Существует самый просто и быстрый тест на определение морального облика человека. Вопрос заключается в том, убираешь ли ты корзину для покупок в общую стопку или оставляешь у кассы. Очевидно, что правильным поступком будет убрать корзину. Эта задача не требует особых усилий и выглядит как проявление хороших манер. С другой стороны, оставление корзины не является чем-то противозаконным. Более того, их уборка входит в список должностных обязанностей работников торговой сети. К тому же люди за это получают деньги.
Если поступок не влечет за собой одобрения или порицания, имеет ли он значение? Скорее всего, никто даже не обратит внимание, что ты сделал с корзиной. Тем не менее дилемма остается. Попробуем выяснить, о чем в действительности говорит убранная или оставленная корзина, указывает ли она на хорошего и плохого человека. Для этого обратимся к мудрости двух великих философов.
Платон и «Государство»
Так называется диалог Платона, записанный в 360 году до нашей эры. Основная тема — необходимые условия для построения идеального государства. В те времена не существовало супермаркетов и корзин для покупок, но уже ставился вопрос о добровольных правильных и неправильных поступках.
У людей много различий, но одно из важнейших — наличие и сила внутреннего компаса. Можно назвать его совестью, принципами, супер-эго и как угодно еще. Смысл один: внутри каждого человека есть нечто желающее, чтобы мы поступали правильно. Для описания морального выбора Платон использовал метафору с марионеткой. Она безвольна и действует в зависимости от натяжения нитей. Эти нити можно представить как разные импульсы. Желания, потребности, стремления побуждают человека совершать определенные поступки. Однако не все нити одинаковы и находятся в руках одного мастера.
Никто не становится хорошим человеком случайно.Платон
В Древней Греции всем заведовали многочисленные боги. Они совращали людей, вдохновляли на подвиги, дарили удачу и ослепляли гордыней. Такой силе было трудно противостоять. Сегодня греческие боги скорее мертвы, но нити все еще актуальны. Платон разделял два типа таких связей. Железные нити отвечают за реакцию на базовые эмоции вроде удовольствия и боли, страха и похоти. Золотые нити пришиты не к каждой марионетке. Их необходимо привязывать самостоятельно, пропуская через логизм.
Чем крепче золотая нить, тем сильнее она склоняет нас к хорошим поступкам, к правильной жизни. Согласно Платону, хороший гражданин отличается наличием самообладания. Никто не идеален и даже самого лучшего человека тоже тянут железные нити. Вопрос в том, устоит ли его воля, преодолеет ли соблазн лени и беспечности, которые говорят, что корзину можно оставить возле кассы. Платон утверждал, что общество процветает лишь тогда, когда каждый его отдельный член выполняет свою роль хорошо и добровольно.
Как перестать подражать другим и, наконец, понять, какой ты на самом деле
Эмиль Дюркгейм и продукт общества
Социология XX века стояла на основной идее, которая заключается в важности образования. Государство должно объяснять гражданам, что есть добро, а что зло. Добродетели следует поощрять, а пороки — порицать. Таким образом и формируется общий моральный компас общества.
Эмиль Дюркгейм был одним из современных мыслителей, который указал на важность социализации в процессе развития любого ребенка. В моральном плане мы рождаемся чистыми листами, не знаем разницы между хорошим и плохим. Первыми ориентирами становятся родители, потом обязательная система образования превращает человека в морально зрелого члена общества. Впрочем, сам же Дюркгейм признает, что разница между обучением и промывкой мозгов (идеологической обработкой) весьма тонка. История знает немало наглядных примеров, когда подконтрольное государству образование полностью искажало человеческую мораль.
Вернемся к человеку, который небрежно отталкивает тележку в сторону, освобождая проезд для своего автомобиля. Кто в этом виноват? Согласно Дюркгейму, это государственные социологические институты породили данное поведение. Вернее, сделали лень, эгоизм и беспечность приемлемыми моделями поведения. Родители, школы и университеты не обучили детей добродетелям. Поэтому появилось общество, толерантное к порокам и недостаткам.
9 способов научиться разбираться в эмоциях как профессионал
Необъективность теста
У теста с корзиной есть главный недостаток — он слишком простой, не рассматривает индивидуальные особенности и обстоятельства. Оставить тележку можно от пренебрежительного отношения к окружающим или по невнимательности. Возможно, кто-то не донес свою корзину ради того, чтобы поскорее вернуться к ребенку, который остался в машине, или поспешил расплатиться за подругу, что стоит на кассе.
Впрочем, даже преднамеренное оставление корзины не делает человека плохим. Он мог вообще никогда не задумываться о подобном с позиции морали. С другой стороны, данный тест может многое рассказать про общество или отдельную группу людей. В 2022 году мир облетели удивительные кадры с чемпионата мира по футболу. Всеобщее восхищение вызывал не фантастический гол, а поведение японских болельщиков. Люди остались на трибунах после окончания матча, чтобы убрать за собой мусор. Сложно представить себе подобное в нашей или любой другой стране западной культуры.