громоздкое обозначение сократилось до лаконичной аббревиатуры TIP. В наше время это уже самостоятельное слово, означающее «чаевые».
Чаевые стали неотъемлемой частью истории Англии, и они актуальны и по сей день. Причем на чай там от тебя будет ждать не только официант, но и бармен, швейцар, таксист и даже работник гардероба. Работники сферы обслуживания часто даже не скрывают своих ожиданий и заранее прописывают размер «вознаграждения», составляющий в среднем 10–15 % от стоимости заказа.
США
Самую большую роль в становлении чаевых на родине Дядюшки Сэма сыграл сухой закон. После массового запрета алкоголя количество посетителей заведений резко снизилось. Вместе с этим снизилась и ставка работников. Чтобы хоть как-то это компенсировать, владельцы говорили официантам всеми силами «ублажать» толстосумов, продолжавших посещать заведения. Персоналу пришлось приспосабливаться, и у них это получилось. Вскоре чаевые там стали основной составляющей их заработка. Когда экономические кризисы миновали, алкоголь вновь стал легальным и появился средний класс, способный ходить по ресторанам, владельцы не отступили от такой концепции ведения бизнеса.
Именно поэтому даже сейчас чаевые в США являются практически обязательным видом благодарности. Конечно, насильно или законодательно тебя обязать к этому не могут, а вот проводить презренным взглядом — вполне. Как и в Англии, чаевые здесь ожидают не только официанты, но и парикмахеры, косметологи, горничные, носильщики, курьеры и так далее. Культура чаевых здесь настолько развита, что почти в любом заведении их можно оставить даже с помощью карты, а не только наличными. Более того, есть черный список для тех, кто не оставляет чаевые или оставляет меньше 10–15 %. Такие дела.
Япония
Японцы в плане чаевых очень категоричны и радикальны. Плата за сервис уже включена в стоимость услуг, поэтому дополнительная финансовая благодарность воспринимается ими как оскорбление. Некоторые заведения даже устанавливают специальные таблички, текст которых гласит: «Мы чаевые не берем, так как хорошо зарабатываем». Более того, их менталитет не позволяет обслуживать одних хуже, а других лучше. Качественный сервис — обязанность персонала.
Хотя и здесь есть лазейка. Существует особый вид чаевых, называемый «кокородзукэ». Существенное отличие в том, что их вручают до оказания услуг, тем самым проявляя уважение и уверенность в качестве сервиса. Таким жестом ты скажешь официанту: «Чувак, я настолько уверен в твоем профессионализме, что заранее выражаю благодарность».
Китай
В Поднебесной культурное наследие еще сильнее сказалось на отношении к чаевым. Во-первых, многие воспринимают их как взятку, а там с этим очень строго. Во-вторых, чаевые демонстрируют неуважение к владельцу. Якобы их отсутствие доказывает работнику важность доброты хозяина, давшего работу. Справедливости ради хотим кое-что уточнить: стоимость обслуживания сразу закладывается в общий чек.
Это в очередной раз доказывает, что всё зависит не только от твоего желания, но и от обстоятельств. Поэтому тебе следует учитывать отношение к чаевым в разных странах, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.
Говоря о российских реалиях, выбор остается за тобой. Если ты решишь всё-таки отблагодарить официанта, но у тебя не будет наличных, на помощь придет сервис «Чаевые просто». Принцип его работы прост и удобен. Работник регистрируется на сайте и получает индивидуальный QR-код. В дальнейшем его можно разместить в меню, предчеке или просто показать с экрана смартфона. Гостю же будет достаточно отсканировать этот код и выбрать размер чаевых, после чего электронные чаевые переведутся на счет работника. Вся процедура делается в пару кликов, что намного удобнее перевода через приложения банков. К слову, это одна из причин, почему официанты не могут получить чаевые. С «Чаевые просто» этой проблемы больше нет, и если ты согласен с нашей позицией — сервис поможет вершить добро с комфортом.
Комментарии
(0)