7 марта исполнилось ровно 100 лет концерну BMW. За свою столетнюю историю он до смерти влюблял в себя одних и вызывал зависть у других. Много всего изменилось за эти 100 лет, не изменилось только баварское качество. Давай вспомним историю вечно молодого престижного концерна и уделим внимание самым ярким страницам каждого десятилетия компании.
1916-1920: авиационный двигатель IIIa
Все должны с чего-то начинать, поэтому Карл Рапп, создатель BMW, которому должны целовать ноги всякое быдло, четкие пацанчики, а нормальные водители могут просто сказать «спасибо», решил делать авиационные двигатели. Собственно, тот округ Мюнхена, в котором был построен завод, был выбран неспроста, а потому что находился рядом с авиационным заводом Flugmaschinenfabrik. А эмблема марки являет собой не что иное, как самолётный винт на фоне голубой лазури неба. Одним из главных достижений авиационного прошлого был двигатель IIIa для одного из лучших самолётов того времени Fokker D.VII. Самолет был настолько хорош, что по окончании Первой мировой одним из требований было полностью его уничтожить. Кстати, на двигателе BMW был установлен рекорд, когда лётчик поднялся на высоту 9760 метров на аэроплане с двигателем BMW.
Но Версальский мирный договор запретил Германии производить самолёты, и потому Bayerische Flugzeug-Werke переименовали в Bayerische Motoren Werke, и началась новейшая история.
1921-1930: Р32
Сначала баварцы изготавливали тормоза для поездов, а уж потом дошли до мотоциклов. Первый мотоцикл от BMW установил шаблон, который компания будет использовать ещё несколько десятилетий после. Мотоцикл был не только оснащен воздушным охлаждением, но и оппозитным двигателем, а задние колеса были не на цепном приводе, как большинство байков. Посмотри внимательно и ты увидишь приводной вал – это прочный дифференциатор, который впоследствии займёт видное место во время Второй мировой войны.
1931-1940: 328 Roadster
328-й БМВ был далеко не самым первым спортивным автомобилем в серии, но именно с ним связаны первые успехи баварцев в автоспорте. Машина показала себя везде, от Нюрбургринге до Ле-Мана, именно после этого статус компании резко вырос, и на BMW стали смотреть не как на производителя одних из лучших в мире мотоциклов, а как на производителя по-настоящему гениальных автомобилей.
1941-1950: Р24
Конечно, Р75 был гораздо более надежной машиной, но именно R24 ознаменовал собой возрождение компании из послевоенного хаоса. Разрешение спустить его на колёса добывалось нелегко: нужно было получить добро от союзников на создание рабочего мотоцикла с объёмом более 250 см³. К счастью, в 1948 году он сошёл с конвейера. Шасси прежнего R23 получило модернизированный одноцилиндровый двигатель, оснащённый системой зажигания с центробежным регулятором. Также новинкой стала и четырёхступенчатая коробка передач с ножным переключением, в котором использовался храповый механизм. Экономическое чудо, которое спасло корпорацию.
1951-1960: Isetta
В эти времена BMW не сопутствовала удача, даже несмотря на то что их мотоциклы выиграли чемпионат мира по гонкам мотоциклов с колясками. И всё благодаря этой малютке, которая похожа на копилку, пускай даже на сексуальную копилку, на домик принцессы, но никак не на BMW. Первоначально Isetta была разработана в Италии. Но после покупки прав в середине 50-х годов, инженеры улучшили все механические части автомобиля, создав один из самых популярных послевоенных микроавтомобилей. Всего лишь 13 л.с., два места в салоне, но продажи были так же велики, как и входная дверь пузыря. Именно эта машина спасла баварцев от банкротства и помогла добиться признания у среднего класса.
1961-1970: Новый класс
Так называемый новый класс машин, которые были относительно небольшими и легкими, начиная с 1600, по праву может быть включен в число автомобилей, которые действительно породили термин «спортивный седан». Это был первое семейство BMW, которое пользовалось гигантской популярностью в США.
1971-1980: М1
В большом списке великих и важных автомобилей BMW, произведенных в 1970-х годах, действительно сильно выделяется М1. Созданный великим дизайнером Джуджаро (Лотус Эсприт, Делореан ДМС-12 – это его рук дело), он первоначально задумывался как совместный проект Lamborghini и BMW, но возник конфликт, что побудило BMW изготавливать машины самой. BMW M1 был единственным среднемоторным автомобилем BMW массового производства и восхищал современников.
1981-1990: E30 M3
Концепция, лежавшая в первой М3, являла собой воплощение элегантности и простоты. Невероятный баланс и легкий вес исходного М3 принёс больше побед в международных соревнованиях, чем любой другой. Спортивная направленность BMW 3-й серии прежде всего на молодых обеспеченных людей была очевидна. Но, вместе с тем, автомобиль рассматривался как один из наиболее комфортных для водителя.
1991-2000: 850 CSi
Взяли старый добрый 850 СI, подправили аэродинамику, подвеску и сделали и без того хороший автомобиль еще лучше. На 850 CSi устанавливался двигатель S70B56. Это был доработанный двигатель от 850i. Увеличение объёма до 5.6 литра привело к увеличению мощности до 380 л.с. Машина имела более жёсткую подвеску и уменьшенный клиренс. Модель имела более широкие колеса и бампера с улучшенной аэродинамикой. Трансмиссия только 6-ступенчатая механическая. Таким образом BMW удалось обскакать «Макларен» и сделать на определённое время самый быстрый автомобиль в мире.
2001-2010: E46 M3 CSL
CSL расшифровывается как «Coupe Sport Light» (легкое спортивное купе). Впервые так назвали легендарного победителя гонок BMW 3.0 CSL. BMW M3 CSL E46 больше всего отличается от M3 E46 его облегченными деталями. Крыша на M3 CSL изготовлена из усиленного карбонового волокна (GFP) и на 5,9 кг легче стандартной. Передний бампер также включает в себя части из GFP и уникальную технологию «единого воздушного потока» («Single Air inlet»). Сзади нижняя часть обшивки так же выполнена из GFP, в то время как крышка багажника сделана из SMC (соединенных под давлением листов). Армированное стекловолокно используется для заднего бампера и его крепления, а также вместе с термопластиком и пеной для изготовления пола багажника и задних переборок. В качестве последней меры экономии веса задние стекла сделали экстратонкими. BMW утверждает, что M3 CSL весит 1385 кг, или примерно на 10 процентов меньше обычной модели.
2011-Сегодня: 1 Series M Coupe
Дерзкий и агрессивный BMW 1-series M Coupe продолжает спортивные традиции баварской компании. Спортивный характер автомобиля выражается также в колесных дисках с разноширокой размерностью по осям. BMW 1-series M Coupe отличается спортивными настройками подвески для максимально реального ощущения машины с дорожным полотном. Он как чудо инженерной мысли. Конструкторы потратили на него столько сил, что потом занимали очередь к психотерапевту. Однако свою миссию они выполнили.