Боинг занимает лидирующие позиции в списке самых больших и комфортабельных самолетов в мире. Представь на минуту: его длина составляет 70,7 метра, высота – 19,4 метра (как девятиэтажка на соседней улице), а размах крыльев – 64,4 метра. Вес пустого самолета – 180,8 тонн, а сама эта махина способна поднять в воздух 412,8 тонны, пролететь 14 200 км со скоростью 1150 км/ч, и расход топлива при этом составит 17 л/км. 747-й состоит из 6 миллионов деталей, привезенных из 33 разных стран. Этот самолет сертифицирован для работы на 3-х двигателях: это значит, что, если во время разбега один откажет, самолет совершит взлет и долетит до места назначения на 3-х двигателях. За время эксплуатации Боинг 747 перетерпел множество модификаций. Последняя из них имеет обозначение 747-8 и на данный момент является самым длинным пассажирским самолётом в мире.
Боинг 747 оснащен самым современным оборудованием из мира авиатехники и нам кажется, что такое человеческое изобретение не может остаться без внимания нашего журнала.
История создания самолета берет свое начало в 1965 году, когда Джо Саттер, инженер-разработчик, работавший в то время над Boeing 737, был назначен главным конструктором Boeing 747. Специалисты того времени уверяли, что огромные самолеты совсем скоро вытеснят сверхзвуковые собратья, поэтому 747 изначально задумывался как грузопассажирский самолёт, даже несмотря на то, что Боинг 707, господствовавший в то время на рынке авиаперевозок США, уже с трудом справлялся с растущим потоком пассажиров.
В 1966 году корпорация Boeing закончила проектирование и представила конфигурацию нового самолёта, получившего обозначение 747. Изначальный проект представлял собой полностью двухпалубный самолет, однако с такой конфигурацией возникали некоторые трудности, и от схемы отказались в пользу «горбатого» варианта. Первым покупателем стала авиакомпания Pan Am, заказавшая 25 самолетов Boeing 747-100. Именно они настояли на том, чтобы в конструкцию самолета были внесены ключевые изменения: увеличен размах крыла, изменено размещение опор шасси, а максимальный взлетный вес увеличен с 272155 кг до 308443 кг.
Но подобная крылатая монументальность породила целый ряд сопутствующих проблем. Во-первых, компания оказалась на грани разорения, ввиду колоссальных средств, потраченных на создание самолета. В этот период задолженность Boeing перед инвесторами составляла порядка 2 млрд. долларов. Позднее президент Boeing Вильям Аллен (William Allen) пояснил: «Для нас это был слишком масштабный проект.»
Во-вторых, аэропорты не имели взлетно-посадочных полос такой длины, чтобы сажать этот Боинг. Поэтому специально для Boeing 747 компания Pratt & Whitney разработала огромный турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности – JT9D. В целях повышения уровня безопасности и лётных качеств самолёта на 747 были установлены 4 резервные гидравлические системы и щелевые закрылки, которые позволяли использовать самолёт на взлётно-посадочных полосах относительно небольшой длины. 30 сентября 1968 года Boeing 747 был выкачен из ангара для представления общественности. 9 февраля 1969 года он совершил свой первый тестовый полет, а первый рейс, «Нью-Йорк – Лондон», самолета Boeing 747-100 авиакомпании Pan Am состоялся 22 января 1970 года. На его борту было 340 пассажиров.
Boeing 747 получил всемирное признание и успех. В сегменте широкофюзеляжных самолетов лайнер удерживал монополию на протяжении многих лет. И, конечно, окупился. На данный момент налажен выпуск нового самолета, его обозначение – А380, теперь он является самым большим пассажирским лайнером, и, возможно, заменит Боинг 474. Но пока 747-й используют все крупные авиакомпании мира, несмотря на его немалую стоимость – 260 млн. долларов.
Еще несколько интересных фактов из истории Boeing 747
1.
За всю историю существования этот самолет перевез более 3,5 миллиардов человек, что составляет почти половину населения планеты.
2.
24 мая 1991 года был установлен мировой рекорд: «Boeing 747 Cargo» авиакомпании «El Al», рассчитаный на 400 посадочных мест, за один рейс перевёз более 1,087 человек. Данный рейс был осуществлён в рамках операции «Соломон» – эвакуации эфиопских евреев в Израиль. Когда самолёт прибыл в Тель-Авив, командир воздушного судна Арье Оз сказал просто: «Мы вошли в историю».
3.
Чтобы покрасить 747-ой необходимо 340,69 литров краски.
4.
Верхнюю и нижнюю палубы соединяет лестница. Возможно, не самый поражающий факт, но все же… лестница… в самолете.
5.
Всего Boeing модифицировала около 15 1500 747 самолетов для специальных целей. Например, 4 лайнера получили название «самолет Судного дня». Они оснащены аппаратурой связи и управления и являются воздушными командными пунктами на случай начала ядерной войны и разрушения наземных структур управления.
6.
Размах крыльев современного Боинга-747 больше, чем весь метраж первого полета братьев Райт (изобретатели первого в мире самолета).
7.
Колеса накачивают азотом, так как резина может выделять различные углеводороды внутрь шины. Особенно, если она нагревается очень горячими тормозами. И чтобы эта смесь не самовоспламенилась (14 атмосфер горючей смеси внутри ниши шасси) и нужен инертный газ, заполняющий объём шины. Азот же – самый доступный из них: его в воздухе 78%.