Культура
10 июня, 2015

Наша музыка на экспорт

Мы надеемся, что за рубежом всегда будет цениться русская классика. Но что касается других жанров, то тут у нас проблемы. Наши музыканты очень хотят быть похожими на западных. Но запад устал от одинаковых клонов. Поэтому шансов не так много, ценится самобытность, от которой многие предпочитают избавиться. Однако есть некоторые удачные примеры. Их можно разделить на две части — герои прошлого и герои настоящего.

Прошлое

Некоторым музыкантам и раньше удавалось протиснуться на музыкальную сцену. Надолго не задержался никто, и вот что из этого получилось.

1. Александр Вертинский


В своё время «Чёрный Пьеро» иммигрировал из непонятной, жесткой России образца 1920 года. Не то чтобы популярнейшему певцу и актёру было плохо. Он объяснял это «Юношеским порывом». И с тех пор начались долгие годы кочевания по Европе. Польша, Германия, Франция, США, Китай — и везде харизматичный, трагикомичный Вертинский собирал большие залы, и пользовался успехом, и даже завёл дружбу с Чарли Чаплином, Марлен Дитрих и Гретой Гарбо. И что удивительно, послушать великого артиста собирались не только русские иммигранты, но и западная публика. В итоге Вертинский вернулся на родину.

2. Б.Г. и «Аквариум»


На волне всеобщего интереса к перестройке вообще и русскому року в частности его главный пророк попытался прорваться на Запад — англоязычный альбом «Radio Silence» был даже спродюсирован Дейвом Стюартом из Eurythmics, с которым, как и с рядом других зарубежных кумиров, Б.Г. крепко подружился. Публика, однако, большой взаимностью не ответила; по большому счету главный результат американской эпопеи Гребенщикова был в том, что, вернувшись, он вскоре записал великий «Русский альбом».

3. «Звуки Му»


Артемий Троицкий показал Мамонова приехавшему в СССР из любопытства отцу эмбиента, создателю музыкального сопровождения Windows95, продюсеру Брайану Ино. И вскоре «Звуки Му» поехали в Лондон записывать альбом. Это событие сильно укрепило миф группы, хотя трудно сказать, что итоговая пластинка звучит сильнее многих ранних творений, как например «Простые вещи». В английской «Википедии» большую часть статьи о «Звуках Му» занимает трогательный рассказ о том, как они потратили все свои деньги на бэушные инструменты, жили в Лондоне впроголодь и как-то раз напились до беспамятства прямо в гостях у Ино.

4. Gorky Park


Успех Gorky Park в США нельзя преувеличивать. Америку они не покорили. Достаточно только взглянуть на их достижения в чартах. В Billboard Hot 100 они отметились только синглом Try To Find Me (81 место и 6 недель в чарте), а в Billboard 200 — альбомом Gorky Park (80 место и 21 неделя в чарте).
Но продавался Gorky Park в общем-то неплохо: 300 тыс. проданных копий в одной только Америке — это очень хороший результат. Гораздо большего успеха группа добилась в Скандинавии. Gorky Park в Норвегии занял 9-е место, а сингл Bang — 5-е. В Дании альбом Moscow Calling даже стал платиновым. А Носков и Маршалл до сих пор собирают залы в Москве и провинции. И всем хорошо, все довольны.

5. ППК


Электронный проект ростовчанина Сергея Пименова в начале нулевых сорвал банк, когда он выложил на сайте mp3.com свою версию красивейшей музыки Эдуарда Артемьева, чем воспользовалось несколько миллионов человек. Последовал контракт с лейблом Пола Оакенфольда, 5-е место в Нидерландах, 9-е в Бельгии, 15-е во Франции и 36-е в Австралии — большая шумиха; впрочем, других больших зарубежных хитов у «ППК» не наблюдалось. Да и не только зарубежных. Кто знает, что с ними?

6. TATU


Никто из русских музыкантов не добивался такого успеха, как TATU. Самая успешная российская поп-группа первой половины нулевых, да и вообще самый успешный российский музыкальный экспорт всех времен в сфере поп-музыки: контракт с Universal Music, концерты по всему миру, перезаписанный по-английски альбом «200 km/h in the Wrong Lane», призы мирового MTV, золотые и платиновые диски в странах Европы, абсолютный рекорд продаж в Японии (почти 2 миллиона в 2003 году, то есть больше, чем у Мадонны). В тот момент про них практически забыли в России, но почти во всём мире тащились от англоязычной тарабарщины двух маленьких девочек. Но удачного хода с подростковой однополой любовью хватило ненадолго. Альбом «Управление отбросами», переименованный в «Веселые улыбки», физически вышел только в России и в некоторых странах Южной Америки. В 2009 году группа распалась. Но всё равно до их успеха очень и очень далеко.

Настоящее

В наше время интерес к русской музыке намертво пропал, русская экзотика вышла из моды. Вообще пропали границы. Слушателю стало наплевать, откуда тот или иной исполнитель. Поэтому пробиться всё сложнее, как, впрочем, и создать что-то новое. Но кое-кому это удалось.

1. Little Big


Их называют «русским ответом Die Antwoord» с балалайками и водкой. Безумные русские, которые показывают нацию именно такой — безумной, проверяя иностранцев на наличие сарказма в их умах. Хотя единственная цель группы — сделать рейв. Бессмысленный и беспощадный.
Во главе «отряда» — Илья Прусикин, который многим известен в качестве блогера. «Гаффи Гаф» — это его рук дело. Сейчас он, тряся своими усами со сцены, вместе с ряженым шапито и карлицей с экзотическим именем Олимпия, развлекает всю Европу. В Европе спрос на русскую треш-экзотику очень большой, особенно во Франции, Германии, Голландии. Ещё есть аудитория в Канаде и Австралии. Поэтому на их европейских концертах всегда полно публики. Ну, и ещё одна заявка на мировое господство: им удалось выступить на одной сцене с прототипом Die Antwoord. Они не скрывают, что хотят стать звёздами мирового масштаба. А что, музыка у них неплохая, провокационная. А клипы — отдельные шедевры. Кто ещё мог осмелиться снять Путина и Обаму, слившихся в страстном поцелуе после жестокой бойни? Или грязную, быдлячую Россию в клипе «Everyday I’m drinking». После просмотра на душе остаётся неприятный осадок. Слишком уж всё грязно и правдиво.

2. Элизбар


Тем, у кого острая непереносимость треша в организме, рекомендуется арфатерапия от профессионала. Как-никак, а на просторах СССР всегда рождались гениальные инструменталисты. Вот и простой кишиневский парень Эдуард Шухари, освоив в своё время арфу, превратился из простого мультиинструменталиста в волшебника, который дарит благоговейное спокойствие и умиротворение своей игрой, погружая слушателя в сказочный сон с эльфами, драконами и волшебной музыкой. Со своим ансамблем «Ann’Sannat» под творческим псевдонимом Элизбар, который по совместительству является его крестильным именем, он объездил почти весь мир, и везде его музыка была принята на ура. К сожалению, она не вызывает такого ажиотажа, как поп-музыка, и остаётся замеченной только среди знатоков, но кажется, она лечит душу. А это главное. Поэтому он долгое время проводил сеансы арфатерапии по всему миру. Элизбар долго жил в Венгрии, и наверное, в этой стране его творчество наиболее известно. Сейчас он живёт в Москве, но, смотря на его историю и гастрольный график, хочется назвать его человеком мира, не вешая ярлык национальной принадлежности.

3. Meser Chups


Meser Chups — это мертвецкий серф довольно странного персонажа Олега Гитаркина. Самое интересное, что он давно уже пользуется куда большим спросом за границей, чем в РФ: диски Messer Chups можно встретить в магазинах что в Европе, что в США; другой вопрос, что свое происхождение Гитаркин никак не отыгрывает и музыку играет ни разу не русскую. Поэтому в России «Чупы» обречены на провал. Серф у нас любят только ценители, любители Америки 60-х и фанаты «Криминального чтива». А в Европе, особенно на юге, очень много и такой публики, которая на то время ориентируется, и клубов специализированных, фестивалей рок-н-ролла, серфа и так далее. Meser Chups на русскую группу совершенно не похожи. Да и всем на это ровным счётом плевать.

4. Mujuice


Муджуса в Европе очень хорошо знают. Без шуток Москвича, с неправильным прикусом приметился американскому Pitchfork, который выделил его вместе с Pixelord и Dza как самых адекватных российских музмейкеров. Ему повезло: ни один андеграундовый электронщик из России не удостаивался такого внимания и на родине, и за рубежом. На его сольные выступления с удовольствием ходят на западе, и уже никому не важно, что он из России. Тут уже вообще не важно, из какой ты страны. Никто не думает: «Ого, надо же, в России у людей компьютеры есть!»

Во многом всё это — благодаря успешному выступлению на крупных фестивалях. А может, просто потому что у него талант, и за эфирным временем простому электронщику гоняться не имеет смысла.

5. «Мумий-тролль»


«Мумий-тролль» — это ведь что-то очень старое», — придерётся кто-то. А ведь совсем недавно Лагутенко и компания объездили с концертами несколько десятков городов США, выпустили англоязычную EP «Paradise Ahead» и выступили в шоу Крейга Фергюсона на канале CBS.

Их успех в азиатском приграничье нашей необъятной родины тоже известен. Во всяком случае, песня «Утекай» изначально была написана на китайском, а услышать «Троллей» в Японии — вполне привычное дело.

Сейчас ребята занимаются тем, ради чего создаются все рок-группы, — покоряют мир. Да, они вряд ли будут смотреть на покупателей с обложек западного Rolling Stones. Но как минимум то, что на западе к ним испытывают большой интерес, — уже успех. И плевать, что происходит это на втором десятке лет существования группы.

6. Pussy Riot


Это единственная здесь группа, не побывавшая в западных чартах, но ее нельзя не упомянуть. С точки зрения музыки — это комичная история. Группа, ни одной песни которой никто нигде толком не слышал, стала самым известным музыкальным коллективом из России за последнее время. Достаточно сказать, что на Западе Храм Христа спасителя известен как Pussy Riot Church.

Вскоре после ареста «Пусек» акции в их поддержку стали осуществлять музыканты по всему миру — в диапазоне от Мадонны и Пола Маккартни до Майка Паттона и The Knife и Die Antwoord. И до сих пор зарубежные промоутеры активно интересуются тем, как зазвать «Пусек» к себе, даже несмотря на то что времени прошло много. И их можно понять. Надо же узнать, что поют эти очень популярные барышни.

7. Классическая музыка


Русская классика всегда была в моде. Диски Хворостовского расходятся с прилавков, как горячие пирожки. А его коллега по цеху, оперная певица Нетребко, пользуется такой бешеной поддержкой за рубежом, что получила гражданство в обожающей её Австрии.

Имя маэстро Гергиева и Башмета знает каждая собака, способная отличить Стравинского от Шнитке. В 2008 году ансамбль Башмета «Солисты Москвы» стал лауреатом премии «Грэмми» — первым российским камерным ансамблем, удостоенным этой престижной премии за всю ее 50-летнюю историю.

Русская классика всегда была в цене. Яркий тому пример — легендарный Арам Хачатурян. Одна из записей музыки его балета «Спартак» под названием Spartacus, которую Хачатурян сделал совместно с Лондонским симфоническим оркестром, попала в 1972 году в британский чарт альбомов, дошла до 16-й позиции и продержалась в нем 15 недель.
В целом классика — это музыка не для всех. Здесь не бывает таких нововведений, как в попсе. Главное — оттачивать мастерство и делать людям красиво.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: