Культура
28 июня, 2018

Бунтарская гениальность нонконформизма

Художник должен выбирать, кем быть: современным или своевременным.

Анатолий Зверев — гениальный человек, легенда и миф художественной жизни Москвы второй половины ХХ века. Да, в первую очередь он был неординарной личностью, умел покорять дам своей артистичностью и глубокомыслием, а когда писал картины, то непрестанно удивлял своим оригинальным исполнением. Что же до его работ, то одного беглого взгляда хватит понять: вот он, самый настоящий «русский Ван Гог». В картинах Анатолия Зверева видны его энергия и страсть. Почему же именно он является главным героем второй волны русского авангарда? Что делает его не просто великолепным художником, но и вспышкой, воплощением духа изобразительного искусства второй половины ХХ века?

«Первый русский экспрессионист»


Анатолий Зверев, без всяких сомнений, является одним из самых важных и ярких представителей московского андеграунда, хотя в объединениях не состоял и всегда держался особняком. Он был человеком искусства, жил ради творчества и творил ради жизни. Но как же расцвела его гениальность, в дальнейшем получившая скромную, но достойную похвалу от Пабло Пикассо, который назвал Зверева «лучшим русским рисовальщиком»?

А все началось с детства. Еще в 15 лет АЗ проявлял удивительный талант в изобразительном искусстве. Ну а дальше… Дальше его творчество лишь развивалось. Получив специальность маляра, Зверев расписывал детские площадки в парке «Сокольники». Там известный хореограф и балетмейстер Александр Румнев заметил юношу, разглядел в нем необычайные способности рисовальщика и стал его покровителем на долгие годы. А в 1954 коллекционер Георгий Костаки увидел в молодом художнике гениального живописца и назвал его «первым русским экспрессионистом».

В манере рисования Зверева находят отклики многие художественные течения XX века: ташизм, абстракционизм, экспрессионизм. Не сказать, что он не мог определиться со стилем — все его работы идут из глубины души, и в качестве инструментов для них он использовал не только кисти и краски, но и все, что попадется под руку. Бывало, не имея рядом палитры, он мог написать портрет в считанные минуты – при помощи кетчупа и горчицы. Его жизнь была воплощением искусства, «театром одного художника». Сегодня Зверева можно было бы назвать изобретателем перформанса.

Друг Зверева, художник Дмитрий Плавинский, вспоминал: «Анатолий работал стремительно. Вооружившись бритвенным помазком, столовым ножом, гуашью и акварелью, напевая для ритма, перефразируя Евтушенко: «Хотят ли русские войны – спросите вы у сатаны», — он бросался на лист бумаги с пол‑литровой банкой, обливал бумагу, пол, стулья грязной водой, швырял в лужу банки гуаши, размазывал тряпкой, а то и ботинками весь этот цветовой кошмар, шлёпал по нему помазком, проводил ножом две‑три линии, и на глазах возникал душистый букет сирени или лицо старухи, мелькнувшее за окном. Очень часто процесс создания превосходил результат».

«Художник! Не гонись за славой, ибо она гонится за тобой»
— Анатолий Зверев —


АЗ проявлял бунтарство не ради забавы, а для того чтобы растормошить застоявшиеся умы и донести до них простые истины. Экспрессия художника сопровождала процесс создания шедевров. Известен случай, как создавался портрет «Плачущая», в котором с лихвой поражаешься стилю исполнения Анатолия Зверева. Случай произошел, когда в гости к Наталье Шмельковой, хорошо знавшей АЗ, пришел будущий представитель второго русского авангарда. Он хоть и был хорошим шашистом, но все же проиграл Наталье, отчего взбесился, стал рвать и метать, довел хозяйку до слез и неожиданно произнес: «Садись, детуля! Я тебя увековечу!». Принес таз воды из ванной, смочил бумагу, затем еще раз полил ее, замесил краски, сделал абстрактный фон и начал «вырывать» линии и детали со свойственной ему страстью. Портрет вышел, как считают многие, шедевром, но его создание задело абсолютно все в комнате: в краске были палас, пластинки, стены. Как говорит Наталья Шмелькова: «Родители, которые были на даче, по приезде чуть чувств не лишились — решили, что у нас дома кого-то убили…».

Узнать подробнее о жизни Анатолия Зверева →

Музей

В мае 2015 года в самом центре Москвы открылся Музей AZ. В основу Музея AZ легло личное собрание Наталии Опалевой и дар Алики Костаки, дочери знаменитого коллекционера Георгия Костаки. На сегодняшний день в фонд музея входят более 1500 трудов «русского Ван Гога» и свыше 500 работ «коллег»-нонконформистов: Плавинского, Немухина, Рабина, Краснопевцева, Целкова и многих других.

«Там, за подписью AZ — я как раз, у орнамента синей лазури»
— Анатолий Зверев —

Пространство музея не может позволить единовременно показать все работы автора, да и посетители не смогут за раз всем насладиться, поэтому Музей AZ проводит последовательный «рассказ» о жизни и творчестве Анатолия Зверева. Каждая выставка — отдельная новелла из жизни замечательного художника, которую превращают в кинодокумент. К слову, о кино и экранах: на каждом этаже музея «четвертая стена» зала представляет собой единый экран, который расширяет экспозицию и является ее неотъемлемой частью, создавая дополнительное пространство. Экраны позволяют гостю взглянуть на работы в новом ракурсе и получить дополнительную информацию о произведениях художника.

Узнать больше про Музей AZ →

Картины

Работы Анатолия Зверева всегда вызывали восхищение. Хоть из-за любви к свободе и крутого нрава его и отчислили из Московского художественного училища, но он все равно развивал свой талант. Первым серьезным доказательством стало признание от Хосе Давида Альфаро Сикейроса на Международном молодежном фестивале, когда тот наградил Зверева золотой медалью. После этого случая нашего героя настигла известность среди московской богемы: с 1959 по 1962 он становится частым гостем в квартирных выставках. Единственным желанием художника было выплеснуть на зрителя гамму эмоций, переполнявшую его, поэтому он предпочитал работать в сырой технике, используя мокрую бумагу. Казалось бы, его работы — хаотичная игра красок, света, тени и цветов, но в целом это создает неповторимую композицию, полную чувств и души. Роберт Фальк тепло отзывался о Звереве и его работах, говоря, что мастера такого масштаба появляются раз в сотню лет.

Пройти виртуальный тур по Музею AZ →

Выставки


Музей Анатолия Зверева проводит выставки, которые позволяют не только насладиться творчеством художника, но и соприкоснуться через них с его душой. Проект «ЗВЕРЕВ-GALA» (до 20.01.2019), приуроченный к трехлетию музея, особенный. В экспозицию, занимающую три этажа, входят свыше 250 работ: портреты, пейзажи, абстракции, циклы супрематики и иллюстрации. Значимым для музея событием является издание уникального цикла иллюстраций Зверева к повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего». Если сводишь девушку на выставку «ЗВЕРЕВ-GALA», то не только подаришь ей незабываемое времяпрепровождение, но и станешь для нее открывателем настоящего русского андеграунда.

Узнать больше о выставке «ЗВЕРЕВ-GALA» →

«И если в музее будет много жизни, а не красивых рам, то будет и больше наслаждения, а стало быть, и искусства»
— Анатолий Зверев — Биеннале молодого искусства будет проходить с 8 июня по 31 июля 2018 в Музее AZ. Свыше 50 молодых художников со всего мира представят свои работы. Музей Зверева к ним присоединится с выставкой «Идеальный возраст». Будут представлены три инсталляции: во внутреннем дворике и на заднем фасаде здания, в виртуальном пространстве «дополненной реальности». Их объединяет одна цель — создание места, где возраст не имеет значения. Место идеального возраста. Выставка затрагивает вопросы молодости, фрустрации взросления, а также тему творческого возраста у художников.

Узнать больше о выставке «Идеальный возраст» →

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: