С древнейших времен к морякам относились по-особенному. Эти люди вызывали уважение и зависть, может быть, непонимание, но точно не безразличие. Далеко не каждый способен жить на судне, не видя сушу неделями или даже месяцами. Изначально морские профессии были мирными, ориентировались на рыбный промысел, транспортные перевозки или исследования. Однако по мере развития идеи унитарного государства возникла необходимость и в наличии военно-морского флота. Появились свои великие полководцы-адмиралы. Некоторые из них прославились победами, другие — принятием нестандартных решений.
1. Остров Ее Величества
В 1804 году британский флот захватил небольшой остров Diamond Rock, который имел важное стратегическое значение. Возвышаясь над водной гладью на 180 метров, он обеспечивал превосходный обзор. Отсюда планировалось осуществлять контроль за движением кораблей, направляющихся в Карибский бассейн. На острове возвели укрепления, разместили орудия и запасы пресной воды. Клочок суши, населенный только моряками, жил по уставу военно-морских сил. Более того, адмирал Сэмюэл Худ добавил к названию острова префикс HMS, что означает «Корабль Ее Величества».
Вероятно, таким образом Худ желал сохранить личный контроль над перспективным таможенным постом, ведь корабли оставались в его ведении, когда все вновь включенные территории принадлежали короне. Позже по примеру Diamond Rock у Британии появится целый флот из «каменных фрегатов». Сложившееся положение не устраивало Францию. В мае 1805 года Наполеон направил свою эскадру во главе с адмиралом Вильневым. Остров оказался окружен, артиллерийская перестрелка длилась две недели.
Наполеон I Бонапарт
В финальном штурме принимали участие 16 судов и 350 солдат. Французы безвозвратно потеряли три корабля, еще несколько получили повреждения. Кроме этого, погибло около 50 человек. Однако заблокированные на острове англичане истратили все боеприпасы и лишились запаса воды. Корабль-остров был обречен, и 3 июня 1805 года над гарнизоном вывесили белый флаг.
Военные кампании, которые решали судьбы народов
2. Корабль, который притворялся островом
В начале 1942 года императорский флот Японии нанес сокрушительное поражение союзникам в Яванском море. Голландия окончательно утратила контроль над колониями, остатки военно-морских сил отступали к Австралии. Японцы желали добиться полного разгрома: преследование продолжилось, и за три дня было уничтожено еще несколько голландских кораблей, которые не оказывали сопротивления. На плаву оставался только минный тральщик Абрахам Крийнссен, не имевший никаких шансов в прямом бою.
Нужно было оставаться незамеченным в море, кишащем неприятельскими кораблями, подводными лодками и самолетами-разведчиками. Задача казалась нереалистичной, но кому-то из команды пришла в голову нестандартная идея. На борт Абрахама Крийнссена натащили растительность, землю и камни. Открытые поверхности окрасили в серый цвет. Вскоре судно действительно стало походить на такой же небольшой остров, как сотни других в том регионе.
Чтобы не привлекать внимания, на протяжении светового дня корабль оставался без движения, прижимаясь к берегу. С наступлением ночи «остров» приходил в движение. Таким образом, тихим ходом, преодолевая милю за милей, команда сумела добраться до безопасной Австралии. В следующие месяцы тральщик был модернизирован, прошел всю войну и сейчас находится в Военно-морском музее.
3. Сухопутные лодки и моряки
В 1915 году силы Антанты пытались открыть еще один фронт в Восточной Африке. Германские колонии имели естественное укрепление — озеро Танганьика, где курсировали два военных корабля. Главной проблемой был вооруженный пароход Хедвиг фон Виссман, не позволяющий форсировать водную преграду. Здесь нужно учитывать еще две особенности: озеро Танганьика является самым длинным в мире и не имеет выхода к морю. Его нельзя просто обойти, тем более по территории, занятой неприятелем, и туда невозможно приплыть. Оставался только один вариант — тащить части ВМФ Британии по суши.
Операцию разработал Джон Ли, который сразу отказался от идеи полноразмерных кораблей в пользу двух небольших катеров. Mimi (Мяу-мяу) и Toutou (Гав-гав) построили в Великобритании, затем на транспортниках доставили в Кейптаун. Далее лодкам предстояло преодолеть 4 500 километров на поезде до Бельгийского Конго. Последние 250 километров катера буквально тащили по земле через труднопроходимые джунгли. Все это время команда моряков оставалась рядом, перенося все тяготы и лишения. Наконец, «Мими» и «Туту» оказались в привычной стихии.
В результате неожиданной атаки немцы потеряли малый пароход «Кингани», который англичане захватили и переименовали в «Фифи». Через несколько недель был потоплен Хедвиг фон Виссман. Больше на озере Танганьика боевые действия не велись. Катера навсегда остались в Африке, выполняя транспортную функцию. Довольно скоро они израсходовали запас прочности и были затоплены.
Горячие эпизоды холодной войны: 7 главных конфликтов во второй половине XX века
4. Сырные ядра
В 1820-х годах по Южной Америке прокатилась волна освободительных движений. Видя слабость метрополии, бывшие колонии выходили из-под владычества Испании. Однако этот же процесс и спровоцировал множество новых вооруженных конфликтов. Старые границы, прочерченные европейскими колонизаторами, не учитывали исторический контекст и культурные особенности коренных народов. Одна из таких войн развернулась между Уругваем и Бразильской империей.
В ходе очередного морского сражения команда уругвайского судна израсходовала все боеприпасы. Неприятельский корабль оставался в зоне досягаемости и, похоже, готовился к сближению. Немного подумав, капитан велел вытащить на палубу запасы голландского сыра. Сырные колеса, пролежавшие в трюме не один месяц, были твердыми как камень. Ими и зарядили орудия.
Первые выстрелы не достигли цели, но артиллеристы не сдавались до тех пор, пока одно сырное ядро не угодило прямо в мачту бразильского корабля. Несколько матросов получили ранения, но куда важнее оказался психологический эффект. Бразильский капитан отдал приказ на выход из боя. Он посчитал, что это будет лучше, чем унизительная перспектива быть потопленным сырными ядрами.
5. Корабль, который охотился на себя
Гордость немецкого гражданского кораблестроения Cap Trafalgar спустили на воду 1 апреля 1914 года. Это был роскошный лайнер, предназначенный для вояжей через Атлантический океан. Однако Первая мировая война изменила планы. На перила, украшенные золотом, опирались запачканные руки моряков. Просторные холлы для ужинов с музыкой, обставленные по последней моде, теперь занимали припасы и койки. Таким образом, прогулочный Cap Trafalgar превратился в хорошо вооруженный крейсер. Вдобавок к этому судно замаскировали под океанский лайнер «Кармания», принадлежавший Британии.
Основная задача капитана Cap Trafalgar заключалась в том, чтобы препятствовать британскому судоходству в Атлантике. Однако была одна ключевая вещь, о которой не знала немецкая разведка. Дело в том, что «Кармания» точно так же была переоборудована в линейный крейсер и имела схожие задачи, только уже по отношению к германскому флоту.
14 сентября 1914 года капитан «Кармании» получил приказ найти копию своего корабля и уничтожить его. Встреча состоялась у берегов Бразилии. В результате жестокой дуэли Cap Trafalgar пошел на дно. «Кармания», получившая множество пробоин, сумела добраться до ближайшей базы и встать на ремонт. Это единственный случай в истории, когда в бою сошлись два океанских лайнера.
Странные военные методы, которые реально использовались
Комментарии
(0)