Существует распространенное заблуждение, согласно которому краудфандинг — есть некий вид онлайн-попрошайничества. Если отталкиваться от буквального значения слова сrowdfunding, что в дословном переводе означает «финансирование толпой», нищий, побирающийся у метро, действительно, представляет собой нечто вроде краудфандера. Но не спеши делать выводы, чувак.
В русском языке, так же как и в российских реалиях, давно существует четкая граница между деятельностью уличного попрошайки, благотворительным фондом, строящим детские площадки, и краудфандинг-проектом.
Основное отличие краудфандинга (в современном понимании этого слова) от любого другого вида сбора средств заключается в том, что народ отдает свои кровные не ради очищения кармы или получения любого другого вида морального удовлетворения, а ради реализации какого-то вполне конкретного продукта, проекта или идеи, в котором испытывает потребность.
Проще говоря: тебе надо (чтобы вышел фильм по крутому комиксу/жила и процветала Википедия/поступил в продажу сиквел любимой игры), ты и плати.
Однако, некоторые краудфандинговые проекты направлены на реализацию идей, профит от которых «пощупать» сложнее, чем профит от вложения в бюджет будущего фильма. Скажем, вложившись в русскую археологическую экспедицию в Гизе, ты едва ли получишь что-то, помимо морального удовлетворения и классных фоток с места проведения раскопок. Однако, реальность такова, что если тебе нужна отечественная наука (пусть не в буквальном, как в случае с игрой) смысле, то придется платить.
Как видишь, по тем или иным признакам краудфандинг может пересекаться как с «работой» попрошайки, так и с деятельностью благотворительной организации, однако, эти же признаки, собранные вместе, образуют картину явления уникального, отличного от других видов группового финансирования.
Признаки краудфандинга
Отсутствие стартового капитала
Основной плюс краудфандинга, как метода, заключается в том, что начать делать деньги ты можешь, не имея ничего, кроме голого энтузиазма. Да, и, конечно, идеи. Для реализации собственного проекта тебе не нужны связи или папин кошелек, тебе нужен только доступ в интернет и твои мозги.
Размер и сроки
Сбор средств в рамках краудфандинговой кампании предполагает конкретность по части цифр. Собирают не «кто сколько сможет», а определенную сумму в определенный срок. В случае, если нужную для реализации идеи сумму собрать не удается, деньги возвращают инвесторам.
Конкретность цели
Краудфандинг всегда предполагает сбор средств на некую конкретную цель, описание которой должно включать исчерпывающую информацию о том, что, где, когда и в каком виде спонсоры получат в итоге.
Красочная презентация
То самое, помянутое выше описание, включает в себя не только информацию о цели сбора средств, но и то, почему ты делаешь то, что делаешь, почему твой проект нужен и важен, и кто ты, черт возьми, такой. Презентация — пожалуй, самая важная часть краудфандинг-кампании, разработка и написание презентации отнимает порядка 90% времени работы по организации сбора средств. Презентация должна быть максимально честной, понятной всем и каждому, выразительной и красочной. Помимо текста в описание той или иной краудфандинг-кампании включают изображения, видео, словом, любой контент, способный сделать описание более ярким, живым и наглядным.
Отчетность
Любая краудфандинг-кампания реализуется в соответствии с принципом максимальной прозрачности — так же работают и благотворительные организации, кстати. Каждому инвестору регулярно предоставляют отчет о ходе кампании, а в случае, если по окончании периода сбора средств, проект удается запустить, то и о ходе работы над проектом.
Мелкий профит
Часто краудфандерами используется метод бонусов: каждому инвестору обещают некое небольшое вознагражение — диплом участника, фотографию, открытку, в случае со сбором средств на кино, могут даже предложить сыграть роль в массовке и так далее. Характер бонусов зависит от характера самого проекта и фантазии организаторов.