Культура

Криминальное чтиво:
детектив для чтения на ночь

  • 6050
  • 0
  • Теодор Седин
Когда-то детектив считался крайне низким, недостойным интеллектуалов чтивом. Времена изменились, как и сами детективы. Классические истории про «убийцу-садовника» стали пестрее, а на заваленных полках, среди Донцовых и Устиновых, не так-то и просто найти что-то стоящее. А мы нашли. Эти четверо прекрасно характеризуют положение и разнообразие «криминального» жанра в наши дни.

«Тварь», Микки Спиллейн

Микки Спиллейн — автор как раз таких американских детективов, которые добавили в свой роман изрядную дозу брутальности и неприкрытого эротизма. Рэймонд Чандлер называл его произведения «смесью насилия и неприкрытой порнографии», видимо, завидуя умению автора вплетать подробные и красочные описания сцен поцелуев в детективную канву. Его персонажи, а точнее, главный персонаж серии из 12 книг Майк Хаммер — суровый мужчина, любящий красивых женщин и грубые методы, стал по-настоящему культовым нуарным героем: сосредоточенным, принципиальным и уставшим.

Спиллейн — это бурбон после тяжелого дня, разбитая дорога, мятый плащ, естественная грубость и дела, которые не могут быть расследованы без мордобоя. Его грубоватый, но доступный язык и героический брутальный персонаж вкупе со слишком откровенными актами любви сделали его книги безумно популярными — все, начиная с профессоров и заканчивая заинтересованных отдельными сценами дальнобойщиков, зачитывались похождениями Хаммера. Его романы без конца экранизировали (причем пару раз Хаммера играл сам Спиллейн), и только литераторы продолжали его ненавидеть, считая, что он превратил литературу в дешевое чтиво для озабоченных.

«Тварь» — одно из самых удачных произведений Спиллейна, дающее наиболее полное представление о его творчестве. Здесь и хруст выбитых зубов, и трехдневная щетина с мятыми рубашками, и заступничество за всех сирых и убогих, и сбитые кулаки, и неприятности из-за женщин. Все то, чем Спиллейн очаровывает.

«Путеводный свет», Картер Браун

Картер Браун — личность по-настоящему уникальная. Всю свою жизнь он писал детективы про Америку и американцев, реалии американской жизни, несмотря на то, что сам черпал знания об Америке только из путеводителей и кино. Тем не менее, его насыщенный американизмами английский не раздражал даже янки — те взахлеб читали легкие, авантюрные детективы. Браун и правда ненавязчив, он не пытается заставить читателя задуматься о чем-то сложном и вечном — просто дает интересное развлекательное чтиво как раз в духе 60-х. Почти Джеймс Бонд для бедных, типичный американский частный детектив в действии. Только это не нуарный и угрюмый тип на старом «кадиллаке» с Восточного побережья, это франт из солнечной Калифорнии, колесящий по городу на кабриолете.

Правда, складывается впечатление, что в 60-х детективы писали только глубоко озабоченные парни. Так и в «Путеводной звезде»: едва главный герой встречает девушку, как тут же начинает пускать слюни и представлять, на что она способна в постели. Ну а с некоторыми женщинами ему, само собой, это проверить удается. Но благодаря этому ты понимаешь рассказчика и его тяжелый выбор: стоит ли трахать девушку, прежде чем засадить в тюрьму, или цинично отказать.

При этом детективная линия в произведениях Брауна очень сильна. До конца не понимаешь, кто же преступник. Может потому, что все чрезвычайно озабоченные?

Цикл про отца Брауна, Гилберт Честертон

После высокоэротизированного брутального чтива нужно прочитать кое-что особенное, что в корне перевернет твое представление о жанре. «Тайна отца Брауна» не похожа ни на американский нуар, ни на чопорные английские расследования в старинных замках. Книга слишком неожиданная — даже в наш избалованный информацией век, после Коломбо и Шерлоков, детектив еще может удивить. И более того, оказывается, детектив может выглядеть как талмуд мудрости и сборник афоризмов. И захватить без сисек и писек! Правда, после Фрэнка Коломбо маленький, неуклюжий, с трудом обращающийся со своим зонтом, порой кажущийся глуповатым старик, с легкостью распутывающий любые дела, уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим.

А как тебе такая ситуация: во всех детективных новеллах сначала ловится преступник, а уж затем разбираются, что и зачем он сделал. Это тебе не за Мориарти гоняться. В похождениях неугомонного католического священника прекрасно всё, начиная от детективных хитросплетений и заканчивая самим языком повествования. Здесь даже английский юмор уместен.

«Читающий по телам», Антонио Гарридо

Гарридо пока еще классиком назвать нельзя. Молодой еще, пусть потомится в котле «признанных талантов». Потенциал у него большой, так что всё впереди. Чтобы убедиться наглядно, прочти этот занятный исторический детектив про Китай, Сунь Цзы и китайцев, которые по своему темпераменту напоминают испанцев. Сунь Цзы — родоначальник судебной медицины. Но про его жизнь практически ничего не известно. Вот на эту тему испанский автор и фантазирует, вплетая реально существующую личность в вымышленные детективные хитросплетения. В итоге получился отменный исторический детектив, в котором внимательный читатель уловит нотки триллера. Очень познавательно.