Колосс Родосский: бронзовый гигант и символ конца эпохи Александра Македонского
Колосс Родосский — огромная, 38-метровая бронзовая статуя древнегреческого бога Солнца — Гелиоса, воздвигнутая островитянами с Родоса для того, чтобы увековечить память о героической обороне города и отдать дань уважения своему богу-заступнику. Одно из семи чудес света, несмотря на свои внушительные размеры и благородный вид, оказалось самым недолговечным из всех: Колосс Родосский простоял на своих широких могучих ногах у входа в греческий город всего полвека, после чего преклонил колени, но не перед людьми, а перед жестокой стихией, которая буквально предала тело бога Солнца Гелиоса земле. Но это было значительно позже, а началось всё с развала эпохи Александра Македонского.
Нашествие Циклопа на Родос
После смерти великого полководца Александра Македонского в 323 году до нашей эры в империи завоевателя начался «раздел наследства»: сатрапы, полководцы и приближённые к царю с помощью междоусобных войн, заказных убийств и прочих не самых законных методов пытались выяснить, кому достанется самый лакомый кусочек государства. Всё это привело к тому, что в 302 году до н.э. бывший полководец Александра Македонского, Антигон I Одноглазый, прозванный в народе по понятным причинам Циклопом, отправил своего сына Деметрия Македонского с 40-тысячным войском на Родос с целью его захватить и присоединить к своим владениям.
Антигон, конечно, возмутился столь грубому отказу Родоса и послал 40 тысяч человек во главе со своим сыном на осаду острова. Противники македонян тоже были не лыком шиты и имели в своём арсенале хорошую оборону, много провизии, ресурсов и вполне боеспособное войско, которое, правда, было совершенно не готово сдерживать наступление 40 тысяч обученных опытных бойцов. Родосцы пытались «сгладить углы» всеми возможными методами, самый радикальный и самый забавный из них заключался в том, что островитяне воздвигли в центре города две огромные статуи Антигона и Деметрия и, чтобы умаслить захватчиков, поклонялись им как своим царям и богам. Даже посреди осады греки сетовали на досадное недоразумение, уверяя, что с Циклопом остров находится в дружеских отношениях, и что вообще они его подданные и не понимают, почему у берега острова развернулась внушительная наступательная операция.
Однако Деметрий был непреклонен в своих намерениях и настаивал на военном захвате Родоса. Неизвестно, сыграла ли роль врождённая кровожадность полководца или у него просто чесались руки доказать отцу свою боеспособность, но Деметрий Македонский подошёл к осаде ответственно и изобретательно, использовав новейшие военные достижения своей армии. Для начала он закрыл кораблями всё водное пространство вокруг острова, чтобы не допустить подкрепления от союзников Родоса. Потом македонцы высадились на берег и начали планомерно разрушать богатые предместья города: рубили деревья, собирали провизию, грабили население и занимались другими типичными для завоевателей делами.
У жителей Родоса дела обстояли значительно хуже: без доступа к внешнему миру от богатства греков не было никакого толка, а помощь от Птолемея могла либо вообще не прийти, либо прийти слишком поздно, поэтому родосцам пришлось самим думать, как обороняться от захватчиков. Подсчитав свои силы они пришли к выводу, что всего в городе 6 тысяч боеспособных греков и ещё 1 тысяча иноземцев, готовых взяться за оружие для обороны города. Они даже завербовали рабов, пообещав им свободу и гражданство, а в случае смерти — достойные похороны и пособие семье: дочерям — приданое, сыновьям — вооружение в праздник Диониса, а родителям достойную пенсию.
Для обороны было задействовано всё население города, стоит признать, что родосцы взялись за дело с должным энтузиазмом. Местные меценаты жертвовали собственные деньги для вооружения и укрепления обороны, боеспособное население тренировалось каждый день, ремесленники и инженеры работали над защитными сооружениями и снарядами, даже женщины помогали, чем могли — таскали камни и отрезали волосы на тетиву для луков.
Деметрий же вспомнил о своих инженерных талантах и после нескольких неудачных боевых вылазок начал активно готовиться к осаде. Он выстроил орудия поистине невиданных размеров, начав, однако, всего с двух огромных «черепах», заведомо защищённых деревянными навесами от прямых и метательных атак. На этом он не остановился и построил две осадные башни, высотой превосходившие стены гавани Родоса, напоследок укрепив их частоколом для обороны сооружений со стороны моря.
Деметрий построил девятиэтажные гелеполы — новейшие устройства македонского изобретения, предназначенные непосредственно для осады крепких стен. Они достигали чуть больше 60 метров в высоту и около 30 в ширину, машины были обиты листовым железом и даже могли двигаться в любую сторону, благодаря наличию 8 колёс. Для того, чтобы привести настолько смертоносное оружие в движение, требовались усилия 3400 человек. Этого захватчику показалось недостаточно, и он решил окончательно добить моральный дух греков, построив несколько дополнительных «черепах» , защищённых металлическими пластинами, и срыв всю землю до ровного основания на расстоянии в 1200 шагов от города. После этого войска Деметрия заняли свои позиции, а корабли вышли в море, чтобы перекрыть подходы гуманитарной и военной помощи от Птолемея.
В качестве дани уважения мужественной обороне греков он даже оставил им на память одну из своих огромных осадных машин. В итоге грекам и македонцам всё-таки удалось заключить взаимовыгодный союз, который обязал родосцев оказывать поддержку Деметрию и Антигону в обмен на свободу города. В результате осады, продлившейся целый год, Деметрий получил прозвище Полиоркет, то есть «Осаждающий», а Птолемея стали звать Сотером, или «Спасителем».
Колосс Родосский — бронзовый гигант во славу Солнца
Чтобы отпраздновать долгожданный триумф над Македонией и заодно восславить Гелиоса, жители Родоса решили продать брошенные Деметрием осадные орудия и на полученные суммы построить огромную статую в честь своего покровителя. Важно отметить, что Гелиоса островитяне почитали не просто так: по легенде, он буквально поднял Родос из морских глубин, чтобы его будущие обитатели могли восхвалять могущество бога Солнца.
Греки поручили изготовить Колосса знаменитому мастеру по скульптуре — Харесу. Он согласился воздвигнуть 18-метрового гиганта из преимущественно глины и бронзы, однако впоследствии родосцы с присущей им гиперболизацией решили, что 18 метров недостаточно, и попросили мастера увеличить высоту в два раза, заплатив также в два раза больше. Харес, будучи скульптором, а не математиком, с радостью согласился, но, как выяснилось, для того, чтобы увеличить статую в 2 раза, требовалось в 8 раз больше материалов, поэтому мастеру, чтобы не упасть в грязь лицом, пришлось занимать колоссальные, как само творение Хареса, суммы у друзей и знакомых.
Недолгий век Колосса Родосского
Бронзовый гигант, на изготовление которого ушло примерно 13 тонн бронзы и 8 тонн железа, простоял на своих могучих ногах очень недолго: чуть больше 50 лет понадобилось стихии, чтобы «спустить» Гелиоса с небес на землю. Колосс Родосский был вынужден преклонить колени перед землетрясением, происшедшим примерно в 225 году до нашей эры. Даже лёжа на земле, гигант поражал своим величием и предсмертным благородством. По утверждениям древнегреческих летописцев, далеко не каждый человек мог целиком обхватить большой палец поверженного Колосса.
Однако Колосс Родосский не погиб бесследно: он не только остался известен современным людям как одно из чудес света, но и нашёл своё перерождение в американской статуе Свободы. Известно, что архитектор вдохновлялся образом Колосса, когда работал над символом независимости США. Внутри совместного произведения Фредерико Бартольди и Густава Эйфеля даже расположена бронзовая табличка с выгравированным на ней стихотворением Эммы Лазарус под названием «Новый Колосс».
12 пугающих статуй, которые ты вряд ли захочешь увидеть в реальности