В тот период жизни, когда таксофон был привычным элементом городского ландшафта, шкурка от сала казалась омерзительной, группа «Cure» считалась попсой для мрачных школьников, мясо на ребрах воблы не обгрызалось, Курт Рассел считался первоклассным культовым актёром. В эпоху видеосалонов и шипяще-гнусавых боевиков на VHS Рассел почитался как персона, которая ничуть не хуже Шварценеггера и Сталлоне. Ещё бы, актёрских способностей у него явно побольше, харизма перла, а густая шевелюра с ершистой щетиной создавали брутальный образ, которому хотелось соответствовать. Парни во дворах обрывали рукава на черных майках, чтобы быть похожими на Снейка Плискина. Но куда им до Снейка. Легенда гениальных боевиков категории В, мастер ролей второго плана в больших голливудских картинах и звезда малозаметных картин, которого мы полюбили благодаря Джону Карпентеру, – всё это о нём, о Курте Расселе.
С пелёнок на площадку
До того момента как помериться мускулами и прочими твердыми частями тела со Сталлоне в «Танго и Кэш» Кончаловского, Рассел снялся практически во всех диснеевских фильмах 50-60-х. Дела у компании, руководимой постаревшим мультипликатором, шли ни шатко ни валко, но народ по инерции смотрел производимый им ширпотреб. И Рассел смотрелся в этом ширпотребе весьма хорошо, настолько, что студия заключила с ним контракт уже в 11 лет.
Впервые на съемочную площадку Курт попал ещё до первых усов, когда ему было 6. Помог отец – профессиональный бейсболист, который впоследствии стал киноактером. Отец таскал Курта практически во все фильмы вслед за собой. Парня не смущала нервозная атмосфера, вопли и брызги слюны режиссера, даже то, что в разговоре со взрослыми актёрами из их ноздрей на тебя сыпется чистый кокаин. Ему нравилось, он полюбил кинобизнес, и тот ответил ему взаимностью. Ходит даже легенда, будто последним словом великого Диснея было «Курт Рассел». Почему и в каком контексте – не уточняется.
Первым большим фильмом Рассела стала экранизация бродвейского мюзикла «Это случилось на всемирной выставке», главную роль в котором играет прославленный Элвис Пресли. У 12-летнего Курта был небольшой эпизод, в котором он за 25 центов бьет персонажа Элвиса по ноге, чтобы у того был повод пойти в больницу, где работает понравившаяся ему медсестра. Эта встреча как будто оказалась волшебной, как будто через звиздюль в Рассела попала частичка «Короля». В своей будущей карьере он дважды играл Пресли: в биографической драме «Элвис» 1979 года, по сути первой своей серьёзной взрослой роли, и в лихой криминальной драме «3000 миль до Грейсленда», где на косплейщиков легенды рок-н-ролла вылили ушат крови и охапку сортирных шуток. Также Курт озвучивал актера, играющего Элвиса Пресли в трагикомедии «Форрест Гамп». Как мы помним, именно Том Хэнкс научил Элвиса коронным движениям.
Кстати, «Элвис» сделал Рассела звездой американского телевидения. Показать Пресли в молодые годы Расселу удалось настолько хорошо, что все телевизионные премии в одночасье включили его в список своих номинантов на лучшую мужскую роль.
Однако это не помешало его племяннику стать профессиональным бейсболистом. Как там у Толкиена? «Сестрин сын»? Видимо, нужно было просто сменить фамилию.
Курт Рассел и Джон
Но вернёмся к кинематографу. Отгадай имя режиссера байопика «Элвис». Подсказка: именно он станет главным режиссером в карьере Курта. Всё верно, это мастер кудесник Джон Карпентер – склад гениальностей, способный одинаково хорошо делать фильмы и писать к ним музыку. Именно он предложил талантливому пареньку, игравшему исключительно роли пай-мальчиков из хороших семей, перевоплотиться в человека, который изменит музыкальную индустрию и умрет в своём туалете. Но мы оба понимаем, какой фильм приходит на ум первым, когда эти две фамилии – Рассел и Карпентер – стоят рядом. В 1981 году Джон задумал снять антиутопию про якобы скорое будущее «Большого Яблока» (так называет Нью-Йорк всякое говно). Долго искать героя он не стал, нацепив на Курта повязку, дал странное имя – Змей – и приказал не бриться пару недель. В результате получился дерзкий запоминающийся мужчина, который должен спасти президента из Манхэттена, превратившегося в тюрьму для всяких ублюдков. Дерзость и сарказм Плискина, железный взгляд одним глазом, способный дать фору даже железной хватке Феликса Эдмундовича Дзержинского, – все это заставляло забыть о Рэмбо и Клинтах Иствудах. Не зря Хидео Кодзима (создатель знаменитой консольной серии игр «Metal Gear Solid») попросил лично у Джона Карпентера разрешение на использование внешности и повадок «Змея» Плисскена для своего героя игры, тоже ставшего в последствии культовым – Солида Снэйка.
А ведь продюсеры хотели видеть в главной роли Томми Ли Джонса, ещё не бегающего за инопланетянами. Но Карпентер его отстоял, разглядев в нём боевиковую жилку. Его ведь никто не хотел брать на роли отважных приключенцев и борцов со злом. Собственно, он мог стать суперзвездой ещё в 76-м, но роль Хана Соло отдали Харрисону Форду. Совершенно верно, Кайло Рен мог убить поседевшего Курта, а не сморщенного Харрисона.
С Карпентером было снято немало чудных картин, чего стоят только «Большой переполох в маленьком Китае» и, конечно же, «Нечто». В 82-м году, имея на руках примитивные для нашего времени декорации и набор спецэффектов, Карпентер сумел создать эталонный триллер с отрывающимися конечностями. Поначалу он надеялся, что в фильме не будет больших звезд и что это пойдет ленте не на пользу, поскольку зрители не смогут определить, кто из героев дотянет до финала. Но сколько Карпентер ни пытался найти малоизвестного исполнителя на роль главного героя, вертолетчика МакРиди, похожего на бородатого Джима Морриосна, ему это никак не удавалось. Так что он отчасти с радостью, а отчасти с грустью отдал роль Курту. Курт Рассел идеально подходил для роли летчика с военным прошлым, который не теряется в экстремальной ситуации, и он отлично знал проект, так как помогал Карпентеру с подбором актеров. Как результат – зашкаливающая культовость картины в наши дни, хотя тогда, в 82-м, предпочтение отдавалось вышедшим «Инопланетянину» Спилберга и «Бегущему по лезвию».
Но чтобы не замыкаться в одном жанре, Курт Рассел охотно шёл на роли в комедиях и мелодрамах. А может ему просто не хотелось ассоциироваться с Гавриловым и Михалёвым, которые озвучивали его в боевиках.
Спад и снова на Олимп
В 90-х начался «триллерный» этап его карьеры. Собственно, в боевиках он снимался не так часто, больше в триллерах, но кого это волнует. Вместо пришельцев, проникающих в тела людей, семейный союз, в который вторгся кто-то третий, как в «Незаконном вторжении» , или исторический вестерн «Тумстоун: Легенда Дикого Запада» и боевик «Приказано уничтожить». Гонорары возросли до небес, критики рукоплескали, пока он не снялся в «Звездных вратах» и продолжении культового «Побега», но на этот раз из Лос-Анджелеса. Спустя 15 лет ожидаемый сиквел не выстрелил. Сюжет стал гораздо слабее, да и на экране творилось ровным счетом то же самое, что и в первой части. Не разочаровал лишь взматеревший Змей, чья харизма вытягивала фильм. Впрочем, ценители и яростные фанаты остались довольны.
В 2000-х активность Курта поубавилась, и его появление на экране стало своеобразным праздником. Роли были чаще всего очень второстпенные, да он и не жаловался, проводил время с семьёй на своём ранчо в Колорадо. И жил он себе спокойно, пока на горизонте не замаячил Тарантино с недооценённым «Доказательством смерти», после которого все заметили тот неиссякаемый порох в пороховницах старого брутала.
Ну а потом Курт стал всё чаще появляться на публике с роскошными усами наперевес. Народ удивлялся, чего это с ним. Оказалось, опять Тарантино в этом виноват, в свой фильм позвал, там что-то про мерзких людей и ненависть к неграм мексиканцами. «Омерзительная восьмерка» напомнила зрителям звериную жестокость «Бешеных псов», а Курт создал образ, к которому мы все будем стремиться после 40, – ехидного, но очень самодостаточного старика, трезво оценивающего ситуацию.
Хороший мужик, этот Курт Рассел
В отличие от всяких других Куртов, вроде Воннегута и Гобейна, наш абсолютно нормальный пацан и по жизни. Вот уже много лет он любуется горами на своём ранчо, где досматривает свою жену-старушку, известную актрису Голди Хоун. Ну не такая уж она и старушка, всего на 6 лет старше 65-летнего Курта, и выглядит прекрасно. Впервые они встретились на съемках, когда Курту было 16. Самое интересное, что дети Голди от первого брака относятся к Курту с большей любовью, чем к собственному папаше, поющему песни про любовь. Возможно, ты даже знаешь этих детей: Кейт Хадсон, Оливер Хадсон.
Курт Рассел совершенно не любит города, из которых он когда-то сбегал, презирает славу и публичность. Ему и так хорошо – вдали от назойливых журналистов. В конце концов, здесь он может заниматься тем, что действительно любит: охотится на кабанов (актёр состоит в Национальной ассоциации стрелков) и пилотирует спортивные самолёты. Тем более в больших городах полно демократов и консерваторов, коих он не очень жалует. Он либертарианец – третья сила в стране после «слонов» и «ослов». Если ты не знаешь, кто такие либертарианцы, то вспомни Рона Свонсона, соотнеси этот образ с любовью Рассела к стрельбе, и картинка сложится.
Всё-таки не зря его все любят, и дело не в магнетизме, не в фильмах, ориентированных на мужскую аудиторию, а в том, что парня хорошего за версту видно.
Комментарии
(1)отличный актер. особенно хорошо вписывается в вестерны. тот же старенький Тумбстоун без него не был бе отличным фильмом.