В этой части нашего экскурса по миру игропрома мы взглянем на легендарные шедевры, дарившие нам радость в не столь отдалённом прошлом. Конечно, любимая игра – понятие субъективное, у каждого она была своя. Так что, если в нашем списке ты не обнаружил любовь всей молодости, не отчаивайся. У каждого свои игрушки, и, скорее всего, твоя игра была чуточку уникальнее перечисленных выше.
Diablo
В 96-м она очаровывала своей красотой. По тем временам «Дьябла» выделялась на общем фоне, как «Последний день Помпеи» выделяется на фоне миниатюр Русского музея.
Саундтрек оставлял неизгладимое впечатление и до сих пор может с лёгкостью дать фору многим историческим драмам. В этом «малиновом звоне» была мистика, смешанная с помпезностью рыцарских турниров. Перебить её были достойны только мощные голоса актёров, озвучивавших персонажей. За готичным антуражем скрывался нереальный драйв, а сам игровой процесс заставлял перепроходить игру снова и снова. «Карай, подбирай, изучай», – вот девиз серии, которая до сих пор считается «королевской». Именно из-за этих мародёрских инстинктов и продуманного атмосферного мира сложно было оторваться от этого шедевра. И если оторваться, то только на видеовставки. Многие предпочитали их скипать, считая унылыми и отвлекающими от игрового процесса. Многим было плевать на сюжет, ведь главное – найти шмот покрасивее, да насладиться атмосферой. Единственное, вот этот фрагмент досматривался до конца.
Это мы с тобой знаем, что играть в «Дьяблу» – настоящее искусство. Неискушенные люди полагают, что она проста, как три копейки, и ее прохождение на 50% зависит от количества нажатий на кнопки мыши и на 50% – от шмота. К сожалению, им не удается убедиться в собственной неправоте, так как большинство из них заканчивает знакомиться с этой игрой, дойдя до первого босса. Хотя некоторые, сумевшие сделать чучело из драконообразной Дьяблы, остаются при том же мнении. Но чего спорить, мы ведь знаем, что не всё зависит от этой закованной в перчатку серой длани, имитирующей курсор.
«Дьябла», что первая, что вторая, была неимоверно захватывающа и интересна. От дополнения к дополнению она становилась только лучше. Даже осле 50-го прохождения в ней оставалась какая-то интрига. Умели же делать! А онлайн режим доставлял (и продолжает доставлять) несравненное удовольствие, даже несмотря на все «мапхаки» и «ботоводство».
Doom
Ещё одна бойня в условиях, приближенных к космическим. А если быть точнее, кровавая баня в марсианском аду. Как сказал один из создателей игры, Джона Кармак: «Все знают, что такое Doom – это демоны и дробовики».
В своё время «дум был первым среди равных, лихо обскакав всех, кто претендовал на почётное звание играбельного мочилова. Девяностые вообще можно охарактеризовать как времена глубокой заDOOMчивости. К тем несчастным играм, которым не повезло выйти после «Дума», автоматически приклеивалось звание «копирки». «Дум был вне конкуренции».
Игра, посвященная злоключениям американского морпеха, которого за неподчинение приказу и нападение на начальника сослали на Марс, нашла отклик в душах многих и многих геймеров. А красноречивые названия частей вроде «По колено в трупах», «Берега Ада», «Преисподняя», «Ад на земле» давали понять, что скучно не будет. Иной раз толпы гадов инопланетного происхождения встречались в совершенно немыслимых количествах, и выживал лишь смелый, ловкий и умелый. Подобное астрономическое количество фантастических диких зверей можно встретить разве что в «Серьёзном Сэме». Лично меня смущало огромное количество рубильников, открывавших невесть что и невесть зачем. Замороченность уровней делала игру не какой-то там проходной халтурой, а самым настоящим испытанием. Но чертовски увлекательным. Действительно, под такую-то музыку грех не вступить в неравный бой, как любит выражаться гражданин «Паук», с адскими тварями. И как говорится, кто Кибердемона не убивал, тот жизни не видал! А если тебе повезло вкусить ту легендарную часть со странным переводом, где убитые импы говорили: «Ой, ребят, помираю», – а Его светлость Барон Ада при появлении кричал: «Козлы!!!» – то позволь выразить своё почтение и спросить, за кого ты голосовал на выборах в 96-м?
Fallout
Уже многие годы ни для кого не является секретом, как мы будем жить в постапокалиптическом мире. Мы будем пить Ньюка-колу, носить пип-бои, слушать винтажную музыку, шарахаться от гулей и прочих ядерных уродцев. Ну, и самое главное, мы будем выживать, покидая убежища в элегантных комбинезонах, и убивать всё, что двигается. И всё благодаря чему? Всё благодаря эпической серии, именуемой не иначе как Fallout.
Что нас ждёт? Страшно загадывать. «Фоллач» если и дал на это ответ, то весьма сомнительный. Зато дал нам по истине ядерную порцию наслаждения. Он, как и всё в этом мире, крайне неоднороден. Первые два – это классика. Максимум порока, злодейства и толерантности. Вступай в однополые браки, становись равноапостольным героем или отпетым ублюдком – выбор за тобой. Главное, дойти до той пасхалки из «Монти Пайтона».
А вот потом, в 3-й части, в «Нью-Вегасе», начали отходить от канонов. Хотя «Вегас» – в общем-то, вещь, что называется, кошерная. Тем более, мистер Хаус и легионеры сказочно украшали бойню за дамбу Гувера. Но всё равно эталоном является вторая часть. Прямо как в «Терминаторе». Там и наркотики были слаще, и личности поинтереснее, и пустошь зеленее. Главное – моральный выбор, которым заканчивалась каждая миссия. Единственное, тогда, в далёкие «пиратские» времена, мы играли не в «Фоллаут», а в «Возрождение». Да-да, пережитки пиратского прошлого. Но это никак не влияло на героический образ, который мы, будучи молодыми и глупыми, создавали. Не умели мы качать навыки, ой не умели! В итоге к концу игры главный герой превращался в порочного алкаша и наркомана. Правда, страх сделать что-нибудь не то не давал нам продавать компаньонов в промышленном масштабе. Зато каждый снялся в порнофильме. Да-да, и такое было. Порочнее был только нелепый «Torente 3: El protector. Трахтенберг в Мадриде», где я окунался в океан мадридского порока, играя Романом Трахтенбергом, и увлекался плохо прорисованными проститутками и чемпионатами по отрыжке.
В итоге не самая красивая Пустошь становилась до боли родной, и тогда ты понимал всю силу пророческой фразы из первой части: «Пустошь поглотила тебя!»
Starcraft
В 1995 году на волне успеха от кровавого месива, устраиваемого на мониторах орками и людьми в Warcraft, ребята из конторы Blizzard решили не тянуть кота за то, что, в общем-то, трогать стыдно, и разработать нечто, что по всем подсчётам должно было превзойти самую успешную стратегию всех времён. Отличительной чертой игры должны были стать 3 абсолютно разные расы, в противоположность расам-двойняшкам «Варкрафта 2». Правда, первая попытка была до безобразия унылой и примитивной. Прототипы зергов напоминали, скорее, лишённых органов чувств покемонов. В общем, поняв, что работы невпроворот, разработчики выпустили несколько вариантов, сначала в 97-м, потом в 98-м. И в итоге, после многочисленных альфа и бета-тестирований, был рождён шедевр, снёсший все ориентиры капризным фанатам стратегий.
Любой мальчишка испытывал благоговейный трепет, начиная играть в «Старкрафт». Здесь всё было не так, как везде. В первую очередь – три очень разные расы, с совершенно разными древами развития, тактиками защиты и нападения. Баланс между расами до сих пор считается чуть ли ни эталоном в индустрии игростроя.
А помнишь эти красочные заставки со страдающим Терраном, если не удавалось пройти сюжет? Ну и, конечно, хорошо сделанные для своего времени ролики радовали душу и дополняли не без того интересный сюжет.
И, разумеется, сами расы. Можно было устраивать легендарный «zerg rush», посылая всю живность в самом начале игры на базу врага, можно с воплем «En taro Adun» морочиться с протосами (которых постоянно называли «Портосами», хотя общего у них – только любовь к ближнему бою), а можно было просто поиграть в «звёздный десант» бедными терранами, лишь бы услышать до боли знакомое: «Hell, it’s about time!»
Игра, безусловно, войдёт в историю как эталон. Вторую часть раскритиковали в пух и в прах, но нам на неё плевать. Мы пускаем слюни обожания именно в честь шедевра под первой цифрой. Больше нас этой игрой восхищаются корейцы, которые едва не сделали её официальной религией. Популярность игры в Корее объясняется, скорее, национальной склонностью к задротству. Иначе как объяснить феноменальную популярность онлайн-соревнований? Миллионы корейцев с замиранием сердца следят за прямыми эфирами с места событий, принося организаторам миллионы.
Корсары: Возвращение легенды
В заключение грех не упомянуть отечественных разработчиков, ибо в пантеоне игр, причисленных к лику святых, это детище некогда славной конторы с волчьим именем «Акелла» занимает отдельное место. Ещё ни одна игра, имитировавшая пиратство, не была столь великолепной. Да что там великолепной – гениальной. Она не меркнет рядом со славными RPG вроде Morrowind и «Готики». Смотришь, и душа радуется, что в холодной России делают шедевры по путешествиям в тропическом антураже. А не только «Кузь» да «Казаков». Эх, сколько времени было прожито в тебе!
А какая тут была свобода действий! Хочешь – торгуй, хочешь – дружи с одной из 4-х фракций (Англия, Франция, Испания, Голландия) и становись адмиралом флота. А хочешь – не дружи ни с кем, ищи мифическую «Чёрную жемчужину», обноси дома и грабь, кого ни попадя. Это вам не «Black flag», игра, в общем-то, тоже талантливая, но корсары душевнее. Музыка, атмосфера, красоты и более реалистичная боёвка. Чтобы потопить корвет, нужно было весьма упорно и долго прокачивать умения. А зачастую от голландского патруля лучше было ускользнуть, иначе встреча с ним в нейтральных водах могла обернуться моментальный зачисткой личного состава твоего корабля.
Харизматичные персонажи, множество интересных миссий, офицеры в тавернах и даже Терминатор. Да-да, в одном из квестов появляется тот самый T-800 (правда, в раздетом виде, без Шварца), который якобы из-за ошибки машины времени переместился аж в XVII век, он же заявляет герою, что вместе с ним переместилось и его оружие – шотган. Хотя мы знаем по фильму, что это невозможно.
А ещё эти странные люди, которые заманивают тебя в своё логово, в подземелье, где пытаются тебя убить. Хуже скелетов в пещерах – восставших из мёртвых злонравных моряков. Правда, многие игроки ходили убивать их, как на работу, так как, обобрав их, ты мог разбогатеть на десятки тысяч.
Все эти штурмы фортов, продуманная система распределения характеристик, морские баталии, интересная боёвка. Да, персонажи не умеют прыгать, зато как они изящно фехтуют! Кстати, фехтование тоже различалось в зависимости от тяжести оружия. А сколько его там! Казалось всё, что могло существовать в Вест-Индии 17-го века, было перечислено. Как и славные пираты вроде Генри Моргана, Моррисона (не Джима) и оборванца Эдварда Теча ( в девичестве «Чёрная Борода») с Алексом Эксквемелином (последние два являются персонажами, за которых можно играть). А ведь историческая достоверность на редкость соблюдена, ибо имена и фамилии генерал-губернаторов соответствуют периоду. Единственное, картина Айвазовского, написанная в 19-м веке, портила впечатление. Но разве ты обращал внимание на картины? Ты шёл в бордель, выбирал себе девицу и наслаждался звуками похоти за надписью «censored».
И самое главное – это атмосфера, проявляющаяся в музыке, антураже, замечательных поселениях, разнообразных увлекательных (а местами невозможных) миссиях. Тут нужно было хорошенько развить навыки и дважды подумать, прежде чем услышать легендарные «Кошки к бою!» и «Пленных не брать!». И не пить в таверне с незнакомцами, чтобы на утро не горевать по поводу украденных денег. Да-да, игра полна неожиданностей. И самое главное, она не устарела. Так что «эй, Хопкинс, хватай свой тесак и живо сюда»! Мы вновь должны отправиться на поиски приключений по архипелагу! И заглянем в Порт-Роял, выполним непыльную работёнку для губернатора, отправимся в джунгли, убьём троих незатейливых авантюристов. Ааать, дьявол! На горизонте испанский патруль!