Мифы о микрофинансах: почему не стоит в них верить

Степан Николаенко
Декабрь 26, 2017
9.2k
0
Образ жизни
в избранное
партнерский материал

 
Как разобраться с финансовыми проблемами? Занять у знакомых или взять кредит в банке. Но если оба варианты не подходят в силу каких-либо обстоятельств, то единственный подходящий выбор — микрофинансы. Большинство людей воспринимает их как что-то очень плохое, и все из-за нескольких компаний, которые портят престиж остальным, не задумываясь о своем, не говоря уже о чужом, будущем. Разобраться в том, как отличить нормальную микрофинансовую организацию от компании-однодневки, какие для этого нужны документы, кому не выдаются кредиты и по каким причинам, нам поможет микрокредитная компания Lotfinance.

Развейте миф о микрофинансовых организациях как о «вселенском зле».

Скорее всего, такой миф появился из-за наличия у некоторых людей старой русской традиции брать и не отдавать. Микрофинансовые организации никак не отличаются от своих «старших» собратьев — банков. Те же методы и принципы работы. Единственная разница в том, что за счет некрупных размеров микрофинансовых компаний мы можем действовать несколько быстрее, нежели банки. Если у заемщика происходят просрочки, то нет необходимости согласовывать возврат долга с тысячей отделов и департаментов. Плюс на любых рынках всегда существуют нечестные игроки, которые портят «погоду» и своими действиями создают не очень благоприятную ауру для всей отрасли.

Кому вы не выдаете кредиты? Выдаются ли они людям с административными нарушениями?

Нужно понимать, что отсев потенциальных заемщиков ведется более тщательно, нежели в банках. Необходимо смотреть на человека «в целом»: даже если у него нет ни одного штрафа, никогда не существовало нарушений, но кредитная история плохая, то конечно кредит мы ему не выдадим.

Но бывает и обратная картина: у человека каждый день по административному нарушению, но кредитная история идеальна – почему бы не выдать ему займ? Конечно, это частные случаи, которые встречаются крайне редко. В большинстве смешиваются многие факторы, даже такие, которые зачастую недоступны крупным банкам, опять же, из-за огромной бюрократии и невозможности как-то повлиять на алгоритмы принятия решений об отказе.

Какие документы нужны для того, чтобы взять кредит?

С документами все стандартно: паспорт и в идеале дополнительные документы, которые могут подтвердить вашу личность.

Надо понимать, что сам документ тоже является «визитной карточкой» заемщика. Если вы вчера получили новый паспорт, уже десятый или пятнадцатый за свою тридцатилетнюю жизнь, то дорога к кредитам вам закрыта. Сами понимаете, если человек имеет свежий документ, то шансы потери старого минимальны. Значит, выпуск нового документа — это просто попытка замести какие-либо негативные следы. Ведь вряд ли кто-то меняет паспорт просто ради развлечения.

Какой процент невозврата?

Тут надо понимать, что значит «процент невозврата». Если под этим термином мы имеем в виду понятие «деньги, которые не возвращаются к нам никогда», то этот процент настолько мал, что о нем можно и не говорить. Совершенно другое дело — «деньги, которые находятся на стадии взыскания», и формально эти суммы нельзя списывать со счетов. Просто немного удлиняются сроки возврата.

Каким способом взимаются просроченные кредиты? Расскажите о коллекторах и о том, как на их работу повлиял новый закон «О коллекторах»? Действуют ли они так же, как и раньше, или следуют закону?

Это как раз продолжение первого вопроса. Коллекторы в их народном «злодейском» образе — это очень редкое явление. Зачастую этих ребят даже нельзя называть словом «коллектор» – это просто бандиты.

Профессиональные коллекторские агентства никогда не будут использовать незаконные методы. А из законных остается досудебная переписка и устные (и что важно, вполне цивилизованные) донесения о важности возврата долга. Кроме этого, есть еще более цивилизованный способ, как раз тот, которым пользуемся мы, — это суд. Вполне логично, что этими делами должна заниматься судебная система. Невозврат долга — это типичный случай нарушения договорных обязательств. Мы говорим клиенту — возвращай, клиент отвечает — нет. Задача суда – как раз рассудить, кто тут прав, а кто нет. Судебное решение в любой стране помогают исполнить приставы, и это максимально цивилизованный способ общения при нарушении любых договорных обязательств.

Расскажите, как отличить микрофинансы-однодневки от проверенных организаций?

Первое — это, конечно, реестр ЦБРФ. Дальше можно смотреть на второстепенные признаки, а в микрофинансовых организациях они точно такие же, как и в любой другой компании. Если компания имеет один филиал с суровыми сотрудниками в кочанных куртках, еще и отсутствует в реестре, то заемщик должен понимать, что в случае каких-либо отношений с подобной организацией он может столкнутся с чем угодно, начиная от изменений условий договора в одностороннем порядке, и как следствие – изменением итоговой суммы долга, и заканчивая вменением всевозможных штрафов. В целом, по внешнему виду офиса и сотрудников возможно понять, куда вы попали: в крупную организацию с четко прописанными алгоритмами взаимодействия с заемщиками либо в компанию, в которой от вас нужно только одно — как можно больше денег.

Снижается ли процент по кредиту для добросовестных заемщиков?

У нас все намного легче. Мы изначально сделали процентную ставку низкой. Ведь необходимо понимать, что высокий процент зачастую включает в себя риски. То есть те нашумевшие 700% годовых, с которых начинали первые микрофинансовые компании, есть не что иное, как попытка покрыть невозвраты за счет тех, кто эти деньги все же вернул. В те времена рынок никак не регулировался ни законами, ни нормативами, и тот же возврат долга должник мог классифицировать как вымогательство.

Сейчас многое изменилось и в законах, и в подходах к работе. В начале работы мы выбрали сложный, но правильный с точки зрения бизнеса путь, сделав акцент на очень качественный отбор заемщиков. Соответственно, и риски невозврата у нас низкие, хотя и до банковских 20% годовых мы опуститься не можем, ибо работаем с более проблемными группами населения.