Жизнь преподносит множество уроков. Постепенно, не торопясь. Но есть среди них один, очень важный, который следует усвоить как можно быстрее: никогда не занимайся тем, что тебе неинтересно. Потому что это прямой путь от главного героя фильма под названием «Жизнь» к простому зрителю. Да ещё и не факт, что из первых рядов.
Детство: уповай на везение
Начинается всё логично — с детства. Обычно у каждого ребёнка есть какое-то хобби, увлечение. Но далеко не всегда оно совпадает с предрасположенностью ребёнка или его реальными интересами. В этот период все или большинство решений за ребёнка принимают родители. Очень важно, чтобы они заметили, занимается ребёнок тем, что ему интересно, или тем, что интересно самим родителям. Это, как говорится, две большие разницы. Ведь при занятии «из-под палки» настоящий потенциал никогда не раскроется. Из космонавта лепят футболиста, из изобретателя — музыканта, или наоборот. И это ужасно. Ужасны не футболисты и не музыканты — ужасно, что множество людей в итоге оказывается не на своих местах, не становясь ни музыкантами, ни футболистами. Не становясь вообще ни кем.
Юность: не занимайся неинтересным хобби
В этот период главный герой уже осознаёт себя таковым и пока ещё является таковым. Весь мир крутится вокруг него; он полон амбиций, мечтаний — пусть и наивных, но во всяком случае своих. Он пока ещё может стать кем угодно — его судьба не написана. Самое время понять, интересно тебе навязанное увлечение или его пора заменить. Безмятежная пора безрассудства и полной свободы действий довольно быстро подходит к концу. Впереди маячит университет и студенческая жизнь. Мечтал ли кто-то в детстве стать банковским консультантом? Страховым агентом? Менеджером по продажам какой-то ерунды? Очень сомнительно. И хотя это далеко не худшие профессии в мире, но сомнительно, что кто-то получает удовольствие от подобной работы, сомнительно, что кому-то такая работа интересна. Как же люди на неё попадают?
Студенческие годы: переводись с неинтересного факультета
Самый опасный период жизни: именно здесь находится печатный цех, в котором печатают книги судеб. Именно в студенческие годы человек должен принимать или не принимать важнейшие решения, которые воспринимаются как нечто далеко вторичное. Именно здесь происходит первая потеря контроля над собственной жизнью и судьбой. Обычный сценарий таков: студент начинает понимать, что профессия выбрана не его, ему это просто неинтересно. Казалось бы, переведись — такая возможность есть, после каждой сессии. «Но, — думает студент, — тут уже новые друзья, для перевода нужно будет сдавать дополнительную кучу экзаменов, и ведь нет гарантий, что всё получится. Уж лучше закончу спокойно, проучился ведь пару лет».
Вот и первая глобальная ошибка, первая потеря контроля, первый отказ от места главного героя. Неужели главному герою «жизни», амбициозному мечтателю не по силам сменить факультет или вуз? Конечно, по силам. Во всяком случае было по силам ещё совсем недавно. Не учись на неинтересную тебе специальность — переведись на другой факультет или даже в другой вуз, ведь задача-то вполне выполнимая. Об этом, конечно, нужно поговорить с родителями — спокойно, рассудительно и аргументированно.
Молодой специалист: не работай там, где неинтересно
Отучившись пять лет на неинтересную специальность, вчерашний студент устраивается на первую в своей жизни работу. Желательно по специальности или хотя бы около того — не зря же диплом получал, не зря же пять лет на лекциях сидел. «Да, работа скучна, каждое утро как испытание, но наберусь немного опыта, без опыта ведь никуда. Потерплю буквально пару лет и свалю», — таковы мысли молодого специалиста.
Вторая глобальная ошибка, крепко повязанная с первой. Продиктована она псевдорациональностью, аргументация кажется логичной. Действительно, не зря же пять лет учился? Нужно применить диплом. Но эта аргументация только кажется логичной. А в действительности — что же логичного, что рационального в том, чтобы, отмучившись пять лет, получив наконец долгожданную свободу выбора, снова отдаться мучениям? Раньше у героя мазохистские наклонности не замечались. Это явно приобретённое. Тебе предоставлен базовый шанс, решение полностью зависит от тебя — беги. Беги из этой сферы, из этой специальности. Как отбежишь подальше — остановись и хорошенько подумай. Всегда есть вариант переместиться в интересующую тебя сферу, пускай на более низкую должность и зарплату. Придётся приложить усилия, придётся искать эти возможности. Зато утро перестанет быть испытанием, а рабочий процесс — сроком.
Опытный сотрудник: бросай эту работу прямо сейчас, иначе будет поздно
Молодой специалист, следуя логике и рациональности, всё же решает потерпеть, набить опыт. Так прошло несколько лет — и специалист уже не из самых молодых. Но это и неплохо — впереди перспектива повышения. Да ещё и девушка, отношения серьёзные, назначена дата свадьбы. «Менять работу сейчас? Ну уж нет. Вот получу повышение и после свадьбы решу».
Третья глобальная ошибка: не стоит полагать, что обстоятельства изменятся и перемены станут проще, доступнее. Обычно всё ровно наоборот. На этом этапе обстоятельства потихоньку начинают брать под контроль главного героя, он становится всё более зависим от них. Бросай эту работу немедленно, прямо сейчас! Повышение? Какое повышение — с нижних нар на верхние? Каждое утро по-прежнему является испытанием, а рабочий процесс — каторгой. Таковыми они и останутся, независимо от положения в иерархии.
Опытный специалист: последний шанс
Вот наш герой уже немолод. Свадьбу отгулял, повышение получил. Стало немного больше денег — это приятное поощрение. Уже взята ипотека, а в семье пополнение. «Менять работу сейчас — просто безумие, — думает наш герой, — хотя и сил терпеть её уже не осталось. Но обстоятельства таковы, что нужно подкопить денег, чтобы было чем оплачивать ипотеку, нужно подготовить ребёнка к школе: совсем скоро в первый класс», — подводит он итог, направляясь в сторону зрительного зала.
На этом этапе заканчивается история героя, если он не воспользуется последним шансом. Очевидно, что со временем обстоятельства только усиливали свой контроль над героем и почти вытеснили его с экрана. Тенденция не изменится сама по себе — только ты способен изменить её, вернуть себе контроль над своей жизнью. Безусловно, на этом этапе обстоятельства настолько сильны, что кажутся практически непреодолимыми, — не идут ни в какое сравнение с теми, что были в студенческие годы. Тогда от героя всего-то требовалось сменить специальность. Практически никакой ответственности, практически полная свобода. А теперь… Теперь требуются поистине титанические усилия.
Смирившийся: конец
Ребёнок пошёл в школу. Первый. Второй уже ползает вовсю. Ипотеку погасить досрочно не получается, к тому же родители уже совсем старенькие — им помогать нужно. Впрочем, и работа уже не кажется каторгой — она вообще больше не вызывает никаких эмоций. Утро больше не испытание — ко всему можно привыкнуть. Даже к тому, что жизнь превратилась в просто режим. Работу, конечно, не поменять — теперь это реально невозможно. Обстоятельства безжалостны, а ты уже не студент и даже не молодой специалист. Перспектива учиться новому пугает: гибкость ума уже совсем не та, как и память. Остается лишь досматривать кино из зрительного зала, иногда дремля. Потому что неинтересно.