Очередное принуждение к классике вышло просто космическим! Если попытаться не просто прочитать, а ещё и понять эти книги, то можно постичь истину и научиться видеть мир таким, какой он есть. Жаль, что сейчас таких книг не наблюдается. Если об этом умели писать только в 16-м и 20-м веках, то остановите планету, я сойду.
1.»Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», Курт Воннегут
Воннегут издевался, иронизировал и язвил, не боясь осмеять что и кого угодно. Не то чтобы он делал это из ненависти, просто иначе писать он не мог, а здесь он превзошёл сам себя. Если ты читал другой роман мастера, «Завтрак для чемпионов, или Прощай, Чёрный понедельник» (Воннегут любит длинные названия), то мозг взорвется, но не сильно. А если с этой книги ты начнёшь знакомство с американцем, то… Готовься собирать мозг заново. «Телеграфически-шизофренический стиль», как охарактеризовал его автор, не оставляет равнодушным.
Главный герой, Билли Пилигримм, списанный с однополчанина Воннегута, смотрит на мир сквозь призму посттравматического стрессового расстройства – синдрома, свойственного ветеранам войны, который искалечил восприятие героям действительности. Он пережил бомбардировку Дрездена, которая изменила его восприятие, как и Воннегут, прошедший через немецкий плен, Арденское наступление. Он видел пылающий Дрезден, сгорающих заживо мирных жителей и сам знал, как это влияет на судьбу.
Намешанный, непоследовательный роман, в котором помимо Дрездена намешаны ещё и инопланетяне, понятен не всем и не сразу. Некоторые будут плеваться, некоторые не прочтут до конца. Однако несмотря на сумбур, это возможно лучший антивоенный роман.
2. «Повелитель мух», Уильям Голдинг
Голдинг написал очень странную карикатуру на общество, показав его в группке детей, случайно попавшей на необитаемый остров. И там началось… Что дети, что взрослые – какая разница. Лидеры везде ведут себя одинаково. Одинаково паршиво. Жестоко, и не очень правильно. Вроде бы дети, символ чистоты, а дошли до такого. Безобразие.
Книга ничему не учит, но разве только для этого мы их читаем? Приятно взглянуть на здравомыслящего автора, который считает так же, как и ты. Плюс ко всему прекрасный язык Голдинга, чего только стоят высокохудожественные описания жестокости и убийств. Соедини злободневность с языком и что получишь? Получишь Нобелевскую премию. Аллегория зла во все времена пользовалась спросом и вниманием у читателя.
А если она ещё и прекрасно написана, то станет бестселлером на все времена. Быть может, ты даже назовешь своего сына «Хрюша».
3. «Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков
Пользуясь вниманием к известной вывеске, хочу предложить «Записки юного врача», «Белую гвардию», «Собачье сердце» и «Роковые яйца». Произведения не менее выдающиеся. Собственно, Булгаков других не писал. Вот был у человека талант доступно и очень остроумно показывать всё как есть.
Кстати о популярной вывеске. Все знают про это произведение, некоторые даже знают, о чем оно, имена героев, но мало кто читал. Не все даже сериал смотрели (и не надо). Так вот, настоятельно рекомендуем не смотреть фильм, а взять и прочитать. От и до. Это не просто стеб над московской богемой, которая Булгакова не любила, а глубокая работа на тему того, что есть добро и что есть зло. Кто есть Бог, а кто есть Дьявол, и кто из них хуже. Может быть сатанинская свита творит добро, ведь наказывает исключительно грешников? А Москва вся погрязла во грехах. Вот и задумываешься над этим после прочтения. Потому что во время прочтения не получается, слишком уж харизматичные везде персонажи, от кота Бегемота до поэта Бездомного, слишком увлекают их истории и возбуждают откровения, чтобы отвлекаться. Тут есть и Швондеры, и чертовщина с мистикой, и вечно царящий в нашем обществе идиотизм, и главный вопрос – кто хороший, а кто плохой? – все то, о чем Булгаков писал на протяжении всей своей литературной карьеры. Потому «Мастер и Маргарита» – самое эпохальное его произведение.
4. «Москва-Петушки», Венедикт Ерофеев
Раз уж в нашу подборку попали такие дерзкие ребята, как Воннегут, Голдинг и Булгаков, то почему бы сюда не вставить Венедикта Ерофеева? Странная книга, очень странная. Ода алкоголизму, которую не встретишь ни у кого: ни у бывалого выпивохи Джойса, ни у великого алкогольного восхвалителя Хэмингуэя. Весь рассказ – это ода алкоголизму во всех проявлениях. Так сладко и так любовно описывать коктейли из дрянного советского алкоголя может только человек, заключивший сделку с Бахусом: Бахус ему новую печень и талант, а он безудержно пьёт и описывает.
Заинтриговал? А теперь небольшой срыв покрова. Алкоголя здесь очень много, пьют всё время. Но за звоном стаканов мы видим историю простого человека, который умеет любить, которому совестно, которому только и осталось, что цепляться за своего ангела-хранителя. Ерофеев без стыда описывает себя, свою жизнь. Весь рассказ проходит в подмосковной электричке, где он пьёт, вспоминает и общается с простыми людьми. Но за этим – глубокий символизм. Железная дорога – как лестница на небеса, вожделенные Петушки, где ему будет хорошо, рай, а те, кто его там ждут – ангелы. Да и сам он – падший ангел. Вроде бы алкаш, а ругать его не хочется. И вот он уезжает из жестокой, неприветливой Москвы в Петушки, из Ада в Рай.
В книге полно мата, особенно в главе «И немедленно выпил», после которого несколько страниц трехэтажного, но та красота языка, которую демонстрирует Ерофеев после, влюбляет в себя даже чванливых библиотекарш. Иной раз кажется, будто читаешь древнегреческую трагедию. Обилие библейских аллюзий, иронии, шутовства, острословия и высокопарных эпитетов дают понять, что здесь не про алкоголь в первую очередь, а про человеческое.
И вся книга пропитана добротой ко всему живому, каким-то ясным светом и надеждой, помимо ожидаемых рецептов коктейля из спирта, лака для ногтей и шампуня и подробного, очень красивого описания желудочных спазмов после употребления этой дряни.
5. «Государь», Никколо Макиавелли
Никакой Макиавелли вовсе и не писатель. Он политический деятель, философ. И то, что ты видишь перед собой, скорее философский трактат, нежели художественная литература. Но если ты не читал эту книгу, если ты не вдумывался в строки, то ради Бога, не смей что-либо вообще говорить о политике и давать какие-либо советы с диванного плацдарма. Кто ты такой вообще? Другими словами, не лезь к Кропоткину, пока не изучишь базу.
Книгу стоит прочитать, она вовсе не скучна и невероятно интересна. Дата её написания – 1513 год, однако читается она легко. И если доселе у тебя были непростые отношения с философами и мыслителями, то Макиавелли, тот самый, которого ты видел во второй части «Assasin’s Creed», живо докажет, что они, в общем-то, не такие плохие, как может показаться.
Почему эти знания так важны? Потому что книга была написана не для широких масс. Она была адресована государю. Написанную для Лоренцо Медичи книгу читать с точки зрения народа бессмысленно: там нет ни слова о том, как ублажать народ, как государь с ним связан и прочих вещей, которые показывали бы, почему простой люд должен любить своего правителя. Зато там сказано, как правитель может заставить людей любить себя, а это две большие разницы, как известно.
Она написана как инструкция: название главы, проблема и советы по избежанию, с долей здравомыслия и без всяких рассусоливаний. Всё как оно есть. Но область ее применения намного шире. Ведь государь – это не только глава государства, но и начальник, руководитель, опора. А времена, как известно, всегда одинаковые. Восхитись ей, как Макиавелли восхищался знакомому тебе по кровосмешению Цезаре Борджиа, и станешь мудрее.
Комментарии
(0)