Инвентарь,Культура
24 марта, 2016

Музыкальные инструменты, которые поместятся в карман

Статья для всех, а не только для музыкантов.

Пока битники отбивают углы своих акустических гитар о багажные отделения автобусов и неблагодарные головы гопоты, умные люди берут с собой в поход правильные инструменты правильных размеров. Есть инструменты, с помощью которых можно аккомпанировать себе не хуже, чем с помощью гитары или фортепиано, только они гораздо меньше. Именно о таких музыкальных инструментах, способных уместиться в карман, наша статья. И если ты далёк от музыки, то тебе следует приобрести один из таких инструментов (да хоть все). Во-первых, это не трудно, а во-вторых, в музыке – смысл наших бренных жизней.

1. Варган


Удивительный, окутанный мифами древний инструмент, ассоциирующийся у большинства людей с народами крайнего севера. Да что там, варганы появлялись независимо почти во всех уголках мира – доподлинно известно более 1000 местных названий. В Америке его почему-то называют «Еврейская лира», хотя сами не могут объяснить, как он вообще связан с евреями (на самом деле вообще никак). Ещё в XVII–XVIII вв. варган был чрезвычайно распространён в Европе, но со временем жестоко вытеснился современными инструментами, став в наши дни довольно редкой вещью.

Загадочный, как шаманские обряды, инструмент поражает своим внешним примитивизмом и магией звука. Кому-то его звучание кажется жутким, а кому-то просто космическим. Если дать варгану попытку завоевать твоё сердце, то в благодарность он введёт тебя в благоприятный транс. Пускай на нём нельзя сыграть сюиту Бизе, зато варган позволяет извлекать невообразимое множество красивых бархатных звуков и призвуков.

У такого миниатюрного инструмента множество разновидностей: дуговой, пластинчатый, из кости, дерева, однако лучшее звучание – у металлических. Тебе остаётся только выбрать варган, научиться играть и каждый вечер, погружаясь в себя, смотреть на звёзды, наслаждаясь магией вибраций и таинственных звуков. Выбрать хороший варган очень сложно, ведь многие делают его в декоративных целях, а не для игры. Но в «Обертон-про» за качество ручаются. Это не просто магазин, а музей с экспонатами от 16 века, школа, студия аудио/видео записи, мастерская, концертная площадка – набор, уникальный даже по меркам обычных музыкальных инструментов.

2. Калимба


Почти такой же старый, как европейская государственность, инструмент, который при правильном обращении выдаёт такое по-настоящему сказочное звучание, после которого организм испытывает прилив восторга, а органы внутри меняются местами.

Названий и разновидностей калимбы примерно столько же, сколько племен в Африке. Кстати, инструмент зародился как раз в центральной части Черного континента и использовался для кровавых и не очень (как будто у них могут быть другие) ритуалов. Видимо, чарующий звук калимбы, или, как её называют, цанцы, санзы, мбиры, мбилы, ндимбы, лукембу, лалы, малимбы, нданди, ижари, мганги, ликембе, селимбы, вносил гармонию в их страшные акты и инициации. Ну и ко всему прочему, это прекрасный инструмент для медитации, погружения в себя и очищения своих чакр от разного рода гадостей.

Иногда удивляешься, как такие не развитые в плане прогресса племена смогли создать такой сложный и совершенный инструмент. Не зря европейцы назвали его «маленьким фортепиано». Калимба состоит из резонаторного корпуса и ряда язычков. Корпус калимбы может быть самой разнообразной формы, а в качестве материала традиционно используются долблёное дерево, панцирь черепахи или полая тыква. Современные калимбы изготавливают также из пластика. Язычки могут быть изготовлены как из дерева или бамбука, так и из металла. Количество язычков варьирует от 4 до 60, в зависимости от диапазона инструмента. Настроить калибму – задача не из легких, нужно ко всему прочему настроить длину язычков, а уж потом наслаждаться звуком.

Звучание калимбы зависит и от размера инструмента. Чем больше, тем ниже звук – именно такой подходит для суровых африканских ритуалов. А маленькие больше напоминают по звучанию музыкальную шкатулку. Но каким бы ни был звук, когда садишься, кладешь калимбу на колени, зажимаешь ладонями и начинаешь дергать язычки большими пальцами, производя простые гармонии, ты через мгновение уносишься куда-то внутрь своего сознания, в страну добра и благодати. Впрочем, если хочешь разнообразить музыку в своей фолк-группе, то можешь не стесняться, калимба подходит и как аккомпанирующий инструмент, на котором можно играть аккордами.

3. Укулеле


Может быть, укулеле – не самый компактный в мире музыкальный инструмент и поместится далеко не в самый обычный карман, но его гораздо проще носить с собой, чем, скажем, тубу, обычную гитару и фортепиано.

Своеобразная вариация португальской брагиньи, укулеле завоевала мир ещё в начале прошлого века, а в Тихоокеанских странах стала настоящим национальным музыкальным инструментом, примерно как балалайка в России. Легкая, с очень самобытным звуком, довольно простая для осваивания укулеле, несмотря на свой строй и 4 струны, всё же остаётся гитарой. На ней можно саккомпанировать всё что угодно, а не только мелодии из «Спанч Боба»: хоть Scorpions, хоть «Сатана печёт блины», хоть «Калинку-малинку», но звучать она будет по-особому, потому как у этого инструмента своя необыкновенная, добрая и немного легкомысленная душа, прямо как у любимой девушки.

Где-то в потаённых влажных мечтах рисуется образ, в котором ты забросил укулеле, пару книг и сменную майку в маленькую наплечную сумку, сел в автобус и приехал на берег ближайшего океана (пускай даже Северного Ледовитого), сел на берегу и начал играть, смотря в синюю даль.

4. Губная гармоника


Пожалуй, самый популярный карманный инструмент в мире для тех, кому лень осваивать флейту и большую гармонь. Одними из первых, кто отметил удобство использования гармоники в походах, были фашистские захватчики, которые, если верить фильмам про войну, катались по оккупированным территориям на мотоциклах и наигрывали на губных гармониках «Ах, мой милый Августин». Не Валерия Леонтьева, а скучную народную песню. Но захватывать чужие территории у нормальных людей не принято, зато вполне можно наиграть какой-нибудь дорожный блюз во время долгой дороги.

Впервые миниатюрная губная гармошка под названием Little Lady была сделана в Германии на рубеже ХІХ–ХХ столетий. Длина современного инструмента составляет 3,5 см, толщина – 0,95 см, а ширина – 1,27 см. Весит такая мини-гармошка всего 18 грамм. Нынче их многообразие заметно увеличилось. Самих гармоник много: с разными диапазонами, строем, отверстиями и положением звуковых пластин, выбирай себе по вкусу. Хочешь играть блюз – бери блюзовую, хочешь играть все – бери диатоническую или хроматическую. Строй и тональность выбирай уже по своему вкусу.

Кстати, губная гармоника – это не только удобно и интересно, но ещё и полезно для здоровья. Врачи отмечают, что занятия на гармонике помогают развивать сильную диафрагму и глубокое дыхание с использованием всего объема легких. Многие легочные программы реабилитации включают гармонику. Так что твои кантри и блюз смогут тебя ещё и оздоровить.

5. Стилофон


Теперь перейдём от звуков чистых и блаженных к звукам, искаженным техническим прогрессом. Стилофон – вещь, способная издавать совершенно синтетические звуки путём тыкания в плату стилусом. Его ещё называют «карманным синтезатором», так что нечему удивляться. Это раньше диапазон и разновидность звучания стилофонов были крайне низки (собственно, как и внешний вид). Нынче они всё меньше напоминают доисторический диктофон, приобретая округлые черты и функции бит-машины.

Изобрел стилофон славный австралийский музыкант Рольф Харрис, но культовый статус, как, в общем-то, и популярность, инструмент обрёл только после того, как его использовал сам Дэвид Боуи в своей Space Oddity. Это уже потом его приметили и начали пытаться втулить в свои композиции Kraftwerk, Erasure, Orbital, Мэрилин Мэнсон, White Stripes и Little Boots.

Это совершенно синтетический инструмент, при касании стилусом платы в разных местах выдается звук разной частоты. Так что при желании можно наиграть скромное подобие Рахманинова. В современных моделях появился переключатель темпа, который позволяет регулировать скорость во время воспроизведения звука.

В принципе, такую штуку вполне по силам сделать самому, если есть хотя бы простейшее понимание в электронике. Но если такового не имеется, или просто нет времени, или элементарного желания, или ты просто хочешь устройство помощнее, то в таком случае лучше заказать. Никаких особенных музыкальных навыков он не требует. Это тот самый инструмент, над которым нужно посидеть, чтобы в нём разобраться.

6. Флейты


История флейты, считай, история всего человечества. Самым первым музыкальным инструментом был, безусловно, барабан, вернее, его исторический прототип, потому как древний человек только и мог, что тарабанить по предметам. А уж потом кто-то догадался, что если просверлить или прожечь прут изнутри и подуть в него, то он подарит разнообразие звуков. А если ещё просверлить дополнительные отверстия, то получится что-то волшебное. Так появилась прародительница всего духового – свирель.

У каждого народа она была своя. Некоторые считали, что сверлить отверстия – дело неблагородное. Этими некоторыми были греки, которые соединили несколько пустотелых трубок разного размера в ряд и создали мистическую флейту пана, от которой так и веет духами леса, доисторическими мифами и легендами. Разновидностей у этой флейты тоже очень много, собственно, каждый народ именует её по-своему. Но греческие мифы приписывали владение инструментом козлиному покровителю скотоводства и дикой природы по имени Пан (никакого отношения к Польше и Украине он не имеет), и когда Пан играл, вокруг него постоянно плясали разгоряченные нимфы, с которыми он устраивал достойные Рона Джереми оргии. Размеры у флейты Пана разные, как и диапазон, но её естественный, древний, экологически чистый звук нельзя сравнить ни с чем. Ни с воплями Дженис Джоплин, ни с электронными причудами Mr Oizo.

Уже в веке 14-м появилась совершенно другая флейта с приставкой «блок». Этот самый блок расположен в мундштуке флейты, благодаря чему простая свирель обретает благородный звук. Именно для этого простого инструмента и писали все те странные мужчины в париках из эпохи Ренессанса. Играть на ней, конечно, посложнее, как-никак 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и один на тыльной – так называемый октавный клапан. Плюс последние два отверстия двойные, так что если неправильно зажать, то получится неприятный звук, напоминающий предсмертный хрип висельника. Но вместе с тем играть на ней в сто раз проще, чем на поперечной флейте. Тут желательно консерваторское образование иметь. Кстати, если не нравится высокое «не пацанское» звучание, купи себе альтовую блокфлейту, которая звучит так же мужественно, как крик маршала Жукова. Единственное, она больше в размерах, но кого это останавливает?

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: