Налоги и бизнес: советы молодому предпринимателю

Иван Калягин
Октябрь 18, 2016
30.6k
0
Карьера и Бизнес, Партнерский
в избранное

brodude.ru_29.09.2016_AoYHqzRQLp7in
Бизнес — простое слово, за которым стоят тысяча смыслов, сотни тысяч проблем и миллион возможностей. Сегодня, во время краха финансовых надежд, бросить свою дрянную, но надежную работенку ради открытия своего дела равносильно подвигу Геракла, авантюре Кортеса и безумию Людвига Баварского. Мало кто готов выбраться за рамки скучной, но в какой-то степени спокойной офисной жизни.

Но если ты готов рисковать и брать судьбу на абордаж, то тебе обязательно понадобится помощь, которая направит твой корабль в попутном направлении. Анатолий Романов, автор профессионального блога о проблемах и задачах малого бизнеса Pro-Bro, готов оказать тебе такую поддержку. Разговор предстоит серьезный, потому что и тема серьезная. Передаем слово нашему другу из Pro-Bro.

Расскажите о первых шагах начинающего бизнесмена

Если говорить о начинающем бизнесмене, то первая его задача, как это ни банально, — точно понимать, чем он будет заниматься. По моим наблюдениям, когда предприниматель путает очередность действий и вначале регистрирует организацию или ИП, а потом уже продумывает бизнес-процессы, у него ничего не получится. Поэтому если начинающий предприниматель не знает точно, как он будет делать свой бизнес, регистрировать ничего не нужно. В первую очередь необходимо продумать скелет бизнеса и только потом облачать его в некую юридическую форму, составлять архитектуру своего предприятия.

brodude.ru_29.09.2016_XXOPiWgWCF0ap

Вечный вопрос новичков от бизнеса: что лучше, ООО или ИП?

На этот вопрос невозможно ответить в общем. В каждом варианте есть свои плюсы и минусы, поэтому необходимо исходить из реальности и конкретной позиции, а не искать универсальное решение. Бывают ситуации, когда нужно открывать только организацию, либо нет возможности открыть ИП. Например, когда ты прописан в одном регионе, а живешь и работаешь в другом, поскольку ИП регистрируется по месту прописки, а ООО по месту юридического адреса, грубо говоря, офиса. Кроме того, только организациям доступны некоторые «ништяки» вроде торговли крепким алкоголем, некоторых строительных работ и так далее.

Основной признак, конечно же, заключается в том, какие субъекты открывают бизнес. Если ты один — можно открыть ИП, а если источников начального капитала несколько, то стоит подумать об открытии ООО, поскольку неизбежно возникнет вопрос о распределении дивидендов, защите участия в бизнесе. Дивиденды, то есть прибыль, будут распределяться в той пропорции, в которой вносились средства в уставной капитал. Если вопроса защиты участников бизнеса (от других участников бизнеса) не стоит, то ты также можешь открыть организацию, только сначала просчитай, чтобы это было выгодно!

Если ты всё просчитал и, например, решил открыть ИП, то имей в виду, что у тебя нет работодателя, и ты работаешь сам на себя. Если у тебя нет работодателя, то у тебя нет справки «2-ндфл», зарплаты, отпуска, больничного и так далее, зато вся прибыль принадлежит тебе. То есть всё, что принадлежит твоему бизнесу, принадлежит тебе, и ты можешь снимать все деньги со счета ИП, когда захочешь, в отличии от варианта с регистрацией ООО, где ты не сможешь так сделать, поскольку деньги на счете принадлежат обществу, в которое ты, как учредитель, входишь, даже если ты туда входишь один.

Но и ответственность в ИП целиком и полностью ты берешь на себя, и если суд захочет отобрать у тебя деньги (если ты сильно накосячишь), то они не остановятся даже перед бабушкой, которая своим телом закроет приставам вход в твой дом, — опишут и телевизор, и кошку.

Но лучше опустить все эти разговоры и подойти к делу более серьезно, ответив на конкретные вопросы, которые помогут определиться с правовым полем:

а) есть ли у твоих партнеров требования по организационно-правовой форме?
б) сколько у тебя денежных средств для начала осуществления проекта?

По первому пункту всё просто: если твои партнеры (контрагенты) работают только с организациями, то регистрируем ООО, если им без разницы, то начинаем думать о правовой защите капитала участников бизнеса. Допустим, у тебя есть партнер. Ты регистрируешь бизнес с ним, чтобы потом делить дивиденды должным образом, а если придется выйти из дела — получить назад уставной капитал. Если это твой случай, то регистрируй ООО, поскольку при регистрации всегда прописывается доля каждого из участников, а если партнер будет недоволен, то всегда можно обратиться в суд. Если ты опираешься на свои деньги, то можешь смело регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и не париться.

Но только не надо тупить и регистрировать бизнес на одного человека, потому что «все договорились и все друг другу доверяют». Дружба — штука обманчивая и в теории даже самый лучший друг может снять все деньги с расчетного счета «общего ИП» и присвоить себе. И ему за это ничего не будет, ведь бизнес по бумагам принадлежит ему, а не тебе. В ООО это сделать невозможно, поскольку права всех участников защищены учредительными документами — в этом и есть преимущество.

brodude.ru_29.09.2016_kRl7qDGo4xKoX

Так что необходимо смотреть на конкретный пример, потому что недостатки есть везде. Выбор между ООО и ИП может быть обоснован оптимизацией налогообложения, требованиями рынка, наличием интересов собственников и даже статусом (ко мне обращались клиенты, которые хотели по этой причине открыть ООО, хотя другой вариант был гораздо дешевле).

Расскажите о российском налогообложении. Какие универсальные варианты для предпринимателей оно предлагает?

Универсальных вариантов тут нет, поскольку системы налогообложения в регионах могут различаться. Есть общая система, которая стоит у всех по умолчанию, а есть упрощенная, которая бывает двух видов: либо ты платишь 6% от всех доходов, либо определенный процент от дельты между доходами и расходами. Этот процент может быть разным, но если говорить о показателе по умолчанию, то он равен 15%. Есть также система налога на вмененный доход (фиксированный налог вне зависимости от оборота) и патентная система налогообложения, которая по своей сути является более дорогим аналогом налога на вмененный доход.

Общая система налогообложения — система налогообложения, на которой все организации и предприниматели находятся по умолчанию с момента регистрации, в случае, если они не подают заявлений на другие системы налогообложения. Это система, при которой вся выручка, за исключением выручки от определенных товаров и услуг (узкий спектр), облагается НДС. Также платится налог на прибыль — у организаций он составляет 20%, у предпринимателей 13%.

Но помимо налогов на прибыль есть такая чертовщина, как НДС — налог на добавленную стоимость. Многие не понимают сути этого налога, а следовало бы, потому что он серьезно влияет на конечную цену товара. Объясню на примере: ты купил стол за 100 рублей, и тебе выгодно продать его за 150, 200, 300, 1000 рублей. Но чем больше цифра между выручкой и закупочной ценой, тем больше добавленная стоимость, и тем больше налога на добавленную стоимость ты платишь.

НДС, на самом деле, очень тонкая штука, и если тебе придется работать с НДС, то обязательно имей в виду, что тебе нужно, при прочих равных условиях, выбирать поставщиков, которые также работают с НДС. Объясню, почему.

НДС всегда платит покупатель. Ты платишь НДС, когда идешь в «Пятерочку» за покупками. Ты купил товар за 100 рублей, в которые заложен налог 18%, то есть сам товар стоит 85 рублей, а 15 рублей — налог. И покупая товар в магазине, ты поручаешь магазину перечислить этот налог государству — оно же налоги собирает. Но магазин «Пятерочка» так же, как и ты, является чьим-то покупателем и так же, как и ты, поручает своему поставщику оплатить налог, заложенный в стоимость того товара, который он купил у поставщика. Ты купил товар за 100 рублей, 15 из которых — налог, магазин купил этот товар у поставщика за 80 рублей, 12 из которых — налог. Вполне логично, что когда они будут уплачивать по твоему поручению 15 рублей, они вычтут из них свои 12 рублей, которые они перечислили своему поставщику, и в итоге заплатят всего 3 рубля. В случае, если поставщик «Пятерочки» работает без НДС, то в тех же 80 рублях закупочной цены налога нет вообще, и незадачливому магазину придется заплатить все порученные тобой к уплате 15 рублей.

Есть также упрощенная система: платишь только процент от выручки или процент с дельты.

Эта система налогообложения выгодна абсолютно всем.

Препятствием к ее применению могут быть требования рынка, количество сотрудников, наличие в составе учредителей юридических лиц с долей более 25% и даже размер выручки. Если тебе ничего не препятствует, то придется выбирать между УСН с доходов и УСН с доходов, уменьшенных на величину расходов. Здесь надо отталкиваться от структуры выручки. Если она подразумевает какие-нибудь переменные расходы (себестоимость товара), то надо выбирать доходы минус расходы. Если выручка состоит только из постоянных расходов (зарплата, аренда), то можно брать налог от доходов. Но случаи бывают разные, и в последнее время я своим клиентам часто рекомендую упрощенку — доходы минус расходы, поскольку в Петербурге, где я работаю, ставка налога составляет 7%, а в Ленинградской области вообще 5%.

По поводу специальных налоговых режимов (ЕНВД и Патент). Они подходят не каждому. Например, ЕНВД можно взять только при осуществлении строго определенной деятельности: грузоперевозки, автомойки, розничные магазины. Основным признаком вида деятельности при этом налоге является осуществление услуг. Налог фиксированный и зависит от количества, так скажем, орудий труда — сотрудников, автомобилей, посадочных мест. Патент — это специальный режим, который предполагает больше видов деятельности, чем ЕНВД, но и больший налог. Они, по своей сути, ничем не различаются.

Какие законные методы оптимизации налогообложения вы предлагаете клиентам?

Просто не надо впадать в криминал. Если ты увиливаешь от налогов, то рано или поздно тебе постучат в дверь люди в погонах, так что незаконная оптимизация — выбор некрасивый и опасный. К тому же множество способов, которые работали пару лет назад, сегодня не работают. Но это не значит, что нет никаких легальных вариантов сократить налоги.

brodude.ru_29.09.2016_sNyiyXqRljqMa

Во-первых, те, кто работает с НДС, могут разделять потоки выручки на несколько юридических лиц: те, кому нужен НДС, получают товар от организации с НДС; те клиенты, кому НДС не нужен, получают товар от созданной организации на упрощенке — так можно экономить огромные налоги, которые платились бы зря.

Во-вторых, огромные налоги платятся с заработной платы. Для того, чтобы их не платить или платить немного, необходимо открыть сотруднику индивидуальное предпринимательство. В таком случае не придется платить за сотрудника 30% и удерживать с зарплаты 13%, так как ты можешь рассчитываться с ним, как с контрагентом, и он, будучи предпринимателем, будет платить из своих денег 6%, а не 13%. Это выгодно, когда у сотрудника большая зарплата и ему не важна судьба его пенсии, потому что он, например, живет в России.

Самое главное в бизнесе — сам продукт и умение его реализовать. Система налогообложения, организационно-правовая форма и способы оптимизации налогообложения не спасут тебя от краха, если ты выпускаешь на рынок никому не нужный товар, еще и делая это без вкуса и таланта. Но детали, тем не менее, будут всегда важны, потому что и хороший бизнес может скатиться в утиль, если не следить за таким «скучным, но обязательным фактором, как налогообложение.

С нами беседовал Анатолий Романов, основатель бизнес-блога Pro-Bro. Если тебе нужна действительно профессиональная консультация по бизнесу, и ты настроен серьезно, то можешь написать ему лично.