Работа очень часто идёт не так, как хочется нам. Причины бывают разные, но заметное влияние на результативность своего дела оказываем мы сами. Твой настрой – это топливо, которое влияет на твою эффективность. Когда настроения нет, ты можешь, конечно, выполнять механические движения и имитировать высокую работоспособность, но дело никуда не сдвинется. Как мотивировать себя на работу, как слезть с дивана и начать что-то делать и как выжить в большой компании?
А если ты сам бизнесмен, тебе этот текст будет интересен ещё больше. BroDude поговорил со специалистом в отрасли рекрутинга и управления персоналом, чтобы узнать, как ведутся дела в «правильных» корпорациях.
BroDude: Вот, смотри. Есть, допустим, какой-нибудь простой студент, который устроился работать помощником менеджера. У него нет денег, учеба позади, мамка уже не выдаёт на карманные расходы. Зарплата низкая и увеличиваться не собирается, но другой работы найти он не может. Как ему результативно работать, настроить себя на работу? И сразу второй вопрос: что может сделать компания, чтобы сподвигнуть этого бывшего студента начать любить свою работу?
HR-менеджер: Значит, во-первых, совет. Он особенно касается менеджеров «дерьмовых» профессий типа экономистов, юристов и прочих, которых избыток на рынке труда (про свою, кстати, я такого сказать не могу, ну да ладно, это отступление от темы). Совет такой: начинай работать еще во время учебы по мере возможности, потому что даже год работы по специальности дает колоссальное преимущество перед прочими соискателями, даже теми, у кого есть красный диплом. В общем, практика все решает.
Теперь по делу: как самому себя настроить? Это действительно будет тяжело, особенно с учетом тех факторов, которые ты описал. Вообще, каждый студент подобных специальностей осознавал то, что ему предстоит. По идее, он должен быть готов работать за довольно посредственную зарплату. Единственная мотивация здесь – опыт. Чем больше опыта, тем больше возможность получить более высокую должность со всеми вытекающими отсюда последствиями. По поводу роли организации: это очень серьезная и сложная проблема. Большинство потенциальных годных работников «подыхают» в этот период. Очень велика доля ответственности руководства. Если это большая, серьезная компания, у нее наверняка существуют адаптационные программы, которые помогают акклиматизироваться в организации, мотивационные системы в виде мелких бонусов. Причем это не обязательно даже денежное стимулирование. Как забавно бы это не звучало, но фото на стене с табличкой «лучший продажник месяца» тоже работает и работает не только на продавцах макдака, но и на вполне состоявшихся менеджерах. Такова человеческая натура. Конечно, с возрастом другие вещи становятся более значимыми, вроде именного парковочного места. Однако нельзя говорить, что нематериальное стимулирование работает хуже материального. Компания не может заставить человека полюбить свою работу, но она может стимулировать посредством всяких ништяков грамотно и правильно выполнять свои обязанности. Впрочем, в таком случае менеджер вряд ли займет высокую должность, не выбьется из «средненьких».
BroDude: А если представить всё с позиции мелкого бизнесмена, у которого есть штат, к примеру, в 7 человек? Он только что организовал свой бизнес и никого толком не знает. Ясное дело, что у него не так много финансов, для того чтобы поощрять работников материально. Может, есть какие-нибудь другие выходы? Что может сделать мелкий предприниматель для своих работников, играет ли роль обстановка, цвет обоев или наличие кулера?
HR-менеджер: Разумеется, играет. Взять хотя бы визуальную обстановку офиса Google. В принципе, цель любой организации – сделать офис как можно менее похожим на стереотипный, впрочем, естественно, это идеализированный пример. Но вернемся к нашим реалиям. Кулер, удобный стул, приятный, нераздражающий цвет стен – это важнейшие факторы. Еще можно позаботиться о домашнем обеде. Есть фирмы, которые этим занимаются: привозят еду за цену немного выше, чем в столовой, т. е. трат никаких – работники сами покупают обеды, а компания дает такую возможность. Все-таки лучше, чем жрать бургеры, особенно если рядом нет нормальных кафе. Да и дешевле выйдет. Хороший пример, как сделать персонал довольным при минимальных затратах. В общем, чем более «уютную» атмосферу создать в офисе, тем больше людям будет нравиться их работа, и вполне возможно, они останутся, даже несмотря на более выгодные предложения. Кстати, еще кое-что об офисах: чем более креативная специальность, тем более неформальным должен быть офис – такая аксиома. Но важно не перестараться все-таки.
BroDude: Будет ли хорошо работать человек, который находится в абсолютно комфортных условиях: температура в помещении идеальна, хороший обед, минибар и всяческие неформальные развлечения? Или лучше всё-таки держать работника в некотором напряжении?
HR-менеджер: Слишком уютная обстановка может расслабить и снизить мотивацию, и тогда все усилия дадут обратный эффект, поэтому не стоит делать «антикафе» из офиса стелить везде пушистые коврики, и ходить босиком, и носить шляпы с шортами. Это особенно касается молодых предпринимателей, у которых мало опыта и слишком сильна вера в положительные качества людей. Можено просто потерять контроль.
Важно во всем искать баланс. Люди не должны идти на каторгу с утра, но и отпуск пускай проводят дома, в положенное время.