Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Мужество и надежда: 5 спасательных операций, которые не имеют аналогов

Каждая спасательная операция по-своему особенная, ведь это всегда история о храбрости, чьей-то жизни или трагедии. Иногда обстоятельства выдвигают такие условия, что шансы на успех приближаются к нулевому значению. Тем не менее всякий раз находятся люди, готовые рискнуть ради других. Когда читаем истории о героических поступках, самоотверженности и непреклонности перед судьбой, в нас просыпается вера в человечество.

1. Авария на шахте Сан-Хосе


5 августа 2010 года произошла авария, в результате которой 33 горняка оказались под завалом на глубине более 700 метров. Новость вызвала резонанс в чилийском обществе. Дело в том, что компания Empresa Minera San Esteban, владеющая шахтой, известна недобросовестным отношением к сотрудникам. Ранее уже происходили инциденты со смертельным исходом из-за устаревшего оборудования и несоблюдения техники безопасности.

Через день после обвала к месту аварии прибыли родственники шахтеров, журналисты и представители волонтерских организаций. Спасатели приступили к разработке плана, но столкнулись с рядом трудностей. Штольню заблокировал камень, весом в несколько тысяч тонн, вентиляционные ходы также оказались засыпанными. Было принято решение бурить новую вертикальную скважину. По предварительной оценке, на это требовалось около трех месяцев. В момент начала операции люди на поверхности не знали, живы ли горняки, ровно как и шахтеры не знали, будут ли их спасать.

22 августа зонд добрался до полости, где находились горняки. Оказалось, что все 33 шахтера живы, но остро нуждаются в еде, воде, сигаретах и алкоголе. Дежурные медики запретили выполнить последние две просьбы. Работы велись в три смены днем и ночью, поэтому шли с опережением графика и завершились 9 октября. В течение следующих трех дней всех шахтеров подняли на поверхность. Их как героев встречал президент Чили Себастьян Пиньера.

Операция по спасению длилась 69 дней и стоила 22 миллиона долларов. Впоследствии у большинства горняков выявили пневмокониоз, диабет и психологические травмы, полученные из-за слишком длительного пребывания под землей. В 2015-м вышел фильм «33» с Антонио Бандерасом в главной роли.

Люди, чьи имена увековечены не за геройские поступки

2. Спасение танкера SS Pendleton


18 Февраля 1952 года на восточное побережье США обрушился зимний шторм. Береговая охрана приняла сигнал бедствия от танкера SS Pendleton. В распоряжении начальника смены Бернарда Веббера имелась деревянная моторная лодка и еще трое храбрецов. Выход в открытое море по такой погоде означал почти гарантированную смерть. Однако «Пендлтон» и 41 член экипажа на борту нуждались в немедленной помощи.

Спасательная операция началась вечером того же дня. Среди гигантских волн, в нескольких километрах от берега, Бернард заметил объект. Подплыв ближе, спасатели осознали, что перед ними носовая часть судна. Корабль разорвало на две части. Это значит, что у них совсем мало времени, возможно, уже поздно, но нужно продолжать поиски. Скоро нашлась и корма. Моряки, увидевшие свет фонарей, не верили своим глазам. Это была легкая лодка береговой охраны, которая двигалась прямо к ним.

9 членов экипажа SS Pendleton пропали без вести, вероятно, они находились в носовой части и погибли, когда судно разломилось. Оставшиеся 32 моряка спустились в спасательную лодку, где предусматривалось место только для 12 человек. Позже команда береговой охраны будет награждена Золотыми медалями за спасение жизни. Во время интервью Бернард Веббер сказал, что не считает себя героем и просто делал свою работу. В 2016-м об этой истории сняли фильм «И грянул шторм».

3. Катастрофа в Андах


13 октября 1972 года самолет ВВС Уругвая следовал по маршруту Монтевидео — Сантьяго. На борту были пять членов экипажа и 40 пассажиров, среди которых члены регбийной команды «Old Christians», а также их родственники и спонсоры. Около 15:00 по местному времени лайнер попадает в циклон, задевает скалу и падает у подножия горы Тингуиририка. 12 человек погибает сразу, еще 6 обретают вечный покой в течение нескольких часов.

Выжившие оказываются на высоте более 3 500 метров. Они понимают, что все очень плохо. Анды являются одной из самых больших горных систем в мире, которая и сегодня плохо изучена. Имея минимальный запас еды и теплых вещей, неподготовленные люди пытаются соорудить укрытие из частей фюзеляжа. В первые дни после катастрофы выжившие сожгли бумажные деньги, чемоданы, обшивку от кресел и все прочее, что могло гореть. Скудные запасы еды скоро кончаются, а по радио передают, что спасательные мероприятия прекращены. Помощи ждать неоткуда и сидеть на горе бесконечно не выйдет. Через несколько дней на укрытие обрушилась лавина, похоронив еще 8 человек.

Трое наиболее сильных физически мужчин решаются на переход через Анды без всякой экипировки и теплых вещей. Они берут с собой один самодельный спальный мешок и небольшой запас сырого мяса. Догадайся сам, что это было за мясо. Через несколько дней пути их заметил чилийский пастух, который помог изможденным людям спуститься в деревню и вызвать помощь. Вертолет со спасателями забирает оставшихся 16 человек из укрытия, где они провели 72 дня. 13 октября 2007 года прошел матч между командой «Old Christians» и сборной Чили. Мяч в игру вводил тот самый пастух, что обнаружил выживших.

SOS: сигналы бедствия с тонущих кораблей, которые никого не оставили равнодушным

4. Спасение из пещеры Тхамлуангнангнон


23 июня 2018 года тренеры детской футбольной команды повели своих учеников на экскурсию в пещеру на Севере Таиланда. Почти сразу после их спуска начался сильнейший ливень. Один взрослый и 12 подростков оказались в ловушке. Вода быстро затопила вход и поднималась все выше. Группа устроилась на небольшой возвышенности, которая превратилась в остров. Пропажу учеников заметили вечером, на следующий день к пещере прибыли дайверы ВМС Таиланда.

Выполнить задание с ходу не удалось: вода оказалась слишком холодной и мутной. Видимость не превышала пары метров, к тому же топографические данные о пещере оказались неверными. Новую карту пришлось составлять по мере продвижения. Новость быстро облетела весь мир, и к операции присоединились добровольцы из самых разных стран. Первыми школьников обнаружили двое дайверов из Великобритании.

Вся группа пребывала в состоянии крайнего истощения. Когда тренер понял, в каком положении оказался, он сразу разделил всю имеющуюся еду на небольшие порции, оставив себе меньше всех. Это и позволило им продержаться более двух недель. Всего в операции по спасению принимали участие около 10 000 человек, среди них 200 профессиональных дайверов. Эвакуация началась 8 июня и продлилась 3 дня. Каждый подросток получил специально спроектированную маску для подводного дыхания и сопровождение из двоих военных дайверов. В 2022-м состоялась премьера фильма «Тринадцать жизней».

5. Чудо на Гудзоне


Авиалайнер Airbus A320 совершал обычный перелет из Нью-Йорка в Сиэтл. На высоте 975 метров в самолет врезалась стая перелетных птиц, оба двигателя вышли из строя. Об аварии сразу доложили на землю, но жизнь пассажиров и всех членов экипажа теперь была в руках двух пилотов. Им удалось развернуть борт над рекой Гудзон, едва не задев мост Джорджа Вашингтона. Любое столкновение, скорее всего, привело бы к гибели всех людей, находящихся на борту. Баки были полны керосина, ведь с момента взлета прошло всего несколько минут.

Все закончилось быстро: через семь минут после вылета из аэропорта самолет приводнился напротив Манхэттена. Обычный Airbus совершенно не предназначен для подобного, но пилоты продемонстрировали профессионализм. Посадку нельзя назвать мягкой, 24 пассажира были госпитализированы, еще 54 получили незначительные травмы. Однако никто не погиб, хотя каждый находился буквально на волоске от смерти. Баржи, лодки, буксиры, все плавательные средства, что оказались рядом в тот момент, сразу направились к самолету. Людей снимали прямо с крыльев лайнера.

Может показаться удивительным, но обоих пилотов хотели привлечь к уголовной ответственности. Им вменялся непрофессионализм и преступная халатность. Офисные эксперты посчитали, что борт мог дотянуть до ближайшего аэропорта. Теоретически это действительно так. Только в реальности на принятие решения у пилотов были считаные секунды. Комиссия по расследованию приняла этот аргумент, но экипаж все равно отстранили от полетов. В 2016-м Клинт Иствуд снял фильм «Чудо на Гудзоне» с Томом Хэнксом в главной роли.

Истории с Дикого Запада, героем которых ты не хотел бы стать

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)