Кино по субботам #79

Теодор Седин
Июль 16, 2016
12.1k
2
Культура
в избранное

Столько не живут, сколько мы выпускаем нашу субботнюю рубрику. В преддверии юбилея, мы тоже решили предастся старческой ностальгии, и потому четыре из пяти фильмов сняты задолго до 2016 года. Но это ведь не значит, что они плохие, не так ли? Хорошее кино, как хорошее вино — с годами не теряет актуальности и прелести.

1. Конец прекрасной эпохи, 2015

brodude.ru_15.07.2016_47VdAZ5CotwEb

Бывает, смотришь фильм, и не можешь понять, о чем он, и в чем суть сюжета. И несмотря на это, ловишь от него неописуемый кайф. Так он берет за душу, что немедленно хочется перечитать всего Довлатова. Собственно, поэтому, кажется, что этот фильм ни о чем, тоже самое можно сказать и про книги Сергея Донатовича. Но ведь так интересно читать, что не оторваться. Ты просто видишь заставку, первые минуты фильма, и расслабляешься, предвкушая легкое, приятно, и вместе с тем интеллектуальное кино. Все как у первоисточника — весь фильм пьют, отпускают саркастические пендели в адрес нелепости советского строя, опять пьют, ведут себя аморально, не по-комсомольски, порочат честь советского человека, пишут, опять пьют, совокупляются, пьют, наслаждаются жизнью. И как-то так все естественно, что после просмотра возникает мучительное желание выпить, и при этом желательно на рабочем месте, и чтобы это самое место было в редакции какого-нибудь издания. А так как с местом работы у твоего покорного слуги совпало, то дело осталось за малым, найти бы стакан.
Спасибо режиссеру Говорухину за поразительную точность диалогов, передачу атмосферы и тому, что не сделал ехидную довлатовскую угрюмость совсем уж мрачной. Даже его любимица Ходченкова не смогла испортить картину.

2. Ва-банк (Vabank), 1981

brodude.ru_15.07.2016_U8jWobqZ9Ue5Y

Кто не любит этот фильм — тот не видел этот фильм. «Ва-банк», поднявший планку криминальных комедий так высоко, что никакие «Оушены» с друзьями и рядом не стоят.
30-е годы. Красивая жизнь, красивые преступления. Все делалось с изяществом и вкусом. И даже преступники могли быть благородными джентльменами. А их умение говорить крылатыми цитатами только добавляет лишний доллар в копилку обожания.
Внешне фильм выглядит очень стильно, и скорее напоминает западный. Ну как наш «Шерлок Холмс» или «10 негритят». Однако без польского колорита не обошлось, и, наверное поэтому фильм не похож ни на одну другую похожую картину этого же жанра. Плюс антураж Польши 30-х готов, которую с одной стороны уже начинает поджимать Германия, а с другой Советский Союз. Вроде бы все хорошо и красиво, но жареным в воздухе попахивает, и это только подчеркивает уникальность декораций.
А еще она является своего рода исключением из правил. Чаще всего, отцы снимают своих сыновей в кинолентах, тут же наоборот, Юлиуш Махульский снял своего отца Яна. Батя, что называется, вытащил фильм, еще бы не вытащил, гений же!

3. Аризонская мечта (Arizona Dream), 1991

brodude.ru_15.07.2016_56W1v7svhnJnl

А ты знал, что Джонни Депп, до того как сняться в блокбастере о пиратах, и ужастиках Бертона был падок на качественное авторское кино? Было дело, правда если бы Кустурица к тому моменту не стал любимцем крупных кинофестивалей, мировой богемы и главной надеждой европейского кино, то вряд ли бы он пошел к нему сниматься. Кустурица ехал покорять Голливуд. Голливуд же надеялся с помощью самобытного серба привлечь к себе внимание не только попкорновой публики, но и интеллектуалов всех мастей. Получилось, на мой скромный взгляд чудесно, и на взгляд жюри Берлинского кинофестиваля, давшего картине главный приз. Но в прокате картина провалилась, после чего, французские продюсеры, голливудские боссы, и сам Кустурица, поняв, что несколько лет каторжной работы не оправдали себя, послали друг друга нафиг, и пообещали никогда не работать друг с другом, что с успехом продолжается до сегодняшнего времени. Увы, все решает прокат, но нормальные люди увидели гениальную и очень самобытную картину, где перемешалось многое: самобытная манера Кустурицы, и подход американских актеров к ролям; гениальная музыка Горана Бреговича и бормотание воскресшего от годов наркотического угара Игги Попа. Кстати музыка из фильма зажила отдельной жизнью, настолько уж она самобытная и не похожая ни на что, никто не думал, что гуру балканской народной музыки и вечный панк смогут породить столь гениальное и ни на что не похожее.
А меж тем, это фильм о мечтах маленьких людей, и о том, чего эти мечты стоят. Один хочет стать великим актером и дословно повторяет сцены и диалоги из культовых фильмов. Другая — построить самолет и полететь в Папуа-Новую Гвинею. Третья — мечтает стать черепахой и жить вечно (однако все же, в итоге совершает самоубийство). А продавец «кадиллаков» мечтает соорудить из них лестницу до самой Луны. Все это, казалось бы, смешно, но Кустурица умеет делать абсурдное печальным и наоборот. Порция фирменного безумия гарантирована, тем более, что за безумие в большей степени отвечает сумасшедший Винсент Галло.

4. Затойчи (Zatôichi), 2003

brodude.ru_15.07.2016_Reo1fRtBYueW3

Исправляем давнее упущение наших субботних подборок — отсутствие в списках почетного самурая, который вел самое дебильное шоу для конченых мракобесов, и снимал отменные фильмы. Если вспомнить тайские, сингапурские, японские, корейские, и конечно же китайские боевики, то можно с уверенностью сказать — азиаты знают толк в годном месиве. Но над ними черным змием парит личность Такеши Китано. Много чего годного снял человек, в честь которого (совместно с Челентано) назвали сеть ресторанов в Краснодаре, но «Затойчи» стоит особняком. История про страдальца воина, и одинокого ронина, которые нуждаются друг в друге, вышла слишком уж мужской и брутальной. Впрочем, у Китано иначе не бывает.
Вот смотришь на двух суровых мужиков, со сложным чувством юмора, своеобразным характером и железобетонной философией, и думаешь, а неужели твоему другу тоже заплатили за то, чтобы он тебя убил?

5. Робокоп (RoboCop), 1987

brodude.ru_15.07.2016_ZBSpXl4VVOtpG

Голландец Пол Верховен страшно любит дикий первобытный натурализм. Хлебом не корми — дай показать отстреленный член, руку, мертвого младенца, засунутого в бочку, и похороненного своим отцом в луже, негра, ковыряющегося в месячных стриптизерши. Квинтэссенцией жестокости, разумеется, без всякого сомнения стал старый-добрый «Робокоп». Все уже и позабыли про недавний ремейк, но никто не может забыть сцену расстрела Мерфи из оригинального фильма 1987 года, где город Детройт еще полон жизни и не напоминает безлюдную пустыню. Сцена с отстреленными членами, вырезанная из теле и кино-версий тоже оттуда. Верховену пришлось вырезать львиную долю крови и насилия, чтобы фильм выпустили в прокат, но даже в таком виде он шокировал общественность. Причем, грязь была не в батальных сценах, а именно в отображении социальной среды славного Детройта. Продажные кокаинисты-чиновники, наркоманы, насильники — хулиганье одним словом. Хороших людей, кажется и нет. Есть только мегакорпорации и маргиналы, а посередине единственный честный коп, над которым расправились пожестче, чем в ИГИЛ. Теперь он многотонный болванчик, борющийся с преступностью, и несмотря на цельнометаллическую оболочку и мощный процессор, не утративший человеческого. Ради справедливости он готов разнести корпорацию, которая его породила.
Саундтрек писал гениальный Бэзил Полидурис. Эпичное звучание духовых клином вгрызлось в кору головного мозга, и давно рвется на вершину личного списка лучших саундтреков. Разумеется, этот фильм видел каждый, но не мешало бы пересмотреть, на свежую голову, чтобы понять, почему Майкл Бэй, со своей F/X графикой не может также впечатлить. Нас уже впечатлил Робокоп, тот, кто в детстве вырезал из картона броню как у Робокопа не может такое не полюбить.