Когда-то давно в СССР было развитое производство всего на свете. Да, где-то оно было устаревшим, где-то не таким эффективным, но, тем не менее, оно позволяло обеспечивать граждан своей страны и государств социалистического лагеря всем необходимым, даже находясь под жесткими санкциями, наложенными еще во время Гражданской войны в ответ на отказ на оплату долгов Российской империи.
В те времена было создано немало культовых автомобилей, которые даже сегодня имеют какой-то свой шарм и, несмотря на моральное и физическое устаревание, продолжают привлекать своей атмосферностью десятки тысяч людей по всему миру.
ГАЗ-21
ГАЗ-М-20 «Победа» стала культовой сравнительно недавно. Куда больше обычные советские граждане полюбили следующую модель — ГАЗ-21. Это был автомобиль среднего класса, который производился с 1956 по 1970 годы. Всего за это время было выпущено почти 640 тысяч автомобилей, включая и те, что создавались за границей.
В первой версии ГАЗ-21 выпускался с двигателем мощностью 65 лошадиных сил, способным разгонять машину до 120 километров в час. В более поздних версиях устанавливался двигатель мощностью 75 лошадиных сил и максимальной скоростью 130 километров в час.
Одно из главных достоинств ГАЗ-21 было в его просторном салоне, куда легко помещалась большая семья. Благодаря этому ГАЗ-21 ценили в такси и в милиции и даже эксплуатировали в КГБ, но с форсированными двигателями.
Кстати, ГАЗ-21 обрел культовый статус не только в СССР и странах бывшего соцлагеря, но и на Западе, в том числе и в США, где многие коллекционеры хотели бы получить данный автомобиль в хорошем состоянии в свою коллекцию.
ЛуАЗ-969 «Волынь»
Задолго до «Нивы» в СССР и других странах возникла необходимость в создании недорогого внедорожника, который смог бы спокойно ездить по грунтовым деревенским дорогам. В 1966 году начался выпуск ЛуАЗ-969 «Волынь» на Луцком автомобильном заводе.
Дизайн, мягко говоря, специфический, но благодаря ему автомобиль имеет запоминающийся стиль. Самое главное в ЛуАЗ-969 «Волынь» — это его практичность и ремонтопригодность. Его можно было действительно починить в открытом поле и поехать дальше, в отличие от большинства видов техники даже советского производства. В этом старые автомобили действительно лучше новых.
Еще одно достоинство — полный привод, выпуск которого начался в 1971 году. С ним ЛуАЗ-969 «Волынь» действительно стал полноценным внедорожником. На автомобиле стоял смешной, по современным меркам, двигатель мощностью всего 40 лошадиных сил, который позволял разгоняться до 85 километров в час. При этом он потреблял около 10 литров на 100 километров. Но в те времена бензин стоил копейки, и проблем с этим не возникало.
Wartburg 353
Вряд ли ты слышал о таком автомобиле. Но граждане соцлагеря, жившие в ГДР, Польше и других странах к западу от СССР, хорошо знали о нем, и это был один из самых желанных автомобилей. В отличие от многих других видов техники соцлагеря, Wartburg 353, выпускавшийся с 1965 по 1988 годы, имел смелый и элегантный дизайн для своего времени. Кроме того, он оснащался хоть и 1-литровым, но достаточно мощным движком, который выдавал 50 лошадиных сил и позволял разогнаться до 130 километров в час.
За свои сравнительно небольшие деньги Wartburg 353 давал более высокий комфорт, чем все то, что производилось до него. Кроме того, он был безопаснее и проще в управлении, чем другие советские автомобили. Благодаря этому за все время было выпущено более чем 1 миллион Wartburg 353, и даже сегодня в Европе можно встретить людей за 60, которые не хотят менять свой автомобиль из ГДР на современный.
Trabant P601
Еще один автомобиль из ГДР, ставший символом этой страны. Самым массовым автомобилем марки Trabant была признана модель P601, число выпущенных экземпляров которой практически достигло 3 миллионов к моменту прекращения выпуска в 1990 году.
Но чем Trabant P601 привлекал покупателей? Конечно же, невысокой ценой. Так, например, в 1977 году этот автомобиль обходился в 5202 марок ГДР, тогда как примерно схожий по характеристикам Москвич-2140 в 8477 марок.
Несмотря на свою небольшую мощность из-за двигателя, чей объем был всего 0,6 литра, и не особо высокий комфорт, Trabant P601 даже сегодня остается весьма желанным в коллекциях.
Dacia 1300
В 1969 году в Румынии было налажено производство автомобилей Dacia 1300. В качестве основы была использована конструкция Renault 12 и получился весьма стильный и быстрый автомобиль на свое время. Dacia 1300 быстро стал культовым не только в Румынии, но и в других странах соцлагеря благодаря более высокому комфорту, чем тот, что предоставляли ранние модели Dacia, ГАЗ и ВАЗ, и к концу 70-х годов обрел культовый статус. Об этом говорит и то, что производство Dacia 1300 было прекращено лишь в 2004 году, и к тому моменту было сделано практически 2 миллиона автомобилей, что делает эту модель одной из самых массовых.
ВАЗ 2105 и 2107
Если тебе кажется, что эти коробки на колесах продавались и пользовались популярностью только в СССР, то ты ошибаешься. ВАЗ 2105 и 2107 поставлялись и за границу под названием Lada Riva, и оснащались либо 1,2-литровым двигателем мощностью 67 лошадиных сил, либо 1,7 мощностью 84 лошадиные силы. Более того, в 1980-х годах ВАЗ 2105 и 2107, захватившие советский рынок, теснили иностранных конкурентов даже на западноевропейских рынках.
«Пятерка» и «Семерка» стали поистине народными автомобилями, которые хорошо продавились по всему миру от Великобритании до Новой Зеландии. Таким образом СССР не только напрямую пополнял казну, но и расплачивался за товары вроде экзотических фруктов.
За все время только ВАЗ 2105 было выпущено более 2 миллионов штук. Несмотря на полностью отсутствующую безопасность и низкий уровень комфорта, благодаря высокой ремонтопригодности и доступной цене ВАЗ 2105 и 2107 стали культовыми моделями.
ВАЗ-2121 «Нива»
«Нива», пожалуй, является самым успешным из когда-либо созданных советской промышленностью гражданских автомобилей. Этот внедорожник малого класса с постоянным полным приводом вышел с конвейера в 1977 году и до сих пор остается одним из самых востребованных в России и странах СНГ. Также это один из самых популярных экспортных автомобилей даже сегодня.
А еще «Ниву» без преувеличения называют прямым предком компактных кроссоверов, ведь еще тогда, в далеких 70-х, советским инженерам удалось создать недорогой, надежный и проходимый автомобиль, одинаково хорошо чувствующий себя и на асфальте, и на бездорожье. Всего было выпущено около 2,5 миллионов моделей, что делает «Ниву» одним из самых массовых автомобилей советского производства.
Ретро-автомобили, которые когда-то провалились в продажах, а теперь стоят огромных денег
Комментарии
(0)