Культура

Кино по субботам #87

  • 13564
  • 1
  • Теодор Седин

Добро пожаловать в наш уютный 87-й кинобалаган. Твоему вниманию сегодня предоставляется 3 простых донельзя и 2 слишком глубоких фильма, за чье качество мы ручаемся головой и собственными эмоциями. Однако предупреждаем, если тебе не нравится — это не значит что фильм плохой, скорее всего, вам не по пути с режиссером.

1. Все могу (Absolutely Anything), 2015

brodude.ru_9.09.2016_hx3NZ0Rf8FC3M

Говорят что тощий и бледный английский комик Саймон Пегг в последнее время снимается в одном сплошном дерьме. Отчасти это справедливо, видимо у актера притупился нюх, и он забыл, как отличать хорошие сценарии от плохих, нормальных режиссеров от недоучек. И вот, когда все зрители схватились за жидкие волосенки с криком: «Саймон, хватит шквариться в третьесортном ширпотребе всяких идиотов» на горизонте замаячила личность, в чьем профессионализме сомневаться не приходится. Этим режиссером был... Нет, не Альберт Эйнштейн, а гораздо лучше — Терри Джонс! Один из великих богов с Олимпа, именуемого «Монти Пайтон». Именно Джонс значится как режиссер «Монти Пайтон и Священный Грааль», «Житие Брайана по Монти Пайтону», «Смысл жизни по Монти Пайтону», пускай и совместно с другим великим «Пайтоном» Терри Гиллиамом.

В последние годы Джонс все больше выступал как автор документальных исторических (и чертовски божественных) фильмов, сетуя на свой оксфордский диплом историка. Последний его фильм — экранизация традиционной английской сказки «Ветер в ивах» и сценарий к «Астерикс и Обеликс против Цезаря». И вот, спустя 19 лет, он сел в режиссерское кресло и выдал... Британскую версию «Брюса Всемогущего». Но это же «Монти Пайтон», и вместо Бога тут инопланетяне.

Получилась слишком британская комедия с характерным юмором и колоритом. Иногда юморок откровенно тупой и шутки плоские, но почему-то они идеально вписываются в канву классической английской комедии про превращение замученного учителя в счастливого человека, которого наделили способностью исполнять любые желания. Терри Джонс попытался сделать комедию, которая была бы смешна всем, и у него получилось. Это не шедевр, но вполне подойдет, чтобы скрасить выходной день и насладиться эталонной игрой комедийных актеров.
Нет, ничего подобного, ты все равно будешь ждать чего-то в стиле «Священного Грааля», это же Терри Джонс, мать твою!

2. Код доступа «Кейптаун» (Safe House), 2012

brodude.ru_9.09.2016_iHqwqTqH3E9AT

Что получится, если позвать самого приличного и талантливого чернокожего актера Дензела Вашингтона, Дедпула, Сиворта Давоса из «Игры престолов», замечательную ирландскую тушу Брендана Глисона и запихнуть их всех в остросюжетный ЦРУшный боевик? Получится как раз «Код доступа «Кейптаун», кстати, один из немногих фильмов, чье адаптированное название не раздражает, а называть фильм «Секретная квартира» или «Хрон» — ну совершенно неверно по отношению к такому фильму.

Если ты любишь кино про суровых мужчин, без доли юмора — то пожалуйста, это как раз оно. Любишь классические истории про разведчиков с годным экшном — включай «Код доступа» немедленно. Смотреть на то, как легендарный агент ЦРУ, пойманный за продажу секретов, и стажер-неудачник носятся по Кейптауну от мужчины с косой и бородкой, больно похожего на венгерского порноактера не то что приятно, а увлекательно, оторваться и заснуть сложно. И во многом это все благодаря Дензелу Вашингтону.
Понимаешь, есть такие роли, на которые смотришь с наслаждением, хочется чтобы этого персонажа показывали все 130 минут. Тобин Фрост в исполнении Вашингтона — это тот самый персонаж, за эту роль Вашингтон достоин самых громких адораций. Не сильно отстает от него и Рейнолдс. Шел 2012-й год, и Райан пытался всячески смыть позор провального «Зеленого фонаря». И надо сказать у него это получилось. Впрочем, актерский состав — самая сильная часть фильма, даже сильнее сюжета. Нет-нет, он не скучен, он может и банален, не блещет интригами, прямолинеен, но иногда боевики должны быть именно такими, не все же время охреневать от внезапных поворотов, некоторые с ними так заигрываются, что перебарщивают, а здесь все в меру и ничего высосанного из пальца. В общем яркий, вполне жизненный политический триллер, который смотрится на одном дыхании. 7,5 из 10.

3. Загон для собак (Dog Pound), 2009

brodude.ru_9.09.2016_8gAsvRHbOkWmu

Вполне реальная история про трех несовершеннолетних преступников, попавших в исправительную колонию. И теперь страдальцам предстоит сложный выбор: кому стать достойным сидельцем, кому петухом опущенным, кому куму сучить и подстилкой мусорской стать, а кому положить на все большим прибором и противостоять законам воровским.
В общем то, главный герой (а парень сыграл просто блестяще) выбирает последний путь, сначала вливаясь в систему, а потом плюя на авторитетов и беспределя по полной. Чистый бык, но с характером и благими намерениями, заступник всех слабых, сирых и побитых.

Никаких слюней, никаких сантиментов, напористо и динамично, по известным мотивам, но на устойчивой эмоциональной волне. Сплошной гнев, отчаяние, обида и безысходность — настроения, которые действительно царят в таких местах. Никакой лирики, все до омерзения банально и угрюмо, на одном воспаленном нерве, который с первых минут захватывает и увлекает в эту лишенную флэшбеков историю. Иначе историю про людей, попавших в исправительное учреждение, выживших и сломавшихся не показать.
Но увы, ни в какое сравнение с шедевральным «Беспределом» кино не идет.

4. Безумие (Šílení), 2005

brodude.ru_9.09.2016_t62jVf6GoO8jj

Как можно не любить чешский кинематограф, подаривший нам такой изысканный треш, как «Полено», «Безумие». Как сказал бы Эрик Картман: «Щщщщикарно», но не для людей со здоровой психикой. Такие люди такие фильмы смотрят с осторожностью. Хотя на самом деле ничего отвратительного в этой истории про фобии и страхи нет, половина населения планеты мучается от подобных страхов. Другое дело, что предложенный в картине метод их устранения и соответствующий антураж могут охарактеризовать режиссера картины не иначе как «Больной ублюдок».

Ты знаешь, что такое безумие? Вас Монтенегро тоже не знал, все он врал, и если бы он познакомился в Яном Шванкмайером, скорее всего в первую же минуту выстрелил себе в голову. Умеет человек соединять воедино абсурдизмом со странной логичностью реальности. Сознательная нагнетенная обстановка только усугубляет восприятие этого исключительного постмодерна. Все это в общей сложности, вместе с шикарным монтажом, порождает картину ужасов человека, среди психически неуравновешенных внутри общества.

5. Взгляд Одиссея (To vlemma tou Odyssea), 1995

brodude.ru_9.09.2016_0irOpyy1YL6ld

Про этот фильм не нужно говорить, его нужно просто смотреть, подумать, проникнуться и, если все пройдет гладко, всплакнуть где нужно. Ведь не спроста Тео Ангелопулос, всегда стремившийся в своих картинах раскрыть метафизику бытия, вложил столько души и сил в Одиссею по Дунаю и родным Балканам. История про режиссера А. (имени у него нет) в исполнении Харви Кейтеля, вернувшегося в Грецию после долгих лет ради поиска трех непроявленных роликов незаконченного фильма братьев Манаки — аромунов из Северной Греции и по совместительству пионеров балканского кинематографа.

Скажем сразу, Кейтель как всегда великолепен. Его персонаж — альтер-эго самого Ангелопулоса, такого же греческого режиссера, который хочет на родину, но ему кажется что потерял ее. Глубокая метафоричность картины довела ее до хронометража в 3 часа, но он не напрягает, напротив придает картине шарм. Кстати, метафоры в духе времени — 1995 год, балканская война, жестокая беспощадная междоусобица, такая же, какой была Троянская война. Путешествие Улисса — Кейтеля, который ищет не Итаку, а скорее свои кинематографические корни, проходит в куда более печальном антураже трагедии Балкан. Поэтому перед просмотром все-таки стоит перечитать «Иллиаду» и хотя бы вкратце изучить политическую обстановку той эпохи, чтобы понять, о чем хотел сказать Ангелопулос картиной, которая не может оставить равнодушным.