Кино по субботам — это как глоток свежего морозного воздуха после попойки, как водка с растворенными в ней драже «Скитлз», как сон в кровати после 9-часового перелета с последующей тряской в машине. В общем, это волшебно. Мы сделали эту подборку почти сотню раз, и нас удивляет не то, что мы всё еще находим годное кино, а то, что его в таких количествах снимают. Наслаждаемся очередной подборкой — первой в последнем месяце года и последней в двузначной нумерации.
1. Альфавиль (Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution), 1965
Даже не смей говорить что-то вроде: «Ну вот, опять старье, где годнота?», если не хочешь, чтобы у редакции случился инфаркт. То, что перед тобой — это самая настоящая классика, и называть ее «старперским реликтом» — высшая гнусь. В конце концов, нельзя так с Годаром, который снял этот замечательный фильм. Годар — это ж тебе не Кокшенов, он умел делать и красиво, и по-умному, да настолько, что весь современный кинематограф ему подражает. Почти весь. Кстати говоря, известная немецкая синти-поп группа, создавшая бессмертный слезно-плаксивый хит про вечную молодость («Forever Young»), взяла свое название именно в честь этого фильма.
В этой работе Годар затрагивает экзистенциальную ситуацию, когда человек находится словно между жизнью и смертью, и в каком контексте — в антиутопии. Альфавиль — это такое закрытое тоталитарное общество, расположенное в миллионах световых лет от нашей планеты и управляемое электронным альфа-мозгом. Создал его сбежавший с Земли профессор Носферату, скрывающийся здесь под именем фон Браун. Общество славится своей излишней логичностью, в лексиконе жителей нет таких слов, как «почему», «любовь», «нежность», «сознание», а за нелогичные поступки людей казнят. И на фоне этого появляется слегка охреневшее лицо агента с планеты Земля, посланного убить Брауна. Потому что не охренеть от порядков и умозаключений алфавильцев нельзя. Та самая антиутопия, которая заставляет задуматься и является мастхэвом для тех, кто мнит себя человеком интеллигентным.
2. Ботинки мертвеца (Dead Man’s Shoes), 2004
Пошел ты служить в армию, а через 8 лет вернулся и узнал, что твоего умственно отсталого брата взяли под крыло местные наркоторговцы. Что нужно делать в таких случаях? Превратиться в берсерка и начать крушить всё вокруг. Хотя бюджет у картины был небольшой, часть фильма сняли ручной камерой, и в некоторых кадрах отчетливо читается, что это кино авторское, и оно сделано с качеством, которого иногда недостает серьезным студиям.
Этот фильм как бы приоткрывает завесу и позволяет зрителю взглянуть на мрачный быт английской периферии, в котором иммигрантов больше, чем местного населения. Сдается нам, что если поменять имена и перенести место действия в наши просторы, фильм не потерпел бы кардинальных изменений.
Поначалу фильм может показаться чрезмерно нелогичным. Но не спеши переключать — последние 20 минут дадут логическое объяснение творящемуся здесь балагану.
3. Мир Уэйна (Wayne’s World), 1992
Тем, кто интересовался, чем занимался Майк Майерс (не путать с выпускателем кишок) до того, как стать Остином Пауэрсом и голосом Шрека, и почему его называют кумиром американской молодежи 80-90-х, необходимо посмотреть этот фильм. Это типичная смешная комедия 90-х, но со своей историей.
Дело в том, что образы главных героев были известны американскому зрителю задолго до выхода картины. Сначала Майерс кривлялся в образе Уэйна Кэмпбелла на канадском телевидении, а потом перешел в небезызвестную кузницу американских комиков «Прямой эфир в субботу вечером», где оброс верным напарником Гартом и долгое время сбивал зрителя напором юмора разной толщины, плотности и качества.
А потом появился фильм — вроде обычная молодежная комедия, но со своей атмосферой. Всё как-то естественно и забавно. Главные герои — яркие и чрезмерно придурковатые идиоты, создавшие свое полупрофессиональное кабельное телевидение. Лютые пофигисты, которые, в отличие от персонажей современной комедии, не помешаны так рьяно на сиськах и развлечениях. Они делают глупости, но эти глупости — не фарс, это человеческие глупости. И, пожалуй, этого недостает современным комедиям, которые норовят при первой же возможности скатиться в глумливый пердеж.
Картина не претендует на звание шедевра, но это лучше других попыток сделать из телеперсонажа конкретного героя. Вспомнить хотя бы «Яйца судьбы». Тут все настолько хорошо, что некоторые ужимки отсюда можно заметить у Эйса Вентуры. Так что взглянуть на старую добрую комедию про двух чуваков, похожих на бабайку и Василия Стрельникова, категорически стоит.
4. Короли улиц (Street Kings), 2008
Киану Ривз в очередной раз играет мужика, у которого умерла жена, а в жизни начался кромешный ад. Помимо него в картине задействованы Форест Уитакер, похожий в костюме на богатого хип-хоп продюсера, Хью Лори и еще куча актеров, которых вспоминаешь, когда видишь в лицо. А вместе они принимают участие в художественной киноленте про плохого копа, который по факту является санитаром этого дерьмового города. Типичным алкашом, который подолгу стоит под струей из душа, и смывает с себя дерьмо этого города.
А потом начинается процесс очищения, сопровождаемый обилием крови и экшена. Своего рода «Ментовские войны», только снятые качественные. Пусть тебя не смущает идиотское название, скорее подходящее для байопика про успешную рэп-группу. Тут всё гораздо эффектнее, особенно сюжет. Он настолько сильный, что плевать на экшен, на кровь, на стальные взгляды главных героев, которые, как всегда, сыграли на своем уровне.
5. В поисках Эрика (Looking for Eric), 2009
Главный герой работает почтальоном в клубе «Манчестер Юнайтед», и к нему в видениях является настоящий король клуба, его легенда и самый харизматичный футболист 90-х — Эрик Кантона. Но фильм совершенно не про футбол, хотя он присутствует там почти повсеместно. Фильм об ошибках, которые мы совершаем, и попытках эти самые ошибки исправить, об одиночестве, о том, что всегда есть возможность изменить свою жизнь, надо только приложить немного усилий. А также о том, что надо верить людям и не всегда пытаться справиться со всеми проблемами своими силами.
Это простая светлая история, в которой импозантный, красиво постаревший француз дает мудрые философские советы 50-летнему неудачнику. Хотя сам Кантона, когда пытался философствовать во время интервью, выглядел специфично. Ну и черт с ним, приятно было увидеть легенду в столь неожиданном амплуа. Какой ведь хороший человек: и голы красивые забивает (что показано в фильме), и советы дает. Видимо, каждому необходимо завести себе такого кумира. Но гораздо неожиданней тот факт, что этот фильм снял Кен Лоуч. Слишком нетипичная для него работа.
Но не думай, что это сплошь кино про беседы. Здесь полно грустных, ироничных и забавных моментов, сделанных под впечатлением от харизмы того парня, который всегда бегал по футбольному полю с поднятым воротником и бил болельщиков ударами в стиле кунг-фу.