Каждый год на пляжах солнечной Бельгии проходит фестиваль песчаной скульптуры. Как правило, это событие приходится на последние теплые деньки лета, которыми, помимо скульпторов, спешат воспользоваться еще и кай-теры — любители полетов на воздушных змеях.
И те и другие собирают толпы зевак.
Место для фестиваля выбрано не без исторической подкладки. Городок называется Зеебрюгге, или Брюгге на море. Ирония заключается в том, что когда-то старинный и почтенный город Брюгге стоял на море. Но — проходило время, уходило море.
Сейчас городок вполне сухопутный — до моря километров 20. И тогда возник Зеебрюгге — как курортное место для брюгжан и как символ того, что все преходящее.
Каждый год организаторы фестиваля задают участникам определенную тему. Например, прошлогодний был посвящен Африке, а в этом году — Гигантам и Динозаврам. Работало порядка 50 скульпторов. Ребята выкладывались по полной. Не забывайте, что судьба творений предопределена — месяц их содержат, подправляют и подштукатуривают, а затем пожарным брандспойтом смывают к чертовой матери в море. Столь жесткий подход не лишен смысла, я бы рекомендовал его для большинства современного — как бы помягче — искусства. Творишь, делаешь выставку, а потом, вместо того чтобы захламлять музеи, — под нож или под пресс, в зависимости от стиля.
Несколько слов о технологии. Песок разводится с большим количеством воды, и масса заливается в предварительную форму — цилиндрическую или прямоугольную, которая делается из пористого материала (например, войлока). Вода уходит сквозь стенки, а песок остается и при этом слеживается. Так, слой за слоем, создается изначальная «глыба мрамора», из которой при помощи резцов высвобождается конечная фигура.
Резьбу по песку всегда начинают сверху. Скульптор «подъезжает» к творению на устройстве типа пожарного крана с люлькой. (Кстати, за символическую плату можно опробовать эту технику. Упражняются, правда, в основном дети.)
Качество песка — ключевой момент. Зерна не должны быть круглыми, обкатанными. Поэтому для скульптур используется песок из дельты реки Мсес, который регулярно вымывается рекой на ее пути через Альпы. Песок этот не успел пройти через многочисленные приливы-отливы и не обтесался.
Когда же начинает дуть ветер, из пляжных баров вылезает совсем другая публика, явно приехавшая не за этим пионерско-пенсионерским развлечением — глазеть на песочных чудиков. Одним из последних модных занятий в Европе стали игры с воздушными змеями. Можно встать на доску со змеем в руках — и это будет кайт-серфинг. Можно носиться на трехколесной тележке за змеем по пляжу. Можно просто летать за ним — конечно, если размер снаряда и сила ветра это позволяют делать. В принципе, освоить управление змеем можно за несколько часов, но получается далеко не у всех. Публика от души веселится при виде бедолаг, втыкающихся со всего маху в песок или волочащихся за своими змеями на «пятой точке».
Вот так развлекаются бельгийцы: кто ловит ветер, кто строит замки на песке, кто носит воду в решете. Безумие… Но это — если с точки зрения результата.
А если с точки зрения процесса — всего лишь несколько дополнительных способов радоваться жизни, в чем Европа улетела так далеко вперед, что нам остается только провожать глазами их змеев. По крайней мере, пока.
Комментарии
(1)«Столь жесткий подход не лишен смысла, я бы рекомендовал его для большинства современного — как бы помягче — искусства. Творишь, делаешь выставку, а потом, вместо того чтобы захламлять музеи, — под нож или под пресс, в зависимости от стиля.»…..Вот бы закон такой вышел (закатывает мечтательно глаза)